Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений.
Введение
1. Понятие национальной экономки…………………………………………....1
1.1 Что такое национальная экономика……………………………...............1
1.2 Единство формы и содержания ………………………………………….2
1.3 Воспроизводственная структура…………………………………………5
1.4 Отраслевая структура …………………………………………………….5
1.5 Региональная структура национального производства………………....7
1.6 Институциональная структура……………………………………………8
1.7 Структура отношений с внешним миром……………………………….8
1.8 Экономическая структура…………………………………………………8
1.9 Социальная структура……………………………………………………..9
2. Цели и задачи функционирования национальной экономики……………..11
2.1 Цели национальной экономики…………………………………………..11
2.2 Занятость населения страны……………………………………...............12
2.3 Подавление инфляции…………………………………………………….13
2.4 Защита окружающей природной среды…………………………………13
2.5 Современность структурных сдвигов…………………………………...14
2.6 Экономическая безопасность страны……………………………………15
2.7 Экономическая эффективность………………………………….............15
3. Система планирования и прогнозирования национальной экономки…….16
3.1 Специфика перспективного планирования в переходной экономике..16
3.2 Современный подход планирования и прогнозирования национальной экономики………………………………………………………………………..19
3.3 Итоги реализации. Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы…………………………………….24
3.4 Основные цели и задачи социально – экономического развития страны на 2006 – 2010 годы……………………………………………………………..31
4. Характеристика целей в рыночных условиях………………………………35
4.1 Цели развития национальной экономики………………………………35
5. Перспективы использования местных природных ресурсов в обеспечении устойчивости национальной экономики……………………………………….39
Заключение
Список используемой литературы
Разрушение централизованной экономики не означает абсолютного отрицания роли государства в планировании социально – экономического развития. Однако меняются содержание и организация самого планирования: жёсткое директивное планирование заменяется направляющим,0 регулирующим и другими его видами, в наибольшей степени соответствующими рыночными отношениями. Взаимодействие планирования саморегулирования по отношению к социально – экономическим системам рассматривается не с позиции антагонизма и отрицания, а симбиоза и органического сочетания.
Основным инструментом такого симбиоза выступает индикативное планирование, которое пришло на смену директивному и рационально сочетает в себе рыночный механизм саморегулирования, учитывающий действие объективных законов рынка, и регулирующее воздействие государства на социально-экономические процессы. Благодаря этому индикативный план становится эффективным инструментом управления экономикой, что подтверждается опытом экономически развитых стран с рыночной экономикой (Франция, Япония).
18
Индикативное планирование призвано выполнять три важные функции:
1) информационную – планами и прогнозами государство информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной экономической политике, что позволяет им формировать на этой основе свои бизнес-планы;
2) стабилизационную – дает возможность ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;
3) согласительную – позволяет правительству и негосударственным субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласований.
Переход к индикативному планированию предполагает эффективное использование лучших достижений централизованного планирования см учётом их оценки применительно к новым условиям. К этим достижениям следует отнести широко применявшийся в последние годы методологию и методы разработки комплексных программ, социально – экономических, научно – технических и экологических прогнозов; систему планов различного временного горизонта; метода целеполагания, сценариев, вариантности и комплексности; систему взаимоувязанных балансовых расчёт; разработку экономических и социальных нормативов, позволяющих оценить динамику эффективности производства, структурных сдвигов, изменения макропропорций. Используемая на уровне предприятия и объединений система прямых хозяйственных связей и договоров на постановку продукции во многом стала прообразом фьючерсного рынка, перспективного формирования портфеля заказов и производственной программы бизнес – планов предприятий и ассоциаций. Разработанные в республике Комплексная программа научно – технического прогресса, Основные направления социально – экономического развития страны на долгосрочную перспективу ,Программа социально – экономического развития Республики Беларусь на2001 – 2005 годы, а также ежегодно составляемые прогнозы социально – экономического развития страны – примерно междисциплинарного сотрудничества и научной обоснованности используемых методологических и методических подходов к прогнозированию и планированию социально – экономических процессов, разработке экономической политике и стратегии государства.
Всё перечисленное, по сути, является основой нового понимания сущности государственного регулирования и индикативного планирования. Имеется в виду планирование не как движение «сверху вниз» и «снизу вверх» заданий, показателей и данных об их выполнении, а как государственная плановая информация, правовые и экономические нормы и нормативы, государственная организация и поддержка всех, что формирует созидательную атмосферу в экономике и высокую организованность в деятельности каждого работника, коллектива, разрешение экономических интересов работников, предпринимателей и государства. Это и есть новая
19
парадигма и сущность планирования в системе управления социально – экономическими процессами в переходной к рынку периоду.
Индикативный план должен включать результаты исследований всего многообразия актуальных проблем как на длительную, так и на ближайшую перспективы. Это – разработка стратегии социально – экономического развития государства, включая выбор перспективной модели экономики, разгосударствление и приватизацию, развитие предпринимательства, формирование рынка и его инфраструктуры, демонополизацию экономики, выбор приоритетов и направлений инновационной, инвестиционно – структурной и внешнеэкономической политики, определение макропропорций и системы государственных регуляторов, создание системы социальной защиты и гарантий для населения, формирование правовой базы.
Широкий круг проблем, охватываемых индикативным планом, требует соответствующей их проработки в предплановых и плановых документах по всем срезам народнохозяйственного комплекса и различным временным горизонтам.
С учетом единства объекта исследования, необходимости взаимоувязки и согласования в индикативном плане основных аспектов развития экономики – научно – технического, социально – экономического, экологического, отраслевого и регионального – документы информационно – методологически и методически следует свести в единую систему индикативного планирования.[8, с.540 - 542]
3.2 Современный подход планирования и прогнозирования национальной экономики
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется её сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. даёт возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений. Государственное регулирование экономических процессов обусловлено объективной необходимостью обеспечения общественного контроля за развитием социально-экономических процессов и положением государства в качестве носителя
законодательной и административной власти.
20
В современной рыночной экономике нет единой модели планирования, которая была бы пригодна для всех экономических систем. Ключевые
факторы, определяющие вид планирования, зависят от соотношения государственного и частного влияния на общественно-политические и социально-экономические процессы.
Типы макроэкономического планирования:
-директивное (административно-командное);
-индирективное;
-регулятивное;
-индикативное;
-стратегическое.
Директивное (административно-командное) планирование, как правило, свойственно социалистической системе.
Индирективное планирование также базируется на ведущем месте государственной собственности на средства производства. Государственное управление и в данном случае реализует в планах свою стратегию и приоритеты, но набор средств реализации планов более широк. В качестве экономических регуляторов здесь используются цены, ставки процента, налоги, кредиты, валютные курсы и т.д. Хозяйственным звеньям, не справившимся с планом, уже не грозит административное наказание, хотя приходится отказываться от приоритетов в формировании фондов экономического стимулирования, первоочередности выделения государственных ресурсов и т.д. Для реализации индирективных планов требуется не только активное содействие хозяйственным единицам, но и придание соответствующей значимости экономическим параметрам, которые имитируют конкуренцию и деятельность рынка.
Регулятивное планирование характерно для смешанной экономики. На хозяйственной арене в данном случае выступают два главных субъекта:
государство и частный сектор экономики. При этом доли государственной и частной собственности либо одинаковы, либо один из секторов является преобладающим, но урезан другим сектором. В такой системе взаимодействуют план и рынок, при этом государственный сектор спланирован централизованно, а частный — индивидуально. Государственный сектор воздействует на частный и направляет его развитие посредством налоговой и кредитной систем. Частный сектор оказывает содействие государственному в выполнении плановых нормативов. Взаимодействие между государственным и частным секторами может осуществляться как на основе обязательного соблюдения рычагов экономического механизма, так и на договорных принципах.
Промежуточную позицию между государственным и частным секторами может занимать кооперативный сектор. Если он будет спланирован централизованно, то в случае господства в нём частной собственности планирование может носить индикативный характер. Однако в случае наличия смешанной экономики субъект государственного
21
управления выполняет функции главного координатора национальной экономики. План и рынок выполняют разные функции. Т.е. участники рынка
могут действовать обособленно, государство вынуждено выносить хозяйственные решения с учётом рыночного механизма не только по
отношению к частному сектору, но и по отношению к своим собственным звеньям экономики. В результате этого товарное производство из формального превращается в реальное. При регулятивном планировании между планом и рынком формируется действительное разделение труда, в рамках которого и план и рынок способны компенсировать ошибки друг друга.
Индикативное планирование также типично для смешанного хозяйства, но цели планирования меняются. Плановые нормативы содержат здесь лишь общие контуры государственного прогноза, но могут включать более чёткие ориентиры в области государственных расходов и капиталовложений, поэтому главной задачей индикативных планов выступает координация использования государственных ресурсов без вмешательства в оперативные действия предпринимателей. Макроэкономические показатели рассчитываются для того,
чтобы они ориентировали частный сектор на достижение возможного объема производства, установление уровня цен на продукцию, давали возможность учитывать объем спроса на продукцию. План выполняет здесь весьма скромную роль по отношению к рынку.
Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную
перспективу и определяет основные направления социально-экономического развития страны. При этом правительство выбирает приоритеты развития национальной экономики, ведущую роль в реализации которых должно играть государство. При этом целью стратегического планирования можно считать обеспечение экономического потенциала страны, достаточного для устойчивого развития национальной экономики. В промышленно развитых странах стратегическое планирование проявляется в большом внимании к развитию образования, науки, наукоёмких отраслей промышленности.
Формирование смешанной экономики и её движение к рынку требуют учёта и использования всех возможных типов планирования исходя из их рациональной целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам.
В Республике Беларусь сочетаются директивное и индикативное планирование, при этом, в последнее время наблюдается усиление директивного характера планирования.
Экономическое прогнозирование представляет собой систему научных исследований о возможных направлениях будущего развития экономики и её отдельных сфер. В макроэкономическом планировании оно играет особую роль, ибо даёт возможность вероятностного видения исследуемого объекта в будущем. Научное прогнозирование выступает
22
формой научного предвидения. Оно, как правило, предшествует разработке социально-экономических и научно-технических программ и планов.
В зависимости от сферы применения прогнозирование бывает:
-социально-экономическое (даёт оценку возможным перспективам изменениям экономических и социальных условий жизнедеятельности общества);
-научно-техническое (нацелено на разработку научных, технических и технологических средств реализации перспективных планов социально-экономического развития).
В зависимости от уровня управления:
-народнохозяйственное (учитывает возможность оптимальной реализации цели производства, осуществления задач экономического развития);
-отраслевое (осуществляется в зависимости и с учётом роли отраслей, регионов в реализации перспективных планов макроэкономического планирования);
- прогнозирование развития предприятий (определяется с учётом передовых тенденций в экономическом и социальном аспектах, на основе новейших достижений техники и технологии производства).
По степени обоснованности прогнозирование:
-поисковое (состоит в оценке перспективных тенденций развития объекта исследования.);
-нормативное (связано с определением путей и сроков достижения желаемых состояний исследуемого объекта на основе сложившихся показателей).
Экономический прогноз должен дать объективное, достоверное
представление о том, что будет при тех или иных условиях. Экономический прогноз может стать надёжной основой для принятия государственных решений или посылкой для включения прогноза в макроэкономический план, придав тем самым ему директивный характер. Процесс составления экономического прогноза должен базироваться на определенных методологических принципах.
К числу методологических принципов прогнозирования следует отнести прежде всего принцип этапизации прогнозирования. Его сущность состоит в поэтапном решении задач составления прогноза. Первым этапом должно служить предвидение того, что может произойти. Речь здесь идёт о разработке поискового прогноза, отвечающего на вопрос о том, что может произойти в экономике, если, например, государственное воздействие на экономические процессы останется неизменным. Ответ на вопрос покажет, какие сферы экономики потребуют государственного вмешательства в случае, если прогноз придётся реализовывать. Следующим этапом выступает разработка нормативного, или целевого, прогноза. Точное планирование требует научных, точно выверенных, дающих достоверную информацию расчётов. Основой для проведения такого рода расчётов должен служить разработанный на первом этапе поисковый прогноз. Очередной этап