Оценка конкурентоспособности чая

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

С конца ХХ века и по настоящее время в связи с развитием международной торговли очень большое внимание производителей пищевых продуктов и контролирующих организаций уделяется повышению качества и конкурентоспособности пищевых продуктов отечественного производства.

Содержание

Введение
1 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на российском рынке
1.1 Состояние и перспективы развития чая и молочных консервов
1.2 Конкурентоспособность товаров на российском рынке
1.3 Оценка конкурентоспособности чая и молочных консервов
2 Анализ конкурентоспособности чая и молочных консервов на примере магазина «Продукты»
2.1 Характеристика магазина
2.2 Оценка конкурентоспособности чая в магазине
2.3 Оценка конкурентоспособности молочных консервов
3. Выводы и предложения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

Один процент  чайного сырья мы выращиваем на собственных  плантациях. Но по заявлению начальника управления сельского хозяйства Краснодарского края Алексея Дворницкого, в планах сочинских производителей чая - к 2014 году увеличить сбор чайного листа до одной тысячи тонн в год и напоить местным ароматным напитком всех гостей Олимпиады. В бюджет города также, по его словам, вложено 120 млн. рублей на поддержку чайных производителей. Климат Сочи позволяет увеличить плантации, и если грамотно подойти к этому вопросу, то увеличить сбор урожая можно: ведь ранее в СССР, до периода дефицита, собственное чайное производство активно развивалось, и восстановление в Краснодарском крае данной отрасли вполне осуществимо.

Россия импортирует  не только чайное сырье, но и готовый  к употреблению чай, но в небольших  количествах. Мы также экспортируем чайную продукцию своих предприятий в основном в ближнее зарубежье. Экспорт чая из России в 2011 году снизился, составив 8 тыс. тонн, что на 11% меньше уровня 2010 года. Причина - отсутствие эффективной поддержки российских компаний со стороны государства в продвижении на экспортных рынках. В результате российские чайные компании испытывают проблемы с поставками на зарубежные рынки - в частности, не могут получить доступ на рынок Азербайджана из-за существующей в республике системы неформальных ограничений на импорт любой чайной продукции в интересах местного монополиста. В итоге российские поставки чая в Азербайджан в 100 раз меньше встречных поставок.

Основные тенденции  чайного рынка сохраняются уже  несколько лет. Это сокращение экономичного сегмента, стабильное состояние сегмента медиум и рост премиального сегмента. В общем потреблении чая существенно снизились продажи ароматизированного чая и выросли продажи более дорогих сортов [16].

Наибольшие перспективы, по мнению экспертов, имеет сегмент  фруктового и травяного чая, поскольку его позиционируют в качестве полезного для здоровья и организма в целом напитка. Маркетинговая стратегия для товаров этого сегмента, как и для сегмента зеленого чая, в основном построена на тренде здорового образа жизни. Сдвиг потребительских предпочтений от традиционного черного чая в сторону альтернативной чайной продукции в значительной степени связан также и с изменениями культурного плана. Наиболее активное потребление фруктовых и травяных чаев и редких разновидностей чаев, относящихся к премиум-сегменту, отмечается среди состоятельных молодых людей, живущих в крупных городах, таких как Москва и Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань. В этой группе наблюдается высокий спрос на новую и интересную продукцию, при этом традиционный чай воспринимается как неактуальный. По прогнозам экспертов, темп прироста в ближайшем будущем для сегмента зеленого чая составит около 5%, для травяных и фруктовых чаев - 7%, а для белых, красных и прочих видов чая - 3%.

 

Рисунок 1 – Доли стран-покупателей  российского чая, %

 

В 2010 году производство чая по позиции  «Чай зеленый (неферментированный), чай  черный (ферментированный) и чай  частично ферментированный, в упаковках  массой не более 3 кг» в стране составило 101,5 тысячи тонн (рис. 2).

Рисунок 2 – Динамика производства чая в России, 2010-2011 гг., тонн

К молочным консервам относятся сгущенные и сухие молочные продукты.

Согласно статистическим данным Федеральной  службы государственной статистики России, индекс промышленного производства продуктов молочных сгущенных в  январе-марте 2012 г. составил 102,0% по отношению  к аналогичному периоду предыдущего года.

По информации агентства DairyNews.ru, специализирующегося  на анализе рынка молочной продукции, по состоянию на март 2012 года в пятерку  лидеров-производителей сгущенного молока России входили следующие предприятия: ЗАО «Первомайский МКК», ООО «Техмолпром», ОАО «Ичнянский МКК», ООО «Лозивский молокозавод», ЗАО «Купянский МКК».

По данным Федеральной таможенной службы Российской Федерации, импорт молока и сгущенных сливок в Россию за 2011 г. снизился на 61% по сравнению с предыдущим годом и составил 30,8 тыс. тонн. При этом импорт из стран дальнего зарубежья сократился на 66,6% и составил 24,6 тыс. тонн, из стран СНГ вырос на 24% и составил 6,2 тыс. тонн.

В 2013-2017 гг., по данным  BusinesStat, стоимостной объем экспорта молочных продуктов будет расти на 6,7-7,9% ежегодно и в 2017 г составит 442,7 млн. долл. [15]

Рынок молочной сгущенной продукции  России является насыщенным и на данный момент находится в состоянии  стагнации. Так, по итогам 1кв. 2012г. рост объема рынка в натуральном выражении составил менее 0,5% относительно аналогичного периода 2011г., а в стоимостном выражении было зафиксировано значительное снижение. Это падение во многом обусловлено снижением уровня цен производителей на сгущенную продукцию. Значительную часть российского рынка в натуральном выражении занимает внутреннее производство, доля импорта на рынке составляет чуть более 1%.

Российское производство молочной сгущенной продукции по итогам 2011г. сократилось почти на 5% в натуральном  выражении. Наибольший спад наблюдался в сегменте сгущенного молока, на долю которого приходится более 2/3 всей выпускаемой молочной сгущенной продукции. Доля сливочных сгущенных продуктов крайне мала и по итогам 2011г. составила менее 1% в натуральном выражении.

Основные производственные мощности сосредоточены на территории Центрального ФО, который является лидером в выпуске сгущенной молочной продукции, на его долю пришлось более половины всего объема отечественного производства. Также в первую тройку лидеров по объему выпуска входят Сибирский ФО и Южный ФО. Суммарный удельный вес 3-х первых ФО в производстве молочных сгущенных продуктов составляет более 80% общероссийского выпуска. На региональном уровне в Центральном ФО лидирует Белгородская область (почти 40% выпуска продукции округа), в Сибирском - Омская область (около 2/3 выпуска округа), в Южном–Краснодарский край (более 90% объемов производства).

По прогнозу «Экспресс-Обзор», в  течение 2012-2015гг. на российском рынке  молочной сгущенной продукции в  натуральном выражении продолжится стагнация, в 2013г. рост рынка не превысит 0,5%. В дальнейшем объем рынка начнет сокращаться. В стоимостном выражении рынок будет расти, в основном этот рост будет обусловлен инфляционным увеличением цен [16].

 

1.2 Конкурентоспособность товаров на российском рынке

Конкурентоспособность продукции  – это способность продукции  отвечать требованиям рынка. Оценивают  конкурентоспособность хозяйствующие субъекты, потребительские организации, потребитель. Российский потребитель своим рублём определяет конкурентоспособность товара, услуги.

Критерии конкурентоспособности  – качественная и количественная характеристика продукции, служащая основанием для оценки её конкурентоспособности.

Основным распространённым показателем  конкурентоспособности продукции является интегральный показатель качества как отношение суммарного полезного эффекта от использования продукции по назначению к суммарным затратам на создание и эксплуатацию продукции. Интегральный показатель качества продукции – это отношение качества к цене потребления. Качество товаров и услуг выражается такими характеристиками, как уровень качества товара и его стабильность, новизна, имидж и информативность товара. Это характеристики потребительной стоимости товаров, услуг. Цена потребления товара включает в себя цену его создания, ремонта и эксплуатации [2].

В последние годы в Российской Федерации  сложились объективные условия, обеспечившие значительное увеличение выпуска отечественных продовольственных  товаров. Увеличение же объемов производства при практически неизменной емкости потребительского рынка приводит к обострению конкуренции, а потому обеспечение конкурентоспособности производимой продукции становится все более проблемой, актуальной практически для всех отечественных товаропроизводителей. Повысить же конкурентоспособность продукции можно только улучшив ее качество, или снизив отпускную цену - другого способа не существует. При этом при росте доходов и повышении благосостояния населения вопрос качества приобретаемых товаров выходит на первое место.

Таким образом, западный рынок для  нас пока закрыт, и это связано  не только с качеством как таковым, а в большей мере с порядком его обеспечения и гарантирования потенциальному покупателю защиты от возможности получения товара, не соответствующего контракту на поставку.

Вступая в ВТО, Россия не только открывает  внутренний рынок для свободной  конкуренции, но и принимает на себя обязательства привести наше законодательство, в частности по требованиям к  качеству обращающейся на рынке продукции, в соответствие с международным порядком, принятым в странах - членах ВТО [1].

На данном этапе развития пищевой  промышленности нашей страны многие производители выпускают продукцию  низкокачественную и неконкурентоспособную  на мировом рынке. По мнению экспертов, происходит это по следующим причинам.

Во-первых, на многих российских предприятиях наблюдается физический и моральный  износ технологического оборудования, что не дает возможности выпускать  конкурентоспособную продукцию. В  такой ситуации в наилучших условиях оказываются производители, которые сотрудничают с иностранными компаниями и делают большие капиталовложения в модернизацию технологических линий и в закупку нового современного оборудования. Примером таких производителей могут служить пивоваренные заводы, которые одними из первых в пищевой промышленности начали заниматься совершенствованием технологических процессов и закупкой нового современного оборудования. Именно благодаря инновационным проектам в данной отрасли пищевой промышленности удалось добиться заметных результатов, приведших к тому, что пивоваренная компания «Балтика» начала заниматься экспортом своей продукции. И на сегодняшний день более 70% экспортируемого российского пива составляет именно продукция, произведенная ОАО «Балтика», в то время как, по словам директора департамента госрегулирования экономики Минэкономразвития России Андрея Шарова, в целом экспорт продукции российского пищепрома составляет всего 2,4%.

Для увеличения доли экспорта пищевой продукции  всем производителям необходимо перенимать положительный опыт предприятий-лидеров.

Во-вторых, по оценкам  некоторых экспертов, от вступления России в ВТО пострадают 22–27 регионов страны, исчезнут некоторые отрасли  отечественной экономики, поскольку  в настоящий момент российская продукция  лишь в 2–3% случаев соответствует западным стандартам.

С конца ХХ века и по настоящее  время структура отечественного потребительского рынка претерпела ряд изменений, приведших к тому, что на данном этапе мы имеем относительно насыщенный продовольственный рынок. Пищевых продуктов на рынке довольно много, но, к сожалению, большую долю составляет продукция импортного производства. Зачастую не только готовая продукция, но и продовольственное сырье закупается в зарубежных странах, как, например, основная доля фруктовых соков, да и вообще большая доля консервированной плодоовощной продукции. Но для обеспечения продовольственной безопасности страны и для удовлетворения потребностей населения в традиционно российских продуктах необходимо принимать меры к развитию отечественной пищевой промышленности и к насыщению внутреннего рынка продовольственными товарами отечественного производства.

По итогам последних 5 лет, в России из всех отраслей пищевой  промышленности наиболее высокими темпами  развиваются такие быстро окупаемые отрасли, как пивоваренная, масложировая, чайная и табачная, где за счет привлечения частных инвестиций введены в эксплуатацию современные производства, позволяющие вырабатывать на основе высокоэффективных инновационных технологий конкурентоспособную продукцию.

Кроме вышеуказанных  отраслей имеются еще производители, которые в настоящее время  обеспечивают насыщение потребительского рынка и демонстрируют высокую  степень конкурентоспособности. Это  предприятия хлебопекарной, мукомольно-крупяной и кондитерской отраслей пищевой промышленности.

В то же время  некоторые отрасли пищевой промышленности находятся в сильной зависимости от поставок импортного сырья. Так, например, доля российских производителей на рынке плодоовощных консервов составляет всего 10 %. Основные поставщики консервированной продукции на российский рынок – это западные компании (венгерские, французские) и азиатские производители (Китай, Таиланд, Вьетнам). При увеличении объемов производства и расширении ассортимента плодоовощных консервов узким местом становится развитие собственной сырьевой базы, которая требует значительных вложений капитала. Для такого положения дел имеются следующие объективные причины:

− во-первых, в  настоящее время только около 20% валового сбора плодов и ягод используется для промышленной переработки;

− во-вторых, отмечается недостаточное развитие садоводства  на промышленной основе (более 80% плодов и ягод выращивается в подсобных  хозяйствах населения);

− в-третьих, имеются  значительные потери выращенного урожая.

За последние годы в России прослеживается позитивная тенденция к увеличению потребления населением основных продуктов питания. И, несмотря на то, что за последние 3–5 лет отмечается стабильный рост объемов производства по многим видам продуктов питания, одновременно с этим и импортные поставки продовольственных товаров ежегодно увеличиваются. Это необходимо для удовлетворения все возрастающих потребностей населения.

Основными документами, регламентирующими качество пищевых  продуктов в России, являются федеральные  законы, технические регламенты, государственные стандарты (ГОСТы), отраслевые стандарты (ОСТы), стандарты предприятий и технические условия, разрабатываемые предприятиями. Все вышеперечисленные документы устанавливают нормативные требования к качеству пищевой продукции по органолептическим и физико-химическим показателям. А вот качество пищевых продуктов по микробиологическим показателям и показателям безопасности регламентируется СанПиНом 2.3.2 1078-01«Санитарные правила и нормы. Продовольственное сырье и пищевые продукты. Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» [2].

Информация о работе Оценка конкурентоспособности чая