Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 21:06, реферат
Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
Таким образом, рассматриваемая в данной работе тема является весьма актуальной.
Цель работы – выявить особенности монополизма в экономике России и проанализировать проводимую в нашей стране политику антимонопольного регулирования.
Введение. 3
1. Сущность монополий. 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. Характерные черты монополии. 5
1.3. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль. 5
1.4. Потери от несовершенной конкуренции. 7
2. Особенности монополизма в России. 9
2.1. Истоки монополизации российского рынка. 9
2.2. Усиление монополизма при переходе к рынку. 10
2.3 Монополизм в отдельных отраслях экономики России. 11
3. Особенности антимонопольного регулирования в России. 14
3.1. Принципы антимонопольной политики. 16
3.2. Антимонопольная политика в России. 18
Заключение. 19
Список использованной литературы. 20
Ульяновский государственный технический университет
Кафедра «Экономическая теория»
Дисциплина «Экономика»
Реферат на тему
«Особенности монополизма в экономике России. Антимонопольная политика»
Выполнил:
Студент гр. ТГВ-41
Олейник П.А.
Принял:
Доцент кафедры «Экономическая теория»
Смоленская С.В.
Ульяновск 2012
Содержание:
Введение. 3
1. Сущность монополий. 4
1.1. Понятие монополии 4
1.2. Характерные черты монополии. 5
1.3. Барьеры вхождения в монополистическую отрасль. 5
1.4. Потери от несовершенной конкуренции. 7
2. Особенности монополизма в России. 9
2.1. Истоки монополизации российского рынка. 9
2.2. Усиление монополизма при переходе к рынку. 10
2.3 Монополизм
в отдельных отраслях
3. Особенности антимонопольного регулирования в России. 14
3.1. Принципы антимонопольной политики. 16
3.2. Антимонопольная политика в России. 18
Заключение. 19
Список использованной литературы. 20
Введение.
Важной предпосылкой и обязательным условием функционирования рыночной экономики является полноценная конкурентная среда, прежде всего, среди производителей. Конкуренция стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики и, в конечном счете, улучшает жизненные условия населения.
Плюрализм форм собственности на средства производства, появление целого анклава предприятий, не принадлежащих государству, — лишь первый шаг в этом направлении. Ликвидация планово-централизованной системы хозяйства вовсе не означает, что возникла и сложилась конкурентная среда. Становление рыночной экономики в России продолжает сталкиваться с монополизмом особого рода. Этот монополизм своим рождением обязан нерыночной среде и по своему генезису принципиально отличается от монопольных отношений в условиях рыночной экономики, естественным образом выраставших из концентрации и централизации капитала в процессе конкурентной борьбы.
Проблема монополий в России носит более острый характер, чем в развитых странах Запада. Единый государственный сектор в Советском Союзе составлял более 90% всей экономики. И крупнейшие предприятия, создаваемые в течение 70 лет, невозможно в один момент заставить играть по рыночным правилам.
Таким образом, рассматриваемая в данной работе тема является весьма актуальной.
Цель работы – выявить
особенности монополизма в
1. Сущность монополий.
1.1. Понятие монополии.
Большинство реально функционирующих рынков отличаются от идеальной модели рынка совершенной конкуренции. Отдельные производители или их объединения в состоянии воздействовать на условия продажи, в частности на цены. Поэтому все рынки несовершенной конкуренции называют «рынками делателей цен». Основным отличием их выступает степень монополизации.
На рынке монополистической конкуренции в значительной степени соблюдается принцип разнообразия товаров, производимых разными фирмами. Если эти товары способны к взаимозаменяемости, удовлетворению одних и тех же потребностей, то рыночная конкуренция возникает и в условиях ограниченного количества продавцов (производителей) и как бы переходит в конкуренцию между товарами, продуктами. В наиболее общем виде монополистическая конкуренция представляет собой рыночную структуру, в которой относительно большое число продавцов (несколько десятков фирм) предлагает для продажи схожую, но не идентичную продукцию. При этом каждая из фирм, представленных на рынке монополистической конкуренции, может чувствовать себя относительно независимо, не придавая значения реакции других фирм.
Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистический рынок (от греческого оligos — немногие и ро1ео — продаю). Такой рынок обычно представлен несколькими относительно крупными и близкими по масштабу продаж и степени влияния участниками. Главный определяющий признак олигополии — немногочисленность, ограниченное число господствующих на рынке продавцов (производителей).
Наибольшей степени монополизации рынок достигает в условиях абсолютной или чистой монополии (слово «монополия» происходит от греческого «monos polein» - «единственный продавец»), являющейся полярной противоположностью совершенной конкуренции.
Под монополией можно понимать исключительное право распоряжаться производственными ресурсами, как в сфере производства, так и обращении. Другое определение предполагает право оказания определяющего влияния на те или иные сферы общественной жизни, базирующиеся на различных предпосылках — экономических, юридических, политических.
Монополией называют и крупное объединение, возникшее на основе концентрации производства и сбыта определенной продукции с целью получения максимальной прибыли.
Сущность монополии, по мнению специалистов, должна объединить функционально-властный и экономический аспекты.
Монополия, таким образом, предполагает единственного производителя, что дает ему право распоряжения всеми видами ресурсов в сфере производства и обращения и определяющего влияния на все сферы общественной жизни.
1.2. Характерные черты монополии.
Характерными чертами
1 Единственный продавец. Отрасль
состоит из одной фирмы,
2 Нет близких заменителей. Из первого признака вытекает, что продавец монополии уникален, не существует хороших и близких заменителей. Покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него.
То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение для рекламы. Монополисту часто нет нужды использовать широко рекламу.
3 «Диктующий цену». В условиях монополизированного производства производитель диктует цену, он имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
4 Заблокированное вступление. Существование монополии зависит от барьеров для вступления в отрасль. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими, и они удерживают новых конкурентов от вступления в отрасль.
1.3. Барьеры
вхождения в монополистическую
Монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:
1 Преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);
2 легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);
3 Нечестная конкуренция.
В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры, создают крупные преимущества в издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.
Дело в том, что высокие прибыли монополистов всегда были предметом зависти мелких компаний. В истории многих стран зафиксированы попытки мелких фирм под тем или иным названием создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п.;) и объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потребителям.
В современной России,
например, такие шаги предпринимали
импортеры чая и производители
Иное дело отрасли, где крупные предприятия имеют более низкие издержки, чем конкуренты. Это создает высокий барьер перед всеми желающими проникнуть в отрасль, а при благоприятных для фирм-лидеров обстоятельствах и позволяет им полностью монополизировать рынок. Грозит ли, скажем, в обозримом будущем что-нибудь монополии российской фирмы «Центр им. Хруничева»— производителя тяжелых космических ракет «Протон»? Теоретически носители подобного класса сложности способны спроектировать и освоить 4-5 ведущих частных и государственных аэрокосмических компаний мира. Но на практике для этого нужны столь крупные капиталовложения, что даже американцы десятилетиями не могут найти на них денег. И в случае надобности запускают свои тяжелые грузы в космос русскими ракетами.
Важным частным случаем
монополистической структуры
Если отвлечься от случая естественных монополии, то кроме экономических барьеров монополию обычно защищают барьеры правовые (легальные), причем нередко именно они играют решающую роль.
Самым распространенным источником легальных барьеров являются права собственности. Если в собственности некой фирмы оказываются, например, уникальные источники сырья, земли с особыми свойствами и т.п., это автоматически создает предпосылки для монополии. Важно лишь, чтобы производимый с использованием названных природных ресурсов продукт и сам был уникальным и незаменимым. Единственное крупное месторождение никеля в России находится не далеко от города Норильска, что делает «Норильский никель» национальным монополистом в выпуске этого металла.
Легальной защитой пользуются и права интеллектуальной собственности. Так, надлежащим образом оформленное и зарегистрированное изобретение (подтверждающий это документ называется патентом) дает его владельцу монопольное право на производство соответствующей продукции в течение определенного времени. Владелец патента может единолично осуществлять свое монопольное право, а может за вознаграждение в полном или частичном объеме предоставлять его другим лицам (выдавать лицензию). Скажем, может продать лицензию на производство и сбыт запатентованной продукции в определенной стране на условиях уплаты известного процента цены с каждой проданной единицы товара.
Напротив, отсутствие патента лишает изобретателя всяких привилегий. Так проявляется правовая природа данного барьера: есть патент — есть право, нет патента — нет и прав. Для нашей страны это обстоятельство имеет огромное значение, поскольку практически все изобретения советской эпохи не защищены международными патентами и вплоть до настоящего времени используются иностранцами бесплатно.
Впрочем, у барьеров, связанных с научно-техническими достижениями, есть не только правовая, но и чисто экономическая составляющая. Их собственник обладает уникальными знаниями, которые недоступны конкурентам вне зависимости от правовых норм, а просто потому, что только первооткрывателю известны все детали и «подводные камни», касающиеся изобретения. Такого рода специальные знания принято называть ноу-хау, и они также оберегают монополию изобретателя от нарушения.
Еще одним источником легальных барьеров является предоставление государством исключительных (монопольных) прав на производство и или торговлю определенной продукцией только одной фирме. Чаще всего подобные исключительные права предоставляются по соображениям национальной или общественной безопасности.
В России существует закон о государственной монополии на производство и продажу алкогольной продукции. Однако содержащиеся в нем нормы — вопреки названию — закрепляют не монополию, а лишь жесткий государственный контроль за этими видами деятельности.
Еще один тип барьеров на пути в монополистическую отрасль — так называемая нечестная конкуренция. С проявлениями последней государство борется самым жестким образом. Дело в том, что крупный производитель в борьбе с более мелкими конкурентами обладает массой преимуществ, фактически сводящихся к применению грубой силы. Так, конкурентов можно лишить доступа к сырью, кредитам, рынкам сбыта. Появляется возможность вытеснить конкурента и установить монополию даже там, где честным путем она никогда бы не сложилась.
Важной разновидностью нечестной конкуренции является демпинг — умышленная продажа продукции ниже себестоимости с целью вытеснения конкурента. Крупная фирма — потенциальный монополист — наверняка имеет большие финансовые резервы. Поэтому она способна долго торговать себе в убыток по заниженным ценам, вынуждая к тем же действиям конкурента. Когда последний не выдержит и разорится, монополист вновь поднимет цены и компенсирует свои убытки.
Информация о работе Особенности монополизма в экономике России. Антимонопольная политика