Оценка финансовой состоятельности предприятий малого и среднего бизнеса (на примере ОАО "Меткомбанк")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

В современных условиях повышение активности предпринимательской деятельности выступает одним из факторов наращивания национального богатства, увеличения объема промышленного производства, повышения уровня занятости и преодоления острого финансово-экономического кризиса.

Содержание

Введение
1. Методика оценки финансовой состоятельности предприятий малого и среднего бизнеса
2. Методика оценки финансовой состоятельности предприятий малого и среднего бизнеса ОАО «Меткомбанк»
3. Управление рисками при оценке финансовой состоятельности предприятий малого и среднего бизнеса
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 2.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

Данные таблицы 2.5 позволяют сделать вывод, что произошло замедление

оборачиваемости оборотных активов  на 0,2 оборота. На совершение одного оборота потребовалось  на 0,2 дня больше, что, тем не менее, свидетельствует об эффективности использования оборотных активов.

Проанализируем  уровень финансового левериджа  ОАО «КХБК». Анализ финансового левериджа представлен в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6

Финансовый  леверидж ОАО «КХБК»[21]

Показатель

По состоянию на 31.12.2008

По состоянию на 31.12.2009

По состоянию на 31.12.2010

Нормативные значения

Финансовый леверидж

(723+19819)/28322=

=0,72

(773+14098)/26241=

=0,56

(807+14176)//21210=

=0,7

≥1


 

Как видно из таблицы 2.6 значение финансового левериджа  за рассматриваемые периоды не превышало нормативного значения. Это свидетельствует о том, что финансовая устойчивость анализируемой организации находится на высоком уровне.

Проанализируем  рентабельность продаж рассматриваемой  организации. Рентабельность продаж (Рпродаж) – это коэффициент коммерческой рентабельности, показывающий, сколько прибыли приходится на рубль объема продаж или какова эффективность операционной деятельности организации. Определяется исходя из формулы [8, c.138]:

 

Рпродаж = Прибыль от продаж (чистая прибыль)/Выручка от продаж        (2.1)

 

Рентабельность  продаж приведена в таблице 2.7.

 

Таблица 2.7

Рентабельность  продаж ОАО «КХБК»[21]

Показатель

По состоянию на 31.12.2008

По состоянию на 31.12.2009

По состоянию на 31.12.2010

Рентабельность продаж, руб.

13307/180178=

=7,38

4374/176828=

=2,47

3313/173340=

=1,91


 Исходя из  таблицы 2.7 видно, что рентабельность  продаж с каждым годом уменьшается,  это вызвано ростом себестоимости  продукции, что в свою очередь  обусловлено ростом инфляцией.  Также увеличивается конкуренция среди производителей хлебобулочных изделий. Следовательно, предприятию необходимо или внедрять новые технологии, для снижения издержек на производство, либо расширять ассортимент продукции.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансовое состояние ОАО «КХБК» положительное. Предприятие финансово устойчиво, платежеспособно, с достаточным запасом ликвидных активов. Выдача кредита целесообразна, при наличии достаточного обеспечения (залога). Также необходимо отметить, что предприятие давно функционирует на рынке, имеет положительную деловую репутацию, надежных поставщиков, круг покупателей.

 

3. Управление рисками при оценке финансовой состоятельности предприятий малого и среднего бизнеса

 

Управление  рисками это процессы,  связанные с идентификацией,  анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий.

В соответствии с письмом Банка России от 23.06.2004 №70-Т «О типичных банковских рисках» к банковским рискам относятся:

- кредитный риск;

- рыночный риск;

- риск ликвидности;

- операционный риск;

- правовой риск;

- репутационный риск;

- стратегический риск.

Так как мы оцениваем  финансовое состояние заемщика для  целей кредитования, следовательно, на протяжении всего периода кредитования данного заемщика банк сопровождает кредитный риск. Кредитный риск – это риск возникновения у банков убытков вследствие неисполнения, несвоевременного либо неполного исполнения должником финансовых обязательств перед банком в соответствии с условием договора [7].

Управление  кредитным риском включает в себя:

- стратегию;

- тактику риск-менеджмента.

Стратегия управления кредитным риском – это выработка  направлений и способов для достижения поставленной цели. Основана на долгосрочном прогнозировании и стратегическом управлении. Стратегия управления кредитным риском базируется на принципе безубыточности деятельности и направлена на обеспечении оптимального соотношения между прибыльностью (доходностью) и уровнем принимаемых кредитных рисков [10, c76].

Тактика управления рисками – это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели по принципу «планируем сегодня  то, что будет завтра». Задача тактики  заключается в выборе из всех решений  наиболее оптимального.

К этапам реализации системы управления кредитным риском можно отнести [9, c. 178]:

- анализ риска (выявление и оценка);

- контроль риска (мониторинг);

- оптимизация риска (нивелирование).

На первом этапе  проводится идентификация и оценка риска. Оценка риска означает измерение степени или уровня качественно-количественным методом.

Качественный  анализ и оценка степени риска  представляет собой словесное описание уровня риска. В основе данного метода лежат экспертные оценки. Данные оценки субъективны, поэтому результаты не столь достоверны.

Количественный  метод и оценка степени риска преследует цель численно определить, т.е. формализовать степень риска. В основе данного метода лежат статистический метод, концепция рисковой стоимости VaR, имитационное моделирование, метод статистических испытаний Монте-Карло, сценарный анализ.

Второй этап контроль риска включает в себя меры, направленные на своевременное выявление  риска с целью его снижения или исключения. Выделяют три способа  контроля риска [9, c. 205]:

- внутренний аудит;

- внешний аудит;

- внутренний контроль.

 Внутренний  аудит осуществляется внутренним  структурным подразделением, обеспечивающим  независимую оценку адекватности  принимаемых рисков. Внутренний  аудит осуществляется в соответствии  с Поло-

жением Банка России от 16.12.2003 №242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах».

К институтам внутреннего аудита относятся [5]:

- ревизионная комиссия (ревизор);

- главный бухгалтер (его заместители) кредитной организации;

- руководитель (его заместители) и главный бухгалтер (его заместители) филиала кредитной организации;

- подразделения и служащие, осуществляющие внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определяемыми внутренними документами кредитной организации и т.д.

Внешний аудит  в рамках контроля рисков включает в себя надзор со стороны Банка  России и аудит аудиторскими организациями.

Внутренний  контроль нацелен на определение  эффективности разработанной банком системы управления рисками.

Третий этап оптимизация проводится с использованием следующих способов [9, c.267]:

- отказ от риска (простое уклонение от мероприятия, связанного с риском, риск признается неприемлемым и идет отказ от прибыли);

- снижение риска (резервирование, диверсификация, минимизация, лимитирование);

- передача риска третьему лицу (страхование, хеджирование, распределение).

В РФ самым распространенным управления кредитным риском является формирование резервов на возможные потери по ссудам. В соответствии с Положением Банка России от 26 марта 2004 г. №254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и

приравненной  к ней задолженности» существуют 5 категорий качества ссуд:

– I (высшая) категория качества (стандартные ссуды) – отсутствие кредит-ного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо не-надлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

– II категория качества (нестандартные ссуды) – умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 1 до 20 %);

– III категория качества (сомнительные ссуды) – значительный кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 21 до 50 %);

– IV категория качества (проблемные ссуды) – высокий кредитный риск (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде обусловливает ее обесценение в размере от 51 до 100 %);

– V (низшая) категория качества (безнадежные ссуды) – отсутствует вероятность возврата ссуды в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100 %) обесценение ссуды.

Качество ссуды  определяется вероятностью ее обесценения  в связи с риском невозврата заемщиком  суммы основного долга и неуплаты процентов по нему. Ссуды, относящиеся ко II – V категории качества, считаются обес-цененными. В целях минимизации кредитного риска по обесцененным ссудам все кредитные организации обязаны формировать резерв на возможные потери по ссудам.

За основу классификации  кредитных требований банка к его клиентам взяты два критерия: финансовое положение заемщика и качество обслуживания им долга. При этом указывается, что ссуды классифицируются с применением профессионального суждения, а перечень показателей, используемых для анализа финансового положения заемщика, кредитная организация определяет самостоятельно. Критерии обеспеченности, как правило, не используются, обеспечение учитывается лишь для определения резерва на возможные потери по ссудам, но на качество кредитного портфеля не влияет.

Суть страхования кредитных рисков состоит в том, что в случае невозвращения банку кредита недобросовестным заемщиком и невозможности взыскать средства, страховая компания компенсирует банку убытки в соответствии с заключенным договором страхования кредитных рисков [17, c.87].

Минимизация или  нивелирование предполагает осуществление  комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий  или обстоятельств, приводящих к  убыткам.

В ОАО «Меткомбанк» разработаны политика и процедуры  управления кредитным риском (по признанным финансовым активам и договорным обязательствам), включая требования по установлению и соблюдению лимитов концентрации кредитного портфеля, а также созданы Кредитные комитеты по направлениям кредитования, в функции которых входит активный мониторинг кредитного риска Банка. Кредитная политика Банка рассматривается и утверждается Советом директоров.

Кредитная политика Банка устанавливает:

- процедуры рассмотрения и одобрения кредитных заявок;

- методологию оценки кредитоспособности заемщиков (корпоративных клиентов, малых и средних предприятий и физических лиц);

- методологию оценки кредитоспособности контрагентов, эмитентов и страховых компаний;

- методологию оценки предлагаемого обеспечения;

- требования к кредитной документации;

- процедуры проведения постоянного мониторинга кредитов и прочих продуктов, несущих кредитный риск.

Заявки от предприятий малого и среднего бизнеса на получение кредитов составляются соответствующими менеджерами по работе с клиентами, а затем передаются для оценки рисков кредитования в Управление корпоративного кредитования. Кредитная заявка с учетом результатов оценки уровня рисков кредитования выносится руководителем Управления корпоративного кредитования на Кредитный комитет. Перед тем, как Кредитный комитет одобрит заявку, они проверяются Юридическим управлением, Управлением безопасности и Сводно-экономическим управлением.

Банк проводит постоянный мониторинг состояния отдельных  кредитов и на регулярной основе производит оценку платежеспособности своих заемщиков. Процедуры оценки основываются на анализе финансовой отчетности заемщика на последнюю отчетную дату или иной информации, предоставленной самим заемщиком или полученной Банком другим способом. Кредитным договором и договором залога предусмотрено, что в случае уменьшения рыночной стоимости обеспечения заемщик обязан предоставить дополнительное обеспечение или вернуть кредит ранее срока.

Таким образом, управление рисками это процессы,  связанные с идентификацией,  анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Относительно предприятий малого и среднего бизнеса банк на протяжении всего периода кредитования сопровождает кредитный риск. Самым распространенным способом управления данным видом риска является формирование резервов на возможные потери по ссудам.

Информация о работе Оценка финансовой состоятельности предприятий малого и среднего бизнеса (на примере ОАО "Меткомбанк")