Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 16:45, контрольная работа

Краткое описание

Данная тема комплексной контрольной работы актуальна. Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.
Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:
1) режим государственной валютной монополии, т.е. исключительное право государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………3
2. Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля………….....4
3. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Их виды и полномочия………………………………………………………………………………………14
4. Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции………………………………………………………………………………………….26
5. Заключение…………………………………………………………………………………….33
6. Список литературы……………………………………………………………………………35

Вложенные файлы: 1 файл

банк.право.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

1. Введение…………………………………………………………………………………………3

2. Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля………….....4

3. Органы валютного регулирования, органы и агенты валютного контроля. Их виды и полномочия………………………………………………………………………………………14

4. Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции………………………………………………………………………………………….26

5. Заключение…………………………………………………………………………………….33

6. Список литературы……………………………………………………………………………35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Данная тема комплексной контрольной работы актуальна. Эффективное решение задач в сфере экономики и политики на этапе перехода к рынку возможно только в условиях стабильности и устойчивости национальной валюты. На реализацию стоящих задач направлено установление определенного валютного режима.

Принято различать три типа валютных режимов, используемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом:

1) режим государственной валютной  монополии, т.е. исключительное право  государства на совершение всех валютных сделок, существовавший ранее в нашей стране;

2) режим валютного государственного  регулирования, установленный Законом  РФ от 9 октября 1992 г. № 3615-1 «О валютном  регулировании и валютном контроле»  и подтвержденный ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;

3) режим свободно конвертируемой  валюты.

Избранный тип валютного режима определяет принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства.

Валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка совершения валютных операций.

Цель работы - изучить валютное регулирование и валютный контроль в РФ.

Задачи: - раскрыть правовое регулирование валютных отношений;

- рассмотреть порядок проведения  валютного контроля в РФ.

 

Понятие и правовая основа валютного регулирования и валютного контроля.

Валютное регулирование - это, с одной стороны, процесс, а с другой - порядок государственного управления валютной сферой в экономике. Валютное регулирование является составной частью валютной политики и включает установленные государством принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, способ государственного регулирования валютной сферы экономики в целях повышения экономической эффективности и обеспечение финансово - бюджетной безопасности.

Впервые валютное регулирование было применено в Германии: в 1916 г. в связи с разразившимся в результате Первой мировой войны экономическим кризисом здесь были приняты постановления о торговле с расчетами в иностранных валютных средствах и о регулировании платежей за границей. Эти документы были направлены на борьбу с утечкой капитала из страны.

К задачам валютного регулирования относят управление обращением валюты, контроль за валютными операциями, воздействие на валютный курс национальной валюты, ограничение использования иностранной валюты, установление порядка проведения валютного контроля.

Валютное регулирование подразделяется на прямое и косвенное, рыночное и государственное. Прямое валютное регулирование включает законодательные акты и действия исполнительной власти. Косвенное предполагает использование экономических, в частности валютно-кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Рыночное валютное регулирование основано на конкуренции и порождает стимулы к развитию, а государственное направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования.

Валютное регулирование осуществляется на тех уровнях: национальном, межгосударственном и региональном. Основными элементами национального валютного регулирования являются:

- расширительный порядок для совершения операций с валютными ценностями;

- введение института уполномоченных банков;

- запрет на применение иностранной валюты в расчетах между резидентами на территории страны;

- установление разрешительного порядка для оставления валюты на счетах в иностранных банках;

- введение обязательной продажи части валютной выручки и др.

Термин «валюта» произошел от итальянского valuta - цена, стоимость. Понятие валюты в экономической литературе рассматривается в нескольких аспектах. Так, под валютой принято понимать денежную единицу конкретной страны (национальная валюта). Под валютой также понимают денежные знаки иностранных государств (наличная валюта), а также другие платежные и кредитные средства, выраженные в иностранных денежных единицах (безналичная валюта). Кроме того, термин валюта применяется при характеристике всей совокупности внешних по отношению к конкретному государству денежных единиц (иностранная валюта). Новый аспект применения термина «валюта» связан с таким явлением мирового финансового рынка, как выпуск международными финансовыми организациями международных расчетных единиц - СДР и евро. СДР - расчетная единица Международного валютного фонда (в переводе с английского Special drawing rights - специальные права заимствования), евро - денежная единица Европейского Союза.

Понятие валюты в правовом аспекте в российском законодательстве получило закрепление сравнительно недавно - в 1992г. Однако сам термин давно и достаточно широко используется. Состояние валютных отношений зависит от множества факторов и, прежде всего, от развития экономики, национальной и политической систем. С развитием отношений, так или иначе связанных с валютой, складываются валютные системы - национальная, региональная и мировая.

Национальная валютная система представляет собой совокупность экономических валютных отношений, посредством которых осуществляется межгосударственный оборот платежных средств, а также формируются и используются валютные ресурсы страны. Национальная валютная система непосредственно связана с мировой валютной системой, представляющей собой совокупность международных валютных отношений, сформированных в связи с эволюцией мирового хозяйства и получивших закрепление в международных соглашениях. Мировая валютная система основана на резервной (ключевой) валюте (одной или сразу нескольких), выполняющей функции международного платежного средства. Ею, как правило, выступает конвертируемая валюта одной из ведущих стран с развитой экономикой, которая используется в международных расчетах. Такой валютой впервые стал английский фунт стерлингов, затем - доллар США. С 1 января 1999 г. введена единая европейская валюта - евро в странах Европейского Союза. Мировая валютная система, помимо резервной валюты, может быть основана и на международной счетной денежной единице как своеобразном условном размере для сопоставления и соизмерения международных требований и обязательств, а также установления валютного курса.

Переход России от жесткого администрирования и существования абсолютной валютной монополии государства в условиях существования Союза ССР к рыночным отношениям обусловил переход к либерализации валютных отношений. В настоящее время в Российской Федерации в сфере валютных отношений действует огромное количество правовых актов, основным из которых первоначально стал принятый 9 октября 1992 г. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», действовавший (с изменениями и дополнениями) до вступления в силу нового Федерального закона от 10 декабря 2003 г. с аналогичным названием (дата его официального опубликования - 17 декабря 2003 г.). Новый Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» нацелен на дальнейшую либерализацию российской государственной валютной политики. Принятие нового Закона было обусловлено также необходимостью привести валютное законодательство страны в соответствие с требованиями современного международного экономического сотрудничества. Предусмотрено поэтапное вступление Закона в действие: помимо вступления части норм в силу со дня его официального опубликования, большая часть его норм вступила в силу по истечении 6 месяцев после этой даты (т. е. с 18 июня 2004 г.), часть норм - по истечении полутора лет после его официального опубликования (т. е. с 18 июня 2005 г.), а часть норм с 1 января 2007 г. прекращают свое действие.

В нем получили правовое закрепление принципы осуществления валютных операций в Российской Федерации в новых экономических условиях, а также полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства. Согласно названному Закону валюта РФ в правовом аспекте представляет собой: а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта - это: а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену; б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Юридическое закрепление получило и понятие внутренних и внешних ценных бумаг. К указанным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте России и выпуск зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты России, выпущенные на ее территории. Под внешними ценными бумагами понимаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с нормами Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к внутренним ценным бумагам.

Закон 2003 г., в отличие от Закона 1992 г., не закрепляет такого понятия, как свободно конвертируемая валюта. Между тем в литературе и других правовых актах это понятие часто встречается. Указанная разновидность иностранной валюты представляет собой валюту, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.

Понятие иностранной валюты следует отличать от более широкого понятия валютных ценностей (они соотносятся как часть и целое). Валютные ценности в правовом аспекте определяются тем, что: во-первых, это иностранная валюта, во-вторых, номинальная стоимость их выражена в любой валюте, кроме российской. В отличие от ранее действовавшего Закона 1992 г., новый Закон не относит к валютным ценностям драгоценные металлы и природные драгоценные камни. Порядок и условия функционирования рынка драгоценных металлов и драгоценных камней на территории РФ регулируются Федеральным законом от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

В связи с функционированием валюты осуществляются валютные операции. В основу классификации валютных операций законодателем положен признак резидентства. К валютным операциям законодатель относит: 1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; 2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; 4) ввоз на таможенную территорию России и вывоз с ее таможенной территории валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг; 5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ; 6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Все указанные операции осуществляют физические и юридические лица, имеющие статус резидента либо нерезидента, который также определяется Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

Валютные операции на территории России вправе осуществлять лишь уполномоченные банки. В отличие от Закона РФ 1992г., предусматривавшего деление валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала, в новом Законе деление по такому принципу не предусмотрено.

Для целей контроля определен перечень операций, на проведение которых могут быть наложены какие-либо ограничения. Этот перечень является закрытым, и указанные в нем операции делятся на две группы в зависимости от того, какой орган осуществляет их регулирование - Правительство РФ или Центральный банк РФ. Так, в соответствии с новым Законом Правительство РФ осуществляет регулирование, в основном, посредством введения ограничений в виде резервирования определенных сумм. Например, при регулировании операций, связанных с расчетами и переводами между резидентами и нерезидентами при экспорте определенных товаров, Правительство РФ вправе применить такой способ регулирования, как установление требования о резервировании резидентом в день истечения 3-летнего срока определенной суммы денежных средств на срок до исполнения нерезидентом обязательств по оплате (но не более 2 лет).

Банк России, в отличие от Правительства РФ, имеет право не только устанавливать требование о резервировании определенных сумм, но и в случаях, прямо предусмотренных Законом, требование об использовании специального счета.

Основным источником правового регулирования отношений в сфере валютного контроля является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (гл. III). Помимо него, в этой сфере действуют нормы федеральных законов «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», «О банках и банковской деятельности».

Достаточно обширен и массив подзаконных нормативных актов, которые в той или иной степени затрагивают отношения в сфере валютного контроля.

Важно заметить, что в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» 2003 г., как и в ранее действовавшем Законе РФ 1992 г., само понятие валютного контроля не определяется. Но основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получают правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются: 1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; 2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; 3) единство внешней и внутренней валютной политики РФ; 4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля; 5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Информация о работе Особенности лицензирования кредитных организаций, осуществляющих валютные операции