Особенности ведения малого бизнеса в странах ЕС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 10:26, реферат

Краткое описание

Как показывает мировая практика ведущим показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

Вложенные файлы: 1 файл

Особенности ведения малого бизнеса в странах ЕС.docx

— 54.51 Кб (Скачать файл)

 

 Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА 

 

1.1 Понятие  и сущность малого бизнеса. 

 

Под «малым бизнесом»  понимают предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики  при определенных, установленных  законом, государственными органами и  другими представительными организациями  критериях, констатирующих сущность этого  понятия.

Как показывает мировая практика ведущим показателем, на основе которого предприятия различных  организационно-правовых форм относятся  к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя  численность работников, занятых  за отчетный период на предприятии. В  ряде научных работ под малым  бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся  к малому бизнесу является: численность  персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым  предприятия относятся к субъектам  малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются вышеперечисленные. Практически во всех странах определяющим критерием является численность  работников за отчетный период.

Так, в Европейском  сообществе с 1 января 1995г. к малым  предприятиям относятся те, которые  не превышают следующих показателей:

  • количество занятых работников до 50 человек;
  • годовой оборот менее 4 млн. ЭКЮ;
  • сумма баланса менее 2 млн. ЭКЮ.

При определении  мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут  применяться и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут  использовать и свои показатели при  отнесении предприятия к малым. Другие экономические организации  устанавливают свои меры отнесения  фирм к категориям малого бизнеса. Так  Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически развитые страны определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 человек как крупные…

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам  малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с  числом занятых от 1 до 25 человек, к  мелким – от 25 до 99. При этом в  обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как  в торговле это предприятие с  годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону «О компаниях», в Великобритании малое предприятие  должно соответствовать двум из следующих  критериев:

1) оборот не  более 2,3 млн ЭКЮ; 2) активы не  более 1,5 млн. ЭКЮ;3) средняя численность  занятых до 50 человек.

Во Франции  малыми считаются предприятия, на которых  численностью занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса ниже 200 млн.франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли производства оборудования порог численности – 500 человек.

В Швеции система  отнесения предприятий к малым  схожа с французской, но там действуют  еще и такие показатели как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические  характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем характерные для  предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства  к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным  оборотом менее 1 млн.марок. Мелкие и средние фирмы – это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств.

В практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988г. В этот период к числу малых  отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В  последствии критерии отнесения  предприятий к малому бизнесу  неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов  о малом предпринимательстве. Такие  изменения происходили. Например, в 1990г, в 1991г, в 1993г, в 1995г. «О государственной  поддержке малого бизнеса понимает коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия, субъектов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющаяся субъектами малого бизнеса, не превышает 25%, и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:

  • в промышленности – 100 человек
  • в строительстве – 100 человек
  • на транспорте – 100 человек
  • в сельском хозяйстве – 60 человек
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

В Законе «О государственной  поддержке малого предпринимательства» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Итак, в современном  мире критерии отнесения предприятий  к малым многообразны, но все они  сводятся в основном к следующим: численность работающих. Размер оборотного капитала…

В этом отношении также действует количественный критерий (число занятых) и доля участия различных органов, организаций и фондов.

1.2 Малые предприятия – составляющая  часть рыночной экономики 

 

Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса  невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Децентрализованная рыночная экономика находится под  давлением монополизма со стороны  крупных объединений и корпораций. В борьбе с ними государственные  органы вынуждены поощрять и поддерживать массовое развитие малого и среднего предпринимательства. При содействии государства в противовес монопольному диктату гигантов на рынках сбыта  появляются тысячи мелких производителей, которые не позволяют монополиям полностью навязать условия производства и сбыта, а также качество товаров  и цены на них.

У малого бизнеса  проявляются некоторые реальные шансы конкурировать с крупными фирмами. Отмечаются следующие принципы малого предпринимательства:

  • более адаптивные гибкость и оперативность реагирования на спрос на рынка;
  • мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новых технических изобретений;
  • более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;
  • снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;
  • повышение объема оборота капитала.

 

Эти преимущества позволяют малому бизнесу: ускорить заполнение товарного рынка требующимися потребителю изделиями; ускорить внедрение  несложных технических достижений; полнее удовлетворять потребности  отдельных отраслей населения в  промышленных, строительных и прочих услугах; расширять номенклатуру и  качество услуг; наладить выпуск продукции  малыми сериями. Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать  условия для роста заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

Таким образом, основные преимущества малого бизнеса  заключаются, во-первых, в том, что  он обеспечивает необходимую мобильность  в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без  которых немыслима его высокая  эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться. В-третьих,  - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых, он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна…

Мелкие и  средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных  товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.

О том, что малые  предприятия способны в больших  масштабах обеспечивать работой  незанятые трудовые ресурсы говорит  то, что в США в мелких фирмах в 1990г. было сосредоточено 40%, а в  Германии 49% всей рабочей силы. В  этом заключается социальная роль предприятий  мелкого предпринимательства. Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных  компаниях, малые и средние фирмы  по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Успех малого бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных  разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в перспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Значение разработок, производимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения вновь рожденного спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных.

Обобщая выше изложенное, хотелось бы обратить внимание на то, что  мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и  расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.

Развитие специализации  и кооперации вовлекает мелких и  средних предпринимателей в сферу  влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и  превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная  статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной  промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений  мелкие субподрядчики удобны тем, что  они поставляют свою продукцию по достаточно низким ценам. Их производственные социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры  и других осложнений, монополии рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее  десятилетие во многих странах усилилась  тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства, в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной продукции, в том числе высокого технического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями. Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров) крупными предприятиями  вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют мелкие предприятия, так  как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много  усилий в этом направлении или  создавать разветвленную сеть маленьких  филиалов, что само по себе также  достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания  престижа данной фирмы. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более  высокая эффективность труда, малые  фирмы с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников сырья и обеспечивает при этом большую занятость. Они  увеличивают размеры поступлений  в муниципальные бюджеты, стимулируют  НТП, выполняют другие важные для  хозяйства функции. На современном  этапе повышение роли предприятий  малого бизнеса в экономике развитых стран не случайность, а необходимая  закономерность, вызванная самим  ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производственных сил и  технологий.  

Информация о работе Особенности ведения малого бизнеса в странах ЕС