Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа
Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений.
Введение
1. Понятие национальной экономки…………………………………………....1
1.1 Что такое национальная экономика……………………………...............1
1.2 Единство формы и содержания ………………………………………….2
1.3 Воспроизводственная структура…………………………………………5
1.4 Отраслевая структура …………………………………………………….5
1.5 Региональная структура национального производства………………....7
1.6 Институциональная структура……………………………………………8
1.7 Структура отношений с внешним миром……………………………….8
1.8 Экономическая структура…………………………………………………8
1.9 Социальная структура……………………………………………………..9
2. Цели и задачи функционирования национальной экономики……………..11
2.1 Цели национальной экономики…………………………………………..11
2.2 Занятость населения страны……………………………………...............12
2.3 Подавление инфляции…………………………………………………….13
2.4 Защита окружающей природной среды…………………………………13
2.5 Современность структурных сдвигов…………………………………...14
2.6 Экономическая безопасность страны……………………………………15
2.7 Экономическая эффективность………………………………….............15
3. Система планирования и прогнозирования национальной экономки…….16
3.1 Специфика перспективного планирования в переходной экономике..16
3.2 Современный подход планирования и прогнозирования национальной экономики………………………………………………………………………..19
3.3 Итоги реализации. Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы…………………………………….24
3.4 Основные цели и задачи социально – экономического развития страны на 2006 – 2010 годы……………………………………………………………..31
4. Характеристика целей в рыночных условиях………………………………35
4.1 Цели развития национальной экономики………………………………35
5. Перспективы использования местных природных ресурсов в обеспечении устойчивости национальной экономики……………………………………….39
Заключение
Список используемой литературы
23
по составлению прогноза связан с подготовкой для правительства предложений по набору конкретных мер государственного регулирования и воздействия на экономику. Государство может прибегнуть к налогам и
налоговым льготам, процентам за кредит, порядку начисления амортизации и т.д., но оно может ввести и использовать и более действенные рычаги — бюджетные инвестиции, субсидии, дотации и др. Если возникает необходимость, могут быть введены определенные государственные ограничения, касающиеся материально-вещественных или иных потоков, — лицензии, квоты, а также контрактные государственные заказы. Последним этапом прогнозной деятельности является корректировка нормативного прогноза с учётом реального действия выбранных экономических регуляторов.
Важными методологическими принципами прогнозирования являются:
- принцип вариативности прогнозов. Мера и характер воздействия государства на экономику не единственные элементы сценариев экономического прогнозирования. Вступить в силу могут, например, прогноз погодных условий, определяющий урожайность сельскохозяйственных культур, прогноз наступления болезней и т.д. В принципе таких вариантов прогнозов может быть очень много, поэтому следует разумно ограничивать их число.
- принцип социальной направленности и приоритетов общественных потребностей. В приоритетном порядке должны развиваться отрасли экономики, направленные на человека.
- принцип повышения эффективности общественного производства или принцип оптимальности. Это означает, что в прогнозах должны отражаться достижения науки и техники. Они должны ориентировать хозяйствующих субъектов на совершенствование структуры производства, повышение объёма выпускаемой продукции, более эффективное использование имеющихся ресурсов.
- принцип пропорциональности и сбалансированности. Он означает, что прогнозы должны быть сбалансированы по ресурсам и возможностям экономики, они должны отражать сложившиеся пропорции и ориентировать экономику на формирование прогрессивных пропорций, сдвигов в экономике.
- принцип сочетания отраслевого и регионального аспекта прогнозирования. Это значит, что в прогнозах должны быть отражены основные направления развития отраслей экономики и в то же время должен использоваться территориальный подход к прогнозированию с тем, чтобы обеспечить комплексное использование ресурсов, которыми располагает данный регион.
- принцип приоритетов. Он означает, что из всего многообразия отраслей,
производств необходимо выделить главные и направить на их развитие
ресурсы, увязать цели развития экономики с ресурсами.
- принцип непрерывности. Он предполагает непрерывность процесса
24
прогнозирования, взаимную увязку долгосрочных, среднесрочных и
краткосрочных прогнозов.
- принцип комплексности или системности. Он предполагает рассмотрение экономики как системы и в свете системного подхода выявить системные свойства объекта, обеспечить комплексность решения социально - экономических, организационных, научно-технических и др. проблем, оптимизировать структуру и характер развития системы.
- принцип адекватности. Он означает, что прогнозируемые цифры должны отражать объективное состояние экономики, применяемые модели прогнозирования должны соответствовать процессам и тенденциям развития реальной экономики.[8, с.544 - 546]
3.3 Итоги реализации. Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы
В прошедшем пятилетии работа всех органов государственного управления, всех коллективов и организаций Республики Беларусь была направлена на решение задач и достижение параметров Программы социально-экономического развития страны на 2001-2005 годы, реализацию ежегодных прогнозов социально-экономического развития.
Для этого осуществлялись первоочередные меры Комплексного плана действий Правительства Республики Беларусь и Национального банка по выполнению параметров ежегодных прогнозов социально-экономического развития, бюджета, Основных направлений денежно-кредитной политики, Программы структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь, Национальной программы привлечения инвестиций в экономику страны и ряда других программных документов. Принятые меры способствовали увеличению объёмов производства [1, с.14] и улучшению качественных параметров функционирования реального сектора экономики (таблица 2.1).
Выполнение основных макроэкономических показателей, предусмотренных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы
25
Показатели, Программы | Проценты | Выполнение показателей программы | 2005 год к уровню 1990 года | 2005 год к уровню 1995 года |
Валовой внутренний продукт | 135-140 | 143,1 | 127 | 1,9 раза |
Продукция промышленности | 128-132 | 151,8 | 153 | 2,5 раза |
Продукция сельского хозяйства | 122-128 | 125,7 | 90 | 1,2 раза |
Инвестиции в основной капитал | 160-170 | 184 | 96,2 | 2,5 раза |
Производство потребительских товаров в том числе: продовольственные товары непродовольственные товары | 142-147
139-144
146-152 | 150,4
151,1
150,4 | 166
117
198 | 2,8 раза
2,3 раза
3,4 раза
|
Объём внешней торговли (с учётом услуг по методологии платёжного баланса) в том числе: экспорт импорт | 142-150
143-152 141-149 | 229
237,6 220,8 | -
- - | 3,3 раза
3,4 раза 3,1 раза |
Реальные денежные доходы населения | 158-163 | 176,7 | 174,7 | 3,4 раза |
Реальная заработная плата | 180-185 | 205,5 | 195,3 | 3,5 раза |
Розничный товарооборот | 150-155 | 209,9 | 217 | 5 раз |
Платные услуги населению | 160-165 | 171,6 | 93 | 2,6 раза |
Снижение энергоёмкости ВВП | 20-25 | 25,5 | - | - |
Ввод в эксплуатацию жилых домов, млн. кв.м за период | 12,75-15 | 16,12 | 72 | 1,9 раза |
26
Значительно превышены задания Программы на 2001-2005 годы по выпуску промышленной продукции, объёму экспортно-импортных операций,
росту реальных денежных доходов населения и заработной платы, розничного товарооборота. Республика Беларусь в 2005 году по многим параметрам превысила уровень докризисного 1990 года: по производству ВВП – на 27%, выпуску промышленной продукции – на 53%, производству потребительских товаров – на 66%, по реальным денежным доходам и заработной плате – в 1,7 и 2 раза соответственно, розничному товарообороту – в 2,2 раза, хотя производство продукции сельского хозяйства составило 90%, инвестиций в основной капитал – 96,2% от уровня 1990 года. Для сравнения следует отметить, что ведущие государства – участники СНГ по основным параметрам в большей степени отстают от уровня докризисного года (таблица 2.2).
Таблица 2.2
Индексы изменения основных показателей развития экономики Беларуси и крупнейших государств – участников СНГ (2004 год к уровню 1991 года)
(процентов)
Страна | ВВП | Продукция промышленности | Продукция сельского хозяйства | Инвестиции в основной капитал |
Беларусь | 117,3 | 140 | 92,3 | 75,1 |
СНГ* в том числе: Россия Украина Казахстан | 89
89,5 66,7 116,5
| 80
76 96 89 | 80
74 73 82*** | 54
43 47** 62 |
*Содружество Независимых государств. Стат.сб.2005.
**2003 год к 1991 году
***Статбюллетень СНГ 2005. № 14, июль.
В прошедшем пятилетии улучшились качественные параметры функционирования экономики – повысилась рентабельность реализованной продукции (работ, услуг) с 7,8% в 2001 году до 13,5% в 2005 году, снизилась доля убыточных организаций соответственно с 33,4% до 3,5%. Снизилось соотношение запасов и среднемесячного объёма производства промышленной продукции с 63,8% за 2001 год до 51,9% за 2005 год.
Увеличилась покупательская способность среднемесячной заработной платы. За 2001-2005 годы оплата труда возросла в номинальном выражении увеличилась в 8 раз, среднемесячный размер пенсии по возрасту – в 8 раз при росте индекса потребительских цен в 3,8 раза. Ускорение экономического роста и повышение эффективности функционирования экономики
27
обеспечила к концу 2005 года средний уровень заработной платы в эквиваленте 261 доллар США.
Благодаря постепенному переходу к более жёсткой денежно-кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укрепления доверия к белорусскому рублю [1, с.16], существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269%, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Крое того, Национальному банку практически удалось обеспечить выполнение целевого значения обменного курса белорусского рубля к доллару США на уровне 2155 рублей в 2005 году. В базисном пятилетии обеспечена стабильность потребительского рынка. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8% по сравнению с 107,5% в 2000 году.
2001-2005 годы стали важным этапом утверждения целевых ориентиров развития белорусской науки, повышения эффективности научных исследований и разработок, расширения сферы приложения их результатов и инновационной деятельности, разработки новейших технологий, в том числе обеспечивающих ресурсосбережение, энергетическую безопасность страны, экологизацию производства.
В стране созданы основы нормативной и правовой базы, регулирующей отношения в сфере научной и инновационной деятельности, её финансового обеспечения, создания охраны и использования объектов интеллектуальной собственности.
При достаточно высоких темпах роста ВВП увеличение объёмов внутренних затрат в научной отрасли оказалось более интенсивным, что отвечает государственным приоритетам социально-экономического развития.
Интенсификации научной деятельности содействовали мероприятия по её материальному стимулированию, в частности снижение в 2 раза ставки налога на прибыль организаций, включённых в перечень высокотехнологичных, освобождение от уплаты НДС организаций, выполнявших научные исследования и разработки, снижение до 10% НДС для организаций, применяющих новые и высокие технологии и др. Наметился рост заработной платы работников научной сферы.