Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:05, курсовая работа
Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1.ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ………………………………………………………….….5
1.1 Задачи, функции и принципы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг………………………………………………………..………..5
1.2 Институты и методы государственного регулирования рынка
ценных бумаг в России………………………………………………………….…10
1.3Саморегулируемые организации российского рынка ценных бумаг………………………………………………………………………………...15
2 САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………………………….....19
2.1 Особенности саморегулирумой организации российского рынка ценных бумаг: НАУФОР………………………………………………………………….…………….19
2.2 Особенности Профессиональной Ассоциации Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД)………………………………………………………………………….....…22
2.3 Особенности Национальной лиги управляющих (НЛУ) ……………...…27
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………...….29
3.1 Проблемы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг и пути их решения……………………………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………………………………………..…………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…..39
Приложение 1…………………………………………………………………………...41
В некоммерческом партнерстве НЛУ на постоянной основе действуют 3 комитета и 1 Экспертный совет.
Комитеты являются постоянно
действующими коллегиальными органами
НЛУ, которые формируются Советом директоров
из представителей компаний-членов Лиги
и иных экспертов. Экспертный совет создается
как постоянно действующее структурное
подразделение Института профессиональных
бухгалтеров России.
-Комитет по использованию
электронного документооборота;
- Комитет по стандартизации
принципов раскрытия информации об управлении
активами;
-Комитет по осуществлению
розничных продаж финансовых продуктов
(инвестиционных паев) (ритейлу);
-Экспертный совет
по методологии бухгалтерского учета
и отчетности и вопросам налогообложения
на финансовых рынках;
Количество членов НП "НЛУ" на сегодняшний день. – 65 членов.
Рейтинг управляющих компаний от Национального Рейтингового Агентства ( Приложение 1)
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО
3.1 Проблемы государственного
регулирования российского
Формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг.
Так, по мнению, Е. Авакян сложившаяся к настоящему времени система регулирования, надзора и правопорядка на финансовом рынке сильно отстает от рыночной практики, мировых тенденций и является одним из основных факторов, сдерживающих развитие финансового рынка. В соответствие с этим, Е. Авакян предлагает в среднесрочной перспективе провести следующие мероприятия:
- привести систему
- наделить органы регулирования необходимыми полномочиями и ресурсами;
- обеспечить прозрачность и публичность их деятельности;
- установить ответственность органов регулирования за свои действия и определить методы обеспечения ответственности;
- организовать общественный
контроль над деятельностью
Только в этом случае можно рассчитывать на появление новых инструментов и услуг, совершенствование профессиональной деятельности, укрепление рыночной дисциплины, интеграцию российского финансового рынка и его участников в мировое финансовое сообщество. [9, с.9-10]
За последние два десятилетия мировые финансовые рынки развивались в четырех ключевых направлениях:
Эти тенденции повысили эффективность финансовых рынков, значительно расширили спектр продуктов и услуг, сделали их более доступными для всех категорий инвесторов. Вместе с тем они значительно усложнили деятельность регуляторов РЦБ, поставили перед ними новые и совсем не простые задачи. Они породили и новые риски, которые нужно идентифицировать и ограничивать. Регуляторы вынуждены перестраивать стиль и методы деятельности, резко повышать ее оперативность, оптимизировать организационную структуру, бизнес-процессы и совершенствовать технологии. Новой угрозой для развитых финансовых рынков стали терроризм, природные и технологические катастрофы. Это вынудило рыночных регуляторов разрабатывать и внедрять методы и технологии антикризисного регулирования.
Общемировые тенденции в той или иной степени уже затронули российский финансовый рынок, несмотря на его отсталость по сравнению с развитыми странами. По мере роста российской экономики и интеграции России в мировое сообщество эти проблемы будут проявляться все больше и больше.
В мировой практике отсутствует общепринятая модель построения системы регулирования финансового рынка. Каждая из стран ищет и находит свои, нередко очень разные подходы. Они базируются на адаптации мирового опыта к сложившейся правовой системе национальных традиций. Тем не менее в интегральном виде общие цели и принципы регулирования финансового рынка формулируется международной организацией регуляторов финансового рынка IOSCO, полноправным членом которой является и Россия. Документы этой организации не являются обязательными к исполнению национальными регуляторами, более того, они предоставляют достаточную свободу для творчества. Такие ученые-экономисты как Е. Авакян и Е. Зенькович, принимая во внимание стремление России к укреплению своих позиций на мировой арене, считают, что в России необходимо выстроить систему регулирования российского рынка ценных бумаг на основе рекомендаций IOSCO, не копируя ни одну из имеющихся национальных систем регулирования.
Согласно рекомендациям IOSCO регулятор финансового рынка преследует три главные цели:
Кроме того, установлено 30 общих принципов деятельности финансового регулятора, в соответствии с которыми выстраивается методология оценки эффективности деятельности национальных регуляторов.
В среднесрочной перспективе, экономисты, в частности Е. Зенькович, предлагают провести следующие мероприятия:
- декларировать приверженность
России международным
- перестроить систему
регулирования финансового
- провести оценку деятельности регулятора финансового рынка, исходя из международных подходов; в том числе стандартов IOSCO. [11, с.7-8]
Говоря о проблемах государственного регулирования российского рынка ценных бумаг, необходимо уделить внимание саморегулированию рынка ценных бумаг. В настоящее время саморегулирование на финансовом рынке уже прошло несколько этапов в своем развитии, имеет законодательное оформление, приобрело устойчивые черты и заняло определенную нишу в общей системе регулирования финансового рынка. Саморегулирование как инструмент выстраивания государственно-общественных отношений – важный институт гражданского общества, способствующий укреплению рыночной дисциплины, совершенствованию и развитию профессиональной деятельности на финансовом рынке. В среднесрочной перспективе необходимо активизировать деятельность саморегулирумых организаций по следующим направлениям:
- разработка собственных правил и стандартов профессиональной деятельности;
- внедрение эффективных
механизмов контроля над
- разработка этических норм поведения на финансовом рынке и контроль за их соблюдением;
- урегулирование конфликтов;
- создание различных механизмов
и инструментов обеспечения
Развитие инструментов влияния на властные структуры с целью продвижения интересов профессионального сообщества;
- обучение и аттестация
специалистов финансового
Необходимо также отметить, что развитие институтов саморегулирования позволяет более эффективно функционировать органам государственного регулирования, освобождая их от части операций и нагрузок, а также снижает коррупционную нагрузку на бизнес. Для более эффективного вовлечения СРО в процесс регулирования на финансовом рынке необходимо ускорить принятие закона «О саморегулируемых организациях». Финансовая система государства представляет собой сложное сочетание рынков, институтов, инструментов и технологий. На фондовом рынке пересекается множество интересов, которые приходится согласовывать органам государственного регулирования рынка ценных бумаг. Прежде всего, это интересы потребителей финансовых услуг, профессиональных участников рынка и эмитентов. Система финансового регулирования требует внимательного подхода к организации и настройке, поэтому она не вписывается в стандартизированную структуру федеральных органов исполнительной власти. Так, по мнению ученого-экономиста Ю. Сизова, необходимо существенно изменить организацию регулирования рынка ценных бумаг, действующих органов надзора и контроля. Целесообразно придать органу регулирования РЦБ публичный статус, использовать в его деятельности коллегиальные процедуры принятия решений с привлечением к работе профессионального сообщества, саморегулируемых организаций и независимых экспертов. При такой организационной структуре и принципах управления возможно автономное администрирование правоустанавливающих и надзорных функций в рамках одного учреждения.
Важнейшая задача, которую необходимо решить – улучшение информационной прозрачности органов государственного регулирования РЦБ. Для этого следует ввести детально разработанные нормы и процедуры раскрытия регулятором информации о состоянии финансового рынка, его профессиональных участниках и принимаемых решениях. Целесообразно также ввести в практику периодическую публичную отчетность органов государственного регулирования финансового рынка и ее обсуждение. В целом необходимо разработать специальный закон, регулирующий все аспекты деятельности регулятора финансового рынка. [15, с. 360-404]
Помимо названных проблем, можно также выделить проблему повышение роли государства на фондовом рынке, для чего необходимо:
В настоящее время большую часть рынка ценных бумаг контролирует РТС (Российская Торговая Система). Но нет единой системы государственного регулирования по отношению к РТС. Многие государственные органы, как например разнообразные комиссии стандартов, налоговые службы и. т. д. Очень часто пересекаются своими функциями по отношению к РЦБ, в связи с несовершенством системы законов в отношении ценных бумаг. Единого органа, который ведал бы этими делами, в России нет.
Также, нет единой системы выставления отчетов по рынку ценных бумаг. Этим занимаются или интернет - сайты, или журналы, но ни первые, ни последние не охватывают всю ширь поставленных вопросов. Так, например, в интернет можно найти прогнозы аналитиков и графики курса акций, но не причины, которые к этому привели. В журнале можно найти причины, но нет всех графиков, и очень мало аналитики.