Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 13:46, отчет по практике
Предметом преддипломной практики явилось – изучение организационной структуры управления финансами ОАО «Сбербанк России», бухгалтерской, статистической отчетности, собрание необходимой информации для последующего выполнения дипломной работы.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- ознакомится с историей возникновения Сбербанка России;
- изучить организационную структуру и структуру управления банка;
- дать характеристику Сбербанка России, исходя из вида деятельности (банк универсальный, вид специализированного, вид небанковского института и общая характеристика специфики их деятельности);
Операционные доходы, до вычета резервов, в 2012 году увеличились на 25,1% — до 920,8 млрд. руб. — в основном за счет чистого процентного дохода и чистого комиссионного дохода от банковского бизнеса.
Операционные расходы за 2012 год увеличились на 32,1% — до 451,4 млрд. руб. (265,9 млрд. руб. в 2010 году), что обусловлено увеличением расходов на персонал и продолжающимися инвестициями в модернизацию, сети и ИТ-систем .
В 2012 году Сбербанк увеличил резервы под обесценение кредитного портфеля на 21,5 млрд. руб.; почти половина этого объема приходится на недавно приобретенный VBI.
Процентные доходы в 2012 году составили почти 1,2 трлн. руб., что выше результата 2011 года на 36,1% (850,6 млрд. руб.) и на 43% выше, чем 2010 году. Рост процентных доходов прежде всего связан с увеличением кредитного портфеля, которое обеспечило 96,4% совокупного прироста процентных доходов за год.
Процентные расходы в 2011 году сократились на 8,5 — до 289,6 млрд. руб. Стоимость заемных средств последовательно сокращалась в течение 2011 года — с 4,1 % в IV квартале 2010 года до 3,5 % в IV квартале 2011 года.
Основным фактором, повлиявшим на динамику процентных расходов в 2012 году, стал дефицит ликвидности в российской банковской системе.
Таблица 1
Среднегодовые значения обязательств Сбербанка в разрезе статей баланса, а также объем процентных расходов в отношении указанных статей и их среднегодовая стоимость.
млрд. руб. |
2012 |
2011 |
2010 | ||||||
Среднее значение за год |
Процентные и аналогичные расходы |
Средняя стоимость, % |
Среднее значение за год |
Процентные и аналогичные расходы |
Средняя стоимость, % |
Среднее значение за год |
Процентные и аналогичные расходы |
Средняя стоимость, % | |
Средства физических лиц |
6 224,5 |
262,5 |
4,2 |
5 129,1 |
211,0 |
4,1 |
4 181,7 |
232,7 |
5,6 |
Средства корпоративных клиентов |
2 676,0 |
90,5 |
3,4 |
1 906,6 |
36,5 |
1,9 |
1 710,2 |
38,8 |
2,3 |
Субординированный долг |
327,9 |
20,9 |
6,4 |
310,7 |
19,5 |
6,3 |
390,7 |
28,2 |
7,2 |
Прочие заемные средства |
313,2 |
6,9 |
2,2 |
195,4 |
4,2 |
2,1 |
92,5 |
1,6 |
1,8 |
Собственные ценные бумаги |
483,6 |
25,1 |
5,2 |
267,8 |
12,8 |
4,8 |
221,9 |
13,3 |
6,0 |
Средства банков |
928,1 |
46,6 |
5,0 |
158,6 |
5,6 |
3,5 |
|||
Итого |
10 953,3 |
452,5 |
4,1 |
7 968,2 |
289,6 |
3,6 |
|||
Обязательства, не генерирующие процентные и аналогичные расходы |
305,5 |
165,4 |
|||||||
11 258 8 |
8 133 6 |
В 2012 году Сбербанк вышел на новые финансовые рынки, заключив ряд сделок в Европе и Турции, а также укрепил свои позиции на рынках России и СНГ.
В Таблице 2 указана доля Сбербанка в различных сегментах российского финансового рынка.
Таблица 2
Доля Сбербанка в различных
сегментах российского
% |
2012 |
2011 |
2010 |
Активы |
28,9 |
26,8 |
27,3 |
Капитал |
27,4 |
29,1 |
26,4 |
Кредиты корпоративным клиентам |
33,6 |
32,9 |
31,3 |
Кредиты частным клиентам |
32,7 |
32,0 |
31,9 |
Средства корпоративных клиентов |
17,2 |
14,5 |
15,9 |
Средства частных клиентов |
45,7 |
46,6 |
47,9 |
Корпоративный сегмент остается ключевой частью бизнеса, на долю корпоративных клиентов приходится 74,4% совокупного кредитного портфеля Сбербанка и 31,4% клиентских депозитов на уровне Группы, по состоянию на 31 декабря 2012 года. Сбербанк активно разрабатывает новые продукты в таких сегментах, как транзакционный банкинг и международные финансы, стремясь предоставлять клиентам все необходимые услуги и поддерживать лояльность клиентов. Приобретение Тройки Диалог и создание платформы Sberbank CIB в 2012 году усилило эффект синергии в инвестиционно-банковском сегменте и положительно отразилось на традиционном сегменте корпоративных банковских услуг, а также на ассортименте инвестиционно-банковских продуктов.
Сбербанк является крупнейшим кредитором в российской экономике. В 2012 году его доля на рынке традиционного корпоративного кредитования увеличилась на 0,7 п.п., несмотря на высокий уровень конкуренции в этом сегменте в России. Ужесточение конкуренции было обусловлено в первую очередь снижением спроса на кредиты со стороны компаний на фоне замедления экономического роста и очень быстрого развития рынка корпоративных облигаций в России. (Рисунок 1)
Рисунок 1 Рыночная доля Сбербанка в сегменте корпоративного кредитования
Тем не менее, 2012 год стал рекордным для Сбербанка по объему выданных корпоративных кредитов. Объем выдач в течение года составил 5,9 трлн. руб. и увеличился почти на 350 млрд. руб. относительно 2011 года.
В 2012 году Сбербанк уделял особое внимание развитию кредитования малого бизнеса. В течение года значительно расширилось использование платформы «Кредитная Фабрика» для кредитования малых клиентов: объем кредитов, выданных по данной технологии, увеличился втрое за 2012 год и превысил 90 млрд. руб. Также были запущены инновационные кредитные продукты, такие как «Бизнес-старт» и «Бизнес-Овердрафт».
В результате этих инициатив и активной работы с клиентами объем кредитования малого бизнеса вырос на 31% с уровня годичной давности, что значительно выше темпов роста в других сегментах корпоративного кредитования.
Еще одно направление бизнеса, где темпы роста были даже выше, чем в сегменте кредитования малого предпринимательства, — торговое финансирование. В минувшем году Сбербанк активно развивал это направление: соответствующая часть совокупного кредитного портфеля в долларовом выражении увеличилась на 47,1% по сравнению с 2011 годом и к концу 2012 года составила $10,5 млрд. В 2012 году было заключено более 1,3 тыс. сделок торгового финансирования (для сравнения: в 2011 году их было 950).Международная экспансия Сбербанка (в частности, приобретение банков в Швейцарии, Турции, странах Центральной и Восточной Европы) позволила разработать продукты, предусматривающие участие зарубежных дочерних структур и удовлетворяющие все запросы наших клиентов. Наши достижения нашли отражение в том, что Global Trade Review Magazine признал Сбербанк «Лучшим банком торгового финансирования в России и СНГ за 2012 год».
Изменение доходности кредитов в корпоративном сегменте в 2012 году подчинялось двум разнонаправленным трендам. С одной стороны, конкурентная борьба за заемщиков на фоне снижающегося спроса на кредиты заставляла банки снижать ставки. С другой стороны, недостаток ликвидности в банковской системе препятствовал резкому снижению стоимости заемных средств для клиентов. В этих условиях фактическая доходность кредитов в первой половине 2012 года была стабильной, а во втором полугодии постепенно возрастала. Это свидетельствует о возможностях Банка корректировать свою кредитную политику в соответствии с рыночной конъюнктурой, уделяя особое внимание поддержанию уровня процентной маржи. Увеличение доли более высокодоходных кредитов малому бизнесу в структуре совокупного корпоративного портфеля также поддерживало рост ставок.
Несмотря на снижение уровня экономической активности в России в 2012 году, признаков существенного ухудшения качества кредитного портфеля не наблюдалось. Доля кредитов с просроченной задолженностью свыше 90 дней в корпоративном портфеле за минувший год снизилась с 3,6 до 2,9% (согласно неконсолидированной управленческой отчетности Сбербанка). Доля неработающих кредитов сокращалась не только за счет наращивания портфеля, но и за счет уменьшения совокупного объема просроченных ссуд в абсолютном выражении.
Ввиду непростой ситуации с фондированием в российской банковской системе в течение 2012 года Сбербанк заметно активизировал привлечение средств корпоративных клиентов. За год остаток депозитов корпоративных клиентов увеличился на 74,9%.В результате доля Сбербанка на рынке привлечения средств корпоративных клиентов выросла на 2,7 п.п. — до 17,2% к концу 2012 года. (Рисунок 2)
Рисунок 2 Доля Сбербанка на рынке средств корпоративных клиентов
В основном этот рост обеспечили срочные депозиты всех категорий корпоративных клиентов. Объем средств за 2012 год на текущих счетах не изменился. Отсутствие роста в сегменте текущих счетов корпоративных клиентов отражает общую ситуацию в российской банковской системе. (Рисунок 3)
- средства до востребования
- срочные депозиты
Рисунок 3 Структура средств корпоративных клиентов
В 2012 году розничный бизнес был в центре внимания всей банковской системы России в первую очередь в связи с быстрым увеличением объемов розничного кредитования, в результате которого темп роста рынка достиг впечатляющего уровня — 39,4%.На этом фоне Сбербанк сумел увеличить свою долю на рынке розничного кредитования, при этом самого высокого темпа роста Банк добился в сегменте кредитных карт. С другой стороны, 2012 год был ознаменован усилением конкурентной борьбы за депозиты физических лиц, что привело к существенному удорожанию фондирования для банковской системы.
Наряду с ростом объемов кредитования и ужесточением конкуренции за привлечение депозитов 2012 год стал для Банка периодом очень быстрого увеличения объемов и повышения качества услуг по расчетно-кассовому обслуживанию розничных клиентов. Ряд мер был направлен на расширение и развитие каналов удаленного обслуживания и принес заметные результаты: укрепились позиции Сбербанка на стремительно растущем рынке банковских карт, успешно внедрены инновационные расчетные системы для розничных клиентов.
В 2012 году Сбербанку удалось не только поддержать очень высокий темп роста рынка, но и увеличить долю в сегменте розничного кредитования на 0,7 п.п. — до 32,7%.Самый высокий темп роста зафиксирован в сегментах потребительского кредитования и кредитных карт. Вместе с тем хорошие результаты достигнуты в сегменте ипотечных кредитов, которые сохраняют первостепенное значение в продуктовой линейке Банка. В целом портфель розничных кредитов Сбербанка в 2012 году вырос на 42,3% — до 2,5 трлн. руб. (Рисунок 4)
2011
- потребительские кредиты
48,9%
- потребительские кредиты 50,1%
- ипотека 42,9%
- автокредиты 4,6%
- кредитные карты 3,6%
Рисунок 4 Структура портфеля кредитов физическим лицам
Быстрый рост розничного кредитного портфеля обусловлен рядом инновационных решений, которые были внедрены в последние годы.
В 2012 году главным драйвером роста розничного кредитного портфеля Сбербанка, безусловно, стали потребительские кредиты, или кредиты на неотложные нужды: годовой темп роста в этом сегменте достиг 44,6% (для сравнения: в 2011 году он составил 43,7%).В 2012 году портфель потребительских кредитов Сбербанка рос чуть быстрее, чем рынок в целом. Как следствие, доля Банка на рынке потребительского кредитования увеличилась на 0,4 п. п. — до 32,8%.
Бизнес Банка, связанный с кредитными картами, значительно вырос в 2012 году. За год объем ссудной задолженности по кредитным картам увеличился на 139% — до 153 млрд. руб., а количество выпущенных карт выросло почти вдвое — до 8,5 млн. штук. В результате в 2012 году Сбербанк стал лидером рынка кредитных карт.
В сравнении с другими сегментами рынка потребительского кредитования рост российского рынка автокредитов в 2012 году замедлился. По итогам года объем выданных автокредитов увеличился всего на 20,8%, при этом портфель автокредитов Сбербанка возрос на 24,1%.
Ипотечные кредиты — один из ключевых продуктов в розничном сегменте. Доля Банка на рынке составляет 47,6%, что делает его бесспорным лидером. В 2012 году портфель ипотечных кредитов Банка увеличился на 31,2%, что соответствовало рыночным темпам роста, и превысил 1 трлн. руб. Несмотря на высокие процентные ставки, не наблюдалось замедления роста портфеля ипотечных кредитов Банка по сравнению с 2011 годом.
По итогам года портфель ценных бумаг Банка увеличился на 12,4% до 1,68 трлн. руб. В портфеле по-прежнему преобладают ценные бумаги с фиксированным доходом, их доля на конец 2012 года составляла 97,4%.В основном это российские суверенные облигации — на них приходится в общей сложности 54,8% портфеля (на 2,8 п.п. больше, чем в 2011г.). Такая структура определена нашим подходом к портфелю ценных бумаг как средству управления ликвидностью, а не инструменту принятия риска.
Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Сбербанк России»