Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Мировой опыт показывает, что при становлении рыночной экономики происходит структурная перестройка национальной экономики, меняется ее сбалансированность. Поэтому разрабатываются и осуществляются меры по планированию национальной экономики, исходя из их рациональности, целесообразности по отношению к народному хозяйству в целом или отдельным экономическим структурам. В макроэкономическом планировании особую роль играет экономическое прогнозирование, т.к. дает возможность вероятного виденья исследуемого объекта в будущем. Экономический прогноз может стать надежной основой для принятия государственных решений.

Содержание

Введение
1. Понятие национальной экономки…………………………………………....1
1.1 Что такое национальная экономика……………………………...............1
1.2 Единство формы и содержания ………………………………………….2
1.3 Воспроизводственная структура…………………………………………5
1.4 Отраслевая структура …………………………………………………….5
1.5 Региональная структура национального производства………………....7
1.6 Институциональная структура……………………………………………8
1.7 Структура отношений с внешним миром……………………………….8
1.8 Экономическая структура…………………………………………………8
1.9 Социальная структура……………………………………………………..9
2. Цели и задачи функционирования национальной экономики……………..11
2.1 Цели национальной экономики…………………………………………..11
2.2 Занятость населения страны……………………………………...............12
2.3 Подавление инфляции…………………………………………………….13
2.4 Защита окружающей природной среды…………………………………13
2.5 Современность структурных сдвигов…………………………………...14
2.6 Экономическая безопасность страны……………………………………15
2.7 Экономическая эффективность………………………………….............15
3. Система планирования и прогнозирования национальной экономки…….16
3.1 Специфика перспективного планирования в переходной экономике..16
3.2 Современный подход планирования и прогнозирования национальной экономики………………………………………………………………………..19
3.3 Итоги реализации. Программы социально – экономического развития Республики Беларусь на 2001 – 2005 годы…………………………………….24
3.4 Основные цели и задачи социально – экономического развития страны на 2006 – 2010 годы……………………………………………………………..31
4. Характеристика целей в рыночных условиях………………………………35
4.1 Цели развития национальной экономики………………………………35
5. Перспективы использования местных природных ресурсов в обеспечении устойчивости национальной экономики……………………………………….39
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в РБ.doc

— 347.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем не преодолены негативные тенденции развития отрасли, в частности низкие темпы обновления материально-технической базы науки, отток кадров, что сдерживает решение проблем их омоложения и качественного роста.

Сравнительно высокими темпами развивалась промышленность – наращивание объёмов производства промышленной продукции обеспечено при опережающем росте производительности труда, увеличены объёмы экспорта и валютных поступлений, закреплена положительная тенденция по энергосбережению, увеличились масштабы привлечения инвестиций в основной капитал. Расширение маркетинговых исследований, проведение

28

сертификации выпускаемой продукции, дальнейшее развитие интеграционных связей со странами СНГ, прежде всего с Российской

Федерацией, позволили усилить позиции белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках.

Прирост промышленной продукции за 2001-2005 годы составил 51,8% против 28%-32%, предусмотренных Программой на 2001-2005 годы.

Развитие топливно-энергетического комплекса осуществлялось в соответствии с Основными направлениями энергетической политики Республики Беларусь на 2001-2005 годы и на период до 2015 года, одобренными Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 октября 2000гю № 1667 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 104. 5/4432), и было направлено на реализацию структуры энергетических мощностей и систем транспортировке энергоносителей. Приоритетным направлением модернизации электроэнергетических мощностей остаётся внедрение и использование паро- и газотурбинных, парогазовых установок.

Проведены модернизация и техническое перевооружение некоторых объектов комплекса, введены в строй новые мощности на Пинской ТЭЦ, Бобруйской ТЭЦ-1, Витебской ТЭЦ, Лидской ТЭЦ, а также мини-ТЭЦ. На Берёзовской ГРЭС проведена реконструкция третьего и четвёртого энергоблока, общая мощность станции составляет 1060 МВт. В результате за рассматриваемый период по энергосистеме введено 171,31 МВт установленной  мощности. Построены и реконструированы линии электропередач [1,с.19] напряжением 330 кВ и протяжённостью 214,7 км, электрические сети соответственно 35-110 кВ – 72,1 км, 0,4-20 кВ – 7193,6 км.

На 1 января 2005 г. уровень износа основных фондов в электроэнергетике достиг 60,7%, средневзвешенный срок службы генерирующих источников составил 29,7 года при нормативном – 27 лет. Электротехническое оборудование физически и морально устарело, по техническим и экономическим характеристикам е отвечает современным требованиям.

Ежегодный прирост ввода распределительных газовых сетей составил 1500-1600 км. За последние годы построены газораспределительные станции для обеспечения природным газом таких районных центров, как Пинск, Вилейка, Столин, Иваново, Глубокое, Поставы, Докшицы, Старые Дороги и др. Заканчивается газификация Полесья.

Продолжалась модернизация белорусских нефтеперерабатывающих заводов Глубина переработки нефти в ОАО «Нафтан» достигла 70%, в ОАО «Мозырский НПЗ»-66%.

Реализация мер энергосберегающей политики обеспечила прирост ВВП практически без прироста валового потребления топливно-энергетических ресурсов, снижение энергоёмкости ВВП за 2001-20050годы на 25,5%.

29

В машиностроительном комплексе значительно перевыполнено задание Программы на 2001-2005 годы по увеличению объёмов

производства. За этот период объём продукции возрос в 1,8 раза, что выше установленного задания. Этому способствовала селективная государственная поддержка выбранных в качестве «точек роста» предприятий и производств, разработка и освоение принципиально новых видов продукции, пользующихся спросом на внутреннем и внешних рынках. Важной предпосылкой экономического подъёма стало осуществление научно-технических программ, углубление производственной кооперации с предприятиями Российской Федерации.

Вместе с тем современное состояние машиностроения характеризуется высокой степенью износа машин и оборудования (до 85%), что не способствует большинству предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию. Сложным остаётся и финансовое положение предприятий, остро стоит проблема поиска средств на техническое перевооружение.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность не только удовлетворяет потребности страны в своей продукции, но и значительную часть (порядка 40%) экспортирует. Исключение составляет целлюлозно-бумажная отрасль, которая является наиболее слабым звеном отечественного лесопромышленного комплекса. Потребности страны в целлюлозе и бумаге удовлетворяются в основном за счёт импорта. Для частичного решения проблемы импортозамещения по целлюлозосодержащим фабрикатам в ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» завершается строительство второй очереди целлюлозного завода.

Позитивные изменения происходят в развитии строительного комплекса: среднегодовой рост объёмов подрядных работ и промышленности строительных материалов составил 10% в год. Предприятия промышленности выпускают строительные материалы, способные обеспечить не только внутренние потребности страны, но и внешнего рынка. Промышленность комплекса сохраняет экспортную направленность, сертифицированы практически все строительные материалы и изделия, определяющие потребительские свойства жилья, осуществляются меры по обновлению основных средств.

Однако не все задачи инвестиционной и инновационной политики в отрасли решены. Не в полной мере удовлетворяет современным требованиям качество строительной продукции. Актуальными являются задачи модернизации предприятий отрасли, обновления технической базы и машинного парка строительных машин, совершенствования структуры мощностей по выпуску стеновых материалов. Остаются высокими энерго- и материалопотребление, низок уровень рентабельности. Снижается ценовая конкурентоспособность белорусских строительных материалов на российском рынке.

 

30

Рост инвестиций в основной капитал за последнюю пятилетку (в среднем 13% в год) позволил в 2005 году достигнуть 96,2% их объёма от уровня 1990 года. Это положительно отразилось на обновлении основных

средств и увеличении инвестиций по объектам производственного назначения (с 57,6% в 2000 году до 65,7% в 2005 году) и технологической структуре, где доля инвестиций на машины, оборудование, транспортные средства, инструмент, инвентарь увеличилась с 37,8% в 2000 году до 46,9% в 2005 году.

Обеспечение населения жильём остается одним из главных приоритетов социально-экономического развития страны. В 2001-2005 годах обеспечена положительная динамика объёмов ввода жилья. Обеспеченность жильём в среднем на одного жителя в 2005 году (по оценке) составила 23 кв. метра, что соответствует заданным параметрам, и на 1,4 кв. метра превышает уровень 2000 года. Ввод жилья в сельской местности и малых городах составит ежегодно в 2006-2010 годах около 32% общего объема ввода (за 2005 год составил 41%).

На начало 2005 года на очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло 525 тыс. семей, что на 43,8 тыс. семей меньше, чем на начало 2001 года (около 14% общего количества семей).

Проблемой остается снижение стоимости строительства 1 кв. метра жилья, которая, несмотря на принимаемые меры по ресурсо- и энергосбережению, значительно опережает темпы роста доходов населения.

В агропромышленном комплексе в 2001-2005 годах осуществлялось дальнейшее углубление специализации, совершенствовался организационно-экономический механизм, укреплялась материально- техническая база, шло реформирование убыточных сельскохозяйственных организаций с реструктуризацией задолженности, развивались кооперация и интеграция. Приоритет отдан крупнотоварному производству как важнейшему фактору повышения эффективности и конкурентоспособности продукции АПК. По темпам роста продукции сельского хозяйства (125,7%) и производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчёте на душу населения Беларусь занимает одно из первых мест среди стран СНГ.

Среднедушевое производство зерна возросло с 485 кг в 2000 году до 657 кг в 2005 году, овощей – со 138 до 205 кг, льноволокна – с 3,7 до 5,2 кг, сахарной свеклы – со 147 до 314 кг, молока – с 449 до 581 кг, мяса (в убойном весе) – с 60 до 71 кг.

  Наряду с позитивными сдвигами в сельском хозяйстве имеется ряд факторов, которые сдерживают его развитие: диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленную продукцию и услуги, тяжелое финансовое положение предприятий отрасли, низкий уровень мотивации и производительности труда, низкий уровень развития интеграционных процессов.

Основное внимание в развитии перерабатывающей промышленности уделяется увеличению объемов производства продукции, повышению уровня

31

потребления, техническому и технологическому перевооружению производства, ресурсосбережению, охране окружающей среды. В 2005 году

по сравнению с 2000 годом общий объем производства продукции вырос на 47,8%, что выше программных показателей (26-34%).

Анализ социально-экономической ситуации в стране показывает, что, несмотря на складывающиеся положительные тенденции, в экономике имеется ряд нерешенных проблем.

Основными из них являются:

-недостаточная эффективность производства и сложное финансовое положение значительного числа организаций реального сектора экономики;

-высокий уровень физического и морального износа основных средств, высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость его от конъюнктуры цен на импортируемые топливно-энергетические и сырьевые ресурсы;

-ограниченность инвестиционных ресурсов и инновационных возможностей для обновления основных фондов, преодоления технического и технологического отставания существующих производств;

-высокий уровень налоговой нагрузки, сдерживающий деловую активность и развитие частного сектора;

-недостаточное развитие малого предпринимательства.

Решение этих проблем будет способствовать макроэкономической стабилизации и создаст надёжную основу для устойчивого социально-экономического развития страны.

 

 

 

3.4 Основные цели и задачи социально-экономического развития страны на 2006-2010 годы

 

 

 

 

Третьим Всебелорусским народным собранием, состоявшимся в марте 2006 года, были одобрены Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, главной целью которого остается дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого экономического роста,    макроэкономической устойчивости и повышения конкурентоспособности экономики.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Указом Главы государства от 12 июня 2006 года № 384 была утверждена   Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы (далее – Программа). Программа стала важнейшим документом, на реализацию которого направлены основные усилия Правительства и органов государственного управления всех уровней.

32

Программа базируется на принципах преемственности концептуальных подходов к стратегии экономического развития, она научно обоснована,

учитывает тенденции мировых процессов и конкурентные преимущества Беларуси, ориентирована на высокие и устойчивые темпы развития реального сектора экономики и повышение уровня благосостояния народа. Реализация Программы позволит решить проблемные вопросы в различных сферах социально-экономических отношений страны, повысить качество и конкурентоспособность белорусской экономики и в конечном итоге обеспечить достижение главной цели пятилетки – повышение уровня и качества жизни людей.                                                                                                                                             

В целях поддержания высоких темпов экономического роста, создания  условий для инновационного развития экономики и повышения её конкурентоспособности проводится дальнейшее совершенствование налоговой политики. В этой связи, для обеспечения формирования прозрачного и стабильного механизма налогообложения в 2006 году проводилась работа по разработке проекта Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь, который в настоящее время внесён на рассмотрение в Правительство Республики Беларусь.                             

Социальные и экономические задачи, сформулированные в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, базируются, прежде всего, на повышении конкурентоспособности экономики. Основополагающая роль в этом принадлежит промышленности, которая обеспечивает устойчивую работу других отраслей народнохозяйственного комплекса, удовлетворяет потребность населения в товарах и определяет экспортный потенциал страны.                             

Основной целью развития промышленного комплекса в текущем пятилетии определено обеспечение высоких устойчивых темпов роста на основе модернизации, совершенствования отраслевой и технологической структуры производства и повышение уровня конкурентоспособности, прежде всего, за счет кардинального улучшения качества продукции.

Поэтому приоритетом инвестиционной политики в ближайшие годы будет привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоёмкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.

Информация о работе Основные цели национальной экономики, проблемы их реализации в Республике Беларусь