Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа
С конца ХХ века и по настоящее время в связи с развитием международной торговли очень большое внимание производителей пищевых продуктов и контролирующих организаций уделяется повышению качества и конкурентоспособности пищевых продуктов отечественного производства.
Введение
1 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на российском рынке
1.1 Состояние и перспективы развития чая и молочных консервов
1.2 Конкурентоспособность товаров на российском рынке
1.3 Оценка конкурентоспособности чая и молочных консервов
2 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на примере магазина «Продукты»
2.1 Характеристика магазина
2.2 Оценка конкурентоспособности чая в магазине
2.3 Оценка конкурентоспособности молочных консервов
3. Выводы и предложения
Список литературы
Содержание
Введение |
3 |
1 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на российском рынке |
5 |
1.1 Состояние и перспективы |
5 |
1.2 Конкурентоспособность товаров на российском рынке |
13 |
1.3 Оценка конкурентоспособности чая и молочных консервов |
18 |
2 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на примере магазина «Продукты» |
22 |
2.1 Характеристика магазина |
22 |
2.2 Оценка конкурентоспособности чая в магазине |
24 |
2.3 Оценка конкурентоспособности молочных консервов |
29 |
3. Выводы и предложения |
31 |
Список литературы |
33 |
Введение
С конца ХХ века и по настоящее время в связи с развитием международной торговли очень большое внимание производителей пищевых продуктов и контролирующих организаций уделяется повышению качества и конкурентоспособности пищевых продуктов отечественного производства.
Товар – это главный объект на
рынке. Он имеет стоимость и
В общем смысле, конкурентоспособность
товара – это такой уровень
его экономических, технических
и эксплуатационных параметров, который
позволяет выдержать соперничес
Чай является самым любимым напитком россиян, по уровню его потребления на душу населения Россия занимает одно из лидирующих мест в мире, значительно уступая лишь Англии и Турции. За год «среднестатистический» житель России заваривает чуть больше 1 кг. чая.
Чай занимает особое положение среди
импортируемых
На сегодняшний день ассортимент чая поражает многообразием и обилием видов и сортов, начиная с традиционных и заканчивая всевозможными чайными блендами.
Еще одной основной тенденцией последних
лет является непрерывный рост емкости
внутреннего рынка молочно-
В последние 10 лет в России активно развиваются новые направления производства, связанные с выработкой продуктов из натурального молока и молока с пищевыми наполнителями. Большой интерес к производству таких продуктов обусловлен формированием новых взглядов на рациональное питание, развитием современных технологий. Дефицитом качественного молочного сырья и высокой его стоимостью, ростом конкуренции со стороны импортной продукции.
Понятно, что следствием такой высокой
концентрации товаров и товаропроизводителей
на одном рынке, будет их острое конкурентное
соперничество, вынуждающее
Поэтому целью курсовой работы является оценка конкурентоспособности чая и молочных консервов как основных часто употребляемых товаров в России.
1 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на российском рынке
1.1 Состояние и перспективы
развития чая и молочных
Чай – напиток, получаемый варкой, завариванием или настаиванием листа чайного куста, который предварительно подготавливается специальным образом. Чаем также называется сам лист, предназначенный для приготовления этого напитка.
В 2007-2011 гг. предложение чая на российском рынке уменьшилось почти на 8%: со 197,5 млн. т. до 181,9 млн. т. На протяжении 2007-2009 гг. предложение ежегодно снижалось. Наибольший темп снижения объёма предложения относительно предыдущих лет наблюдался в кризисный 2009 г., когда он составил 14,5%. Начиная с 2010 г объём предложения чая в России начал увеличиваться.
Рост в 2010 и 2011 гг. составил 7,8% и 4,2% соответственно относительно предыдущих лет.
Внутреннее производство вносит максимальный вклад в предложение чая на российском рынке. По оценкам BusinesStat, в 2007-2011 гг. доля внутреннего производства чая составляла в среднем 61,3% от объёма предложения. Необходимо отметить, что собственного чая в России крайне мало: он выращивается только в Краснодарском крае. Более чем 95% потребляемого в России чая покупается на чайных аукционах по месту выращивания (в Шри-Ланке, Индии, Кении и др.) и импортируется в виде промышленного сырья. На российских предприятиях импортный чай обрабатывается и фасуется в мелкую упаковку для розничной торговли [15]
Рынок чая в России последние 7 лет в целом сохраняет стабильность. В стране, где этот напиток пьет почти 100% населения, такой результат скорее хорош, чем плох, ведь он сигнализирует о явной приверженности продукту, не зависящей, по большому счету, даже от всеобщих экономических проблем. Среди качественных изменений – растущий спрос потребителей на пакетированный чай и возвращение интереса к премиальным продуктам.
Россия продолжает оставаться одним из лидеров потребления чая в мире.
По объемам потребления чая Россия занимает четвертое место в мире после Индии, Китая и Турции - чай в стране потребляет около 98% населения [16].
По данным BusinesStat, потребителями чая являются 96% населения страны.
Стоимостный объем экспорта представлен в табл. 1
Таблица 1. Экспорт чая, РФ, 2007-2011 гг (млн долл; %)
Параметр |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Экспорт (млн долл) |
60,19 |
76,29 |
62,96 |
71,34 |
69,30 |
Динамика экспорта (% к предыдущему году) |
- |
26,8 |
-17,5 |
13,3 |
-2,9 |
Показатель «Экспорт чая» получен умножением веса «нетто» груза (тонн) на цену тонны груза (долл / т). Учитывается вес всех перевозимых через границу России грузов в течение года.
Единицы учета экспорта чая: все предприятия, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью в России.
Прогноз экспорта чая РФ представлен в табл. 2
Таблица 2. Прогноз экспорта чая, РФ, 2013-2016 гг. (млн долл.; %)
Параметр |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Экспорт (млн долл) |
77,74 |
83,28 |
89,76 |
97,7 |
Динамика экспорта (% к предыдущему году) |
6,6 |
7,1 |
7,8 |
8,9 |
В таблице 3 приведен наибольший объем экспорта чая по странам мира за 2007-2011 гг.
Таблица 3. Экспорт чая по странам мира, РФ, 2007-2011 гг. (тыс. долл.)
Страна |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Абхазия |
- |
33,59 |
280,54 |
313,16 |
429,00 |
Азербайджан |
5,28 |
62,23 |
34,35 |
302,17 |
405,13 |
Армения |
165,51 |
157,82 |
153,15 |
325,35 |
248,14 |
Бельгия |
- |
- |
- |
- |
584,07 |
Болгария |
- |
- |
- |
- |
32,12 |
Венгрия |
- |
59,28 |
8,19 |
84,83 |
56,00 |
Германия |
918,29 |
1139,45 |
1039,81 |
1245,12 |
1537,3 |
Греция |
7,1 |
25,74 |
9,66 |
- |
- |
Грузия |
144,96 |
481,92 |
209,51 |
237,29 |
669,04 |
Израиль |
67,31 |
154,41 |
125,95 |
237,29 |
669,04 |
Испания |
- |
- |
15,29 |
21,98 |
- |
Казахстан |
6810,00 |
7644,68 |
8807,04 |
22183,80 |
18801,6 |
Канада |
3,35 |
11,49 |
27,35 |
132,28 |
64,84 |
Киргизия |
263,83 |
447,65 |
466,61 |
966,52 |
1242,58 |
Латвия |
706,64 |
499,8 |
864,93 |
1696,35 |
1956,76 |
Литва |
182,21 |
101,32 |
261,7 |
277,1 |
297,21 |
Молдова |
2026,28 |
2366,00 |
3141,73 |
4489,99 |
4886,99 |
Монголия |
636,07 |
475,94 |
401,49 |
494,96 |
650,38 |
Польша |
46,17 |
49,4 |
150,91 |
181,89 |
277,14 |
Румыния |
- |
14,8 |
50,4 |
217,74 |
177,77 |
Сингапур |
- |
- |
- |
10,61 |
159,9 |
США |
122,05 |
79,48 |
115,13 |
166,16 |
180,93 |
Таджикистан |
4,23 |
12,47 |
46,8 |
75,86 |
207,12 |
Туркмения |
0,49 |
3,28 |
166,18 |
147,21 |
128,88 |
Украина |
47077,97 |
61180,59 |
46170,42 |
36851,17 |
35308,13 |
Шри-Ланка |
- |
- |
- |
62,9 |
5,03 |
Эстония |
955,8 |
1242,68 |
348,21 |
535,58 |
685,01 |
Все страны мира |
60188,46 |
76293,35 |
62963,67 |
71330,49 |
69301,93 |
Объем российского чайного рынка в 2011 году составил 1,5 млрд. долларов.
Эксперты, однако, предупреждают, что чайный рынок в России практически насыщен. Спрос на чай падает. Так, с 2006 по 2010 год он снизился на 16-17%, ожидается, что снижение продлится и далее.
По мнению аналитиков компании BusinesStat, продажи чая в России в 2013-2015 гг. будут медленно снижаться в среднем на 2% в год, и в 2015 году объем продаж составит всего 117 тыс. тонн. Аналитики объясняют сокращение рядом причин. Первая и самая главная заключается в том, что рынок чая в России насыщен, и увеличение продаж за счет роста числа потребителей невозможно. Усугубляет ситуацию ежегодное снижение численности населения в стране, что тоже ведет к неизбежному сокращению количества потребителей чая. Другая причина - в росте популярности пакетированного чая: это ведет к более экономичному расходу чая потребителями [15]. На долю чая в пакетиках уже, по данным компании АС Nielsen, приходится 56,2% продаж в натуральном выражении и 69,8% в стоимостном.
Все это значит, что конкуренция на чайном рынке обострится. "Чайной войны", конечно, не будет, но борьба за место на полках магазинов ожидается серьезная.
Рынок чая в России является одним из самых консолидированных, если в начале 1990-х годов в чайном бизнесе работало примерно 800 компаний, то сегодня, по разным оценкам, от 50 до 70. Но контролируют российский рынок чая всего пять компаний - "Орими Трэйд", "Май", Unilever, Ahmad Tea Ltd и "Сапсан". Эта "большая пятерка" контролирует 80% рынка в натуральном выражении и 77% - в стоимостном. Остальные 20-25% рынка занимают средние и небольшие производители.
Рост спроса потребителей на премиальные продукты в стране становится все более заметным. Так, по данным AC Nielsen, их доля уже составляет до 30% в натуральном выражении и до 48% - в денежном. Среди продвинутых молодых людей заметен интерес к фруктовым, травяным и экзотическим разновидностям чаев, которые позиционируются как полезные для здоровья. Именно фруктовые и травяные разновидности чая в ближайшие годы будут расти в наибольшей степени - на 10% в год. Пока распределение между черным и зеленым чаем у нас составляет 90 к 10%, но доля классического черного чая медленно снижается.
Почти все сырье для производства чая поступает из-за рубежа. Россия по импорту чая стоит на первом месте в мире. Основными поставщиками чайного сырья в Россию являются Шри-Ланка (33% в 2011 году), Индия (25,2%), Китай (9,5%), Кения (9,4%), Вьетнам (8,7%), Индонезия (6,2%) и Азербайджан (2,2%). В структуре импорта 90% приходится на черный чай, 10% - на зеленый.
Розничные цены на чай во многом зависят от ситуации в странах-поставщиках сырья. Так, к примеру, из-за засухи в Кении и дождей в Шри-Ланке цены на чай в прошлом году возросли до максимума за 2,5 года (самый элитный сорт черного чая вырос в цене на 41%, до четырех долларов за кг). Связанное со вступлением нашей страны в ВТО снижение таможенных пошлин на импортный чай с нынешних 20 до 12,5% за четыре года однозначно приведет к увеличению поставок.