Отличительные особенности смешанных общественных благ в переходной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:41, реферат

Краткое описание

Общественные блага были и остаются одним из факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем качественного состояния производительных сил.
Нынешняя ситуация в России характеризуется деформацией структуры производства общественных благ. Это требует решения проблем значимости и результативности функционирования рынка общественных благ. С развитием общества роль общественных благ динамично возрастает.
В связи с этим увеличивается необходимость исследования проблем функционального роста общественных благ.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
Глава І.Аналитическая часть
1.1 Основные черты переходной экономики…………………………………………4
1.2 Экономические блага………………………………………………………………
Глава ІІ. Теоретическая часть
2.1. Понятие общественного блага……………………………………………………
2.2. Классификация общественных благ и их особенности………………………...
2.3 Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства……………………………………………………………………………
Глава ІІІ. Практическая часть
3.1. Пути повышения эффективности общественных благ………………………
3.2. Общественные блага в российской экономике………………………………
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 34.33 Кб (Скачать файл)

1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территории всего государства. К ним, например, относится деятельность федеральных органов государственной власти, армии, Федеральной службы безопасности;

2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения. К ним, например, относятся, городские парки, городское освещение.

В зависимости от степени доступности выделяют следующие виды общественных благ:

1) исключаемые общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения. Например, вход в музей может осуществляться по билетам, а следовательно получателей этого блага можно ограничить, но характеристики блага от этого не пострадают;

2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругом населения. Это, например, городское освещение.

Так как количество населения, потребляющего общественные блага, большое, а взимание платы за его предоставление затруднено, то в этом случае единственным эффективным производителем благ может быть государство. Государство может различным образом участвовать в производстве общественных благ:

1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную норму вознаграждений производство общественных благ. Такая форма участия государства эффективна в том случае, когда издержки частных компаний на производство блага будут существенно ниже, чем если бы этим занимались государственные органы;

2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство напрямую и самостоятельно производит блага. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства благ необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например армия, милиция.

В национальной экономике эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация издержек на производство определенного блага при максимизации результата.

Для того чтобы эффективно обеспечивать население общественными благами, государство должно обладать определенными финансовыми средствами, которые необходимы для их производства, которые образуются в результате взимания налогов. Налоги – это своеобразная плата за пользование благами, осуществляемая всем населением.

На основании территориальных границ выделяют следующие общественные блага:

  1. Международные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ и которые потребляются всем населением, вне зависимости от территориальных границ государства. К таким благам относятся, например, научно-технические исследования и разработки, мероприятия, направленные на улучшение экологической ситуации, международная валютная система. Производство и распределение общественных благ на международном уровне достаточно затруднено, так как для этого необходима значительная концентрация ресурсов не только одного государства, а всей мировой экономики. Только в этом случае можно добиться сколько-нибудь ощутимой эффективности и результативности.
  2. Национальные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются в рамках определенной национальной экономики. Масштабы их распространения четко ограничены территорией определенного государства и не могут выходить за них, например, на международный уровень. К ним, например, относятся армия, флот, деятельность федеральных органов государственной власти.
  3. Местные общественные блага. Это блага, которые производятся, распределяются и потребляются не на уровне всего государства, а на местном уровне. Производство этих благ необходимо в том случае, когда у определенного региона существуют отличные от общегосударственных потребности. К таким благам относятся, например, уборка мусора, концерты, театры, городские парки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Способы предоставления общественных благ: возможности рынка и государства

 

 

1 http://uchebnik-besplatno.com/economics-uchebnik/osobennosti-perehodnoy-ekonomiki.html

2 http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskie-blaga.html

3

4 Носков В.А., Свиридов H.H., Грабова О.Н. Институционализация общественных благ. - Самара: Издательство Самарского научного центра РАН, 2003

5


Информация о работе Отличительные особенности смешанных общественных благ в переходной экономике