Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 16:05, курсовая работа
Рынок ценных бумаг как составная часть финансово-кредитной системы является объектом государственного регулирования, основная цель которого - защитить интересы инвесторов от противоправных действий со стороны эмитентов или посредников.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
1.ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ………………………………………………………….….5
1.1 Задачи, функции и принципы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг………………………………………………………..………..5
1.2 Институты и методы государственного регулирования рынка
ценных бумаг в России………………………………………………………….…10
1.3Саморегулируемые организации российского рынка ценных бумаг………………………………………………………………………………...15
2 САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ……………………………………………………………………………….....19
2.1 Особенности саморегулирумой организации российского рынка ценных бумаг: НАУФОР………………………………………………………………….…………….19
2.2 Особенности Профессиональной Ассоциации Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД)………………………………………………………………………….....…22
2.3 Особенности Национальной лиги управляющих (НЛУ) ……………...…27
3 ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………...….29
3.1 Проблемы государственного регулирования российского рынка ценных бумаг и пути их решения……………………………………………………………....29
ЗАКЛЮЧЕНИ………………………………………………………………..…………36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….…..39
Приложение 1…………………………………………………………………………...41
В настоящее время весьма острой проблемой для российского рынка ценных бумаг является преодоление негативно влияющих внешних факторов, т.е. хозяйственного кризиса, политической и социальной нестабильности. Политические кризисы в стране в первую очередь приводят к падению индекс РТС и котировок ценных бумаг. Решение этой проблемы не просто найти, потому что разнообразие политических партий вступает в противоречия с желанием власти установить четкую вертикаль правящей власти. Хозяйственный кризис тоже негативно отражается на рынке ценных бумаг. К тому же, большую часть современного РЦБ составляют долговые обязательства, что не может не отразиться на общем состоянии рынка. Выплаты государства по долгам уменьшают его влияние на рынке ценных бумаг.
Таким образом, формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Исследованием проблем в области государственного регулирования российского рынка ценных бумаг занимались такие ученые экономисты как Е. Авакян, Е. Зенькович, Ю. Сизов и многие другие экономисты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, регулирование рынка ценных бумаг представляет собой упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между участниками со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Государственное регулирование входит в инфраструктуру регулирования рынка ценных бумаг и в настоящее время играет большую роль.
Существует множество функций и задач, выполняемых государством на рынке ценных бумаг.
В мировой практике различают две модели регулирования рынка ценных бумаг: первая модель сводится к тому, что регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов, вторая же модель предполагает передачу максимально возможного объема полномочий саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг). В России существует смешанная модель государственного регулирования рынка ценных бумаг. Концепция развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации выделяет важнейшие принципы государственной политики на рынке ценных бумаг. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг осуществляется по трем основным направлениям.
Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг (РЦБ) в настоящее время еще не сложилась. Регулированием РЦБ на государственном уровне занимаются:
1. Высшие органы государственной власти:
1.1 Государственная дума;
1.3 Правительство.
2.Государственные органы регулирования РЦБ министерского уровня:
2.1 Министерство финансов;
2.2 Центральный банк РФ;
2.3 Государственный комитет по антимонопольной политике;
2.4 Госстрахнадзор;
2.5 Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР России).
Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг может осуществляться прямым и косвенным методами. Прямое регулирование состоит в разработке норм и правил и контроля за их выполнением. Косвенное, или экономическое управление РЦБ реализуется через систему налогообложения, денежную политику, государственные капиталы и государственную собственность и ресурсы.
Саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг именуется добровольное объединение профессиональных участников рынка ценных бумаг, действующее в соответствии с Законом «О рынке ценных бумаг» и функционирующее на принципах некоммерческой организации.
Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Саморегулируемая организация является некоммерческим образованием, поэтому все доходы саморегулируемой организации используются исключительно для выполнения уставных задач и не распределяются среди ее членов. Нормативно-правовыми актами определены цели, функции, задачи и признаки саморегулируемых организаций. Финансирование деятельности саморегулируемой организации осуществляется за счет профессиональных участников рынка ценных бумаг.
В настоящее время в России статус саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и институтов коллективного инвестирования имеют следующие организации: Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Профессиональная Ассоциация Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД) и Национальная лига управляющих (НЛУ).
Таким образом, формирование фондового рынка в России повлекло за собой возникновение, связанных с этим процессом, многочисленных проблем, преодоление которых необходимо для дальнейшего успешного развития и функционирования рынка ценных бумаг. В первую очередь, это конечно проблемы государственного регулирования рынка ценных бумаг. Исследованием проблем в области государственного регулирования российского рынка ценных бумаг занимались такие ученые экономисты как Е. Авакян, Е. Зенькович, Ю. Сизов и многие другие экономисты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
Управляющие компании, входящие в НЛУ, первыми получившие рейтинг предоставляемых услуг
Рейтинг (индивидуальный) |
УК |
Размер собственных средств, млн. руб. |
Колличество ПИФов |
СЧА, млн. руб. |
Дата выдачи лицензии |
ААА |
КапиталЪ Управление активами |
624 |
9 |
3781.59 |
08.04.2008 |
ААА |
Альянс Росно УА |
211 |
12 |
1470.83 |
09.08.2002 |
ААА |
Ингосстрах-Инвестиции |
346.27 |
8 |
2196.42 |
25.08.1997 |
ААА |
Уралсиб |
860.3 |
13 |
1470.83 |
14.07.2000 |
ААА |
Атон-менеджмент |
348.42 |
6 |
14717.61 |
28.02.2001 |
ААА |
Пенсионный резерв |
348.42 |
1 |
123.49 |
07.02.2003 |
ААА |
Альфа-Капитал |
182.75 |
22 |
8555.34 |
22.09.1998 |
ААА |
УК Банка Москвы |
757.87 |
15 |
5038.51 |
04.02.1997 |
ААА |
Лидер |
1966.14 |
5 |
984.43 |
17.12.2002 |
ААА |
Газпромбанк-Управление активами |
122 |
16 |
2788.18 |
15.09.2009 |
ААА |
ОФГ Инвест |
132 |
5 |
6477.6 |
31.10.1996 |
ААА |
ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс |
421 |
24 |
3278.73 |
17.06.2002 |
ААА |
ВТБ Капитал Управление Активами |
496.5 |
27 |
2836.56 |
06.03.2002 |
АА+ |
Райффайзен Капитал |
205.83 |
17 |
10175.95 |
21.04.2009 |
АА+ |
Открытие |
275.18 |
12 |
1314.56 |
11.04.2001 |
АА+ |
Тринфико |
218 |
22 |
354.28 |
24.09.2002 |
АА+ |
Либра Капитал |
147.18 |
5 |
820.1 |
24.09.2009 |
АА |
Агана |
287.87 |
15 |
443.01 |
17.01.2001 |
АА |
Регион ЭМ |
237.78 |
6 |
231.31 |
22.05.2002 |
АА |
Метрополь |
121.05 |
5 |
195.22 |
13.05.2008 |
АА |
Трансфингруп |
208.31 |
7 |
112.92 |
06.11.2001 |
АА- |
Паллада ЭМ |
223.47 |
18 |
112.92 |
08.08.1996 |
A+ |
РН-траст |
102 |
3 |
18.28 |
15.08.2002 |
A+ |
Солид Менеджмент |
81.56 |
15 |
532.14 |
27.12.1999 |
A+ |
Брокеркредитсервис |
350.2 |
10 |
1116.95 |
25.06.2002 |
A+ |
БФА |
231.66 |
13 |
660.7 |
15.11.2002 |
A+ |
Велес Менеджмент |
138.36 |
13 |
660.7 |
15.09.2009 |
A+ |
АК БАРС КАПИТАЛ |
314.39 |
22 |
418.69 |
12.11.2002 |
A+ |
Флеминг Фэмили энд Партнерс |
87.53 |
10 |
277.29 |
29.12.2009 |
A |
Достояние |
104.82 |
3 |
56.46 |
12.09.1996 |
A |
Русь-капитал |
229.89 |
16 |
659.87 |
26.06.2000 |
A |
Аналитический центр |
81.2 |
2 |
59.38 |
17.06.2002 |
A |
Алемар |
155.46 |
1 |
31.83 |
23.09.1998 |
A |
Финам Менеджмент |
122.93 |
9 |
251.55 |
20.12.2002 |
A- |
Универ Менеджмент |
132.62 |
10 |
365.64 |
24.12.2002 |
A- |
Инвестиционный стандарт |
97.52 |
4 |
25.85 |
27.11.2008 |
A- |
Энергокапитал |
107.52 |
6 |
553.66 |
25.06.2002 |
BBB+ |
АМК Финанс |
83.98 |
3 |
2.29 |
30.06.2011 |
BBB+ |
Инфина |
80 |
2 |
142.43 |
10.04.2007 |
BBB+ |
АФМ |
92 |
4 |
165.17 |
29.10.2002 |
Рейтинговый класс: ААА - Максимальная надежность
АА+ - Очень высокая надежность-первый уровень
АА - Очень высокая надежность-второй уровень
АА- - Очень высокая надежность-третий уровень
A+-Высокая надежность-первый уровень
А- Высокая надежность-второй уровень
А-- Высокая надежность-третий уровень
BBB+-Достаточная надежность первый уровень
[19]