Оценка экономической эффективности внедрения мотодоставки в Полоцком РУПС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 23:04, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – разработка мероприятий по внедрению мотодоставки и оценка ее экономической эффективности. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
изучить теоретические основы оценки экономической эффективности;
проанализировать экономические и финансовые показатели хозяйственной деятельности узла связи;
разработать комплекс мероприятий по внедрению мотодоставки;
провести оценку экономической эффективности внедрения мотодоставки.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….. 8
1 Методические вопросы оценки экономической эффективности…………………………... 10
1.1 Оценка экономической эффективности оказания услуг связи…………………........ 10
1.2 Понятие услуг связи, их характеристики, виды услуг почтовой связи…………….. 15
1.3 Структура сети почтовой связи……………………………………………………….. 21
1.4 Развитие услуг почтовой связи за рубежом………………………………………...... 22
2 Анализ экономических и финансовых показателей хозяйственной деятельности узла связи за 2009-2011 гг…………………...……………………………………………………..
28
2.1 Краткая характеристика Полоцкого РУПС Витебского филиала РУП «Белпочта»…...………………………………………………………………………….
28
2.2 Анализ объема услуг связи……………………………………………………………. 36
2.3 Анализ выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг и доходов от услуг связи по видам в фактических и сопоставимых ценах……………………......
38
2.4 Анализ затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) и себестоимости 100 руб. выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг
43
2.5 Анализ показателей прибыли и рентабельности…………………………………...... 50
2.6 Анализ трудовых ресурсов……………………………………………………………. 54
3 Разработка мероприятий и оценка экономической эффективности внедрения мотодоставки в Полоцком РУПС Витебского филиала РУП «Белпочта»…………….….
60
3.1 Мероприятия по внедрению мотодоставки……………………………………………. 60
3.1.1 Выбор внутрирайонного маршрута и доставочных участков для внедрения мотодоставки……………………………………………………….………………
61
3.1.2 Анализ сети объектов почтовой связи и организация передвижного отделения почтовой связи ……………...……………………...……………….…
68
3.1.3 Разработка проекта расписания маршрута передвижного отделения почтовой связи……...…………………………………………………………………………
75
3.1.4 Расчет экономического эффекта внедрения мотодоставки……………………. 75
3.2 Оценка экономической эффективности внедрения мотодоставки…………………… 78
4 Охрана труда………………………………………………………………………………...… 84
4.1 Организация системы управления охраной труда в Полоцком РУПС Витебского филиала РУП «Белпочта»………………………………………………..………………
84
4.2 Идентификация и анализ вредных и опасных факторов……………………..………... 86
4.3 Организационные, технологические и иные решения по устранению опасных и вредных факторов в планово-экономическом отделе………………………………….
88
4.4 Оценка условий труда по показателям напряженности трудового процесса……....... 92
Заключение………………………………………………………………………………………... 95
Литература.……………………………………………………………………………………....... 99
Приложение А Структурная схема Полоцкого РУПС Витебского филиала РУП «Белпочта»………………………………………………………...........
101
Приложение Б Внутрирайонный маршрут Полоцк – Кушлики…….……………………... 102
Приложение В Зоны обслуживания доставочных участков ОПС Кушлики и ОПС Грамощье……..………………………………………………………...
103
Приложение Г Зоны обслуживания новых доставочных участков ОПС Кушлики и ОПС Грамощье…………………………………………………………….....
104
Приложение Д Первоначальная схема внутрирайонного маршрута Полоцк – Кушлики... 105
Приложение Е Новая схема внутрирайонного маршрута Полоцк – Кушлики………….... 106
Приложение Ж Проект расписания движения автомобиля с почтой по внутрирайонному маршруту Полоцк – Кушлики…………..………...…………………………
107
Приложение З Политика РУП «Белпочта» в области охраны труда…………………….… 108
Приложение И Реестр факторов опасности…………….……………………………………. 109
Приложение К Результаты оценки напряженности трудового процесса……………….…. 111

Вложенные файлы: 1 файл

Савченко Е.М.doc

— 6.99 Мб (Скачать файл)

Процесс потребления  услуг связи аналогичен потреблению  продукции (товаров) других отраслей материального  производства. Если услуга связи потребляется в производственной сфере, то ее стоимость  переносится на стоимость вновь создаваемого продукта. Если же услуги связи служат личному потреблению, то вместе с потреблением исчезает и их стоимость.

Все вышеотмеченные признаки характеризуют принадлежность связи к сфере материального производства. Вместе с тем экономической природе связи присущи специфические черты, вытекающие из ее отраслевых особенностей[4].

Первая особенность определяется спецификой создаваемого продукта, который в отличие от продукции промышленности не имеет вещественной формы, а представляет собой конечный полезный эффект (результат производственной деятельности) процесса передачи информации и сообщений от отправителя до получателя: письменных, телефонных, программ телевидения и радиовещания и т.п. Невещественный характер конечного продукта обусловливает отсутствие в производственном процессе связи сырья и основных материалов, являющихся вещественными носителями продукции. Характерной особенностью структуры себестоимости в связи является незначительный удельный вес материальных затрат и высокая доля затрат, связанных с оплатой живого труда. Такая специфика структуры затрат и ресурсов требует постоянного внимания со стороны руководства к проблеме изыскания и реализации внутрипроизводственных резервов улучшения использования основных производственных фондов и рабочей силы.

Вторая особенность связи характеризуется неотделимостью во времени процесса потребления услуг связи от процесса их производства. Из этой особенности вытекает требование максимального приближения средств связи к потребителям за счет развития и повышения плотности предприятий и пунктов связи коллективного (отделений связи, переговорных пунктов и т.д.) и индивидуального (абонентских пунктов и терминалов) пользования.

Неотделимость процессов производства и потребления  услуг связи приводит также к существенной неравномерности поступающей во времени нагрузки, обусловленной ритмом деловой и личной жизни людей. При этом неравномерность нагрузки наблюдается по часам суток, дням недели и месяцам года. В то же время предприятия связи должны быть готовы к обслуживанию потребителей в периоды максимальной нагрузки без нарушения установленных (нормативных) параметров качества, для чего создаются дополнительные производственные мощности и рабочие места, которые в часы спада нагрузки используются с низкой отдачей либо вообще простаивают. Кроме того, в отрасли связи создаются резервы производственных мощностей для перспективного развития по мере роста потребностей в услугах связи. Все это приводит к объективному ухудшению многих экономических показателей связи - снижению производительности труда и фондоотдачи, повышению себестоимости, уменьшению прибыли и рентабельности производства. Поэтому, создавая необходимые резервы производственных ресурсов для высококачественного обслуживания потребителей, предприятия связи, особенно в условиях рыночных отношений, должны стремиться к оптимизации их объемов, повышению эффективности производства, достижению максимально возможных результатов при минимальных затратах.

Третья особенность - несохраняемость, т.е. услугу невозможно хранить, услуга имеет “однократный сиюминутный” характер. С учетом этой особенности конечный результат производственной деятельности отрасли - услуга - не может храниться в запасе, на складе, изыматься из сферы производства и поступать в сферу обращения для реализации.

Качество услуги представляет собой ее свойство (способность) удовлетворять потребности и  ожидания конкретного потребителя. Свойство (способность) услуги удовлетворять  потребности может быть представлено совокупностью его характеристик[4].

Основная задача отрасли связи состоит в удовлетворении потребностей всех сфер общественного производства и населения в передаче различного рода сообщений, поэтому важнейшим показателем деятельности отрасли, ее отдельных подотраслей и хозяйствующих субъектов является объем предоставляемых услуг. Именно объем услуг отражает конечные результаты работы предприятий и подотраслей связи и характеризует степень удовлетворения производственных, общественных и личных потребностей в передаче сообщений. На основе этого показателя определяются необходимые производственные ресурсы - численность работников, величина основных фондов и оборотных средств, он же, в конечном итоге, непосредственно влияет на объем получаемых доходов, прибыль и рентабельность предприятия. Таким образом, значение показателя объема услуг состоит в том, что он, с одной стороны, является исходной базой для планирования всей производственной программы предприятий связи и характеристики эффективности его деятельности, с другой, - служит индикатором выполнения социально-производственной миссии связи по удовлетворению спроса по передаче сообщения.

Отрасль почтовой связи является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Республики Беларусь и функционирует на ее территории для удовлетворения потребностей физических и юридических лиц, органов государственного управления в услугах почтовой связи. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О почтовой связи» Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» обеспечивает бесперебойную работу по оказанию услуг населению на территории всей республики[5].

Рынок услуг  почтовой связи пересекается с рынками  транспортно-логистических услуг (в  части грузоперевозок и курьерской почты), инфокоммуникаций (услуги почтовой связи как конкурируют, так и интегрируются с новыми инфокоммуникационными услугами) и финансовых услуг. С точки зрения пользователей, услуги почтовой связи по пересылке почтовых отправлений конкурируют на рынке транспортно-логистических услуг, особенно в сегментах услуг, связанных с перевозкой товаров. Услуги почтовой связи также конкурируют на рынке финансовых услуг, особенно в сегменте денежных переводов, так как с точки зрения пользователей эти услуги схожи с услугами банков по безналичному переводу денежных средств.

Услуги почтовой связи – это прием, обработка, перевозка, доставка (вручение) адресатам отправлений письменной корреспонденции, посылок, денежных переводов, отправлений ускоренной почты, прием подписки и доставка печатных средств массовой информации, выплата пенсий и пособий. Кроме того, отделения почтовой связи предоставляют более 50 видов непрофильных услуг: реализация товаров потребительского спроса и бланков строгой отчетности, карточек экспресс-оплаты, лотерейных билетов, прием различных видов платежей, ксерокопирование и сканирование, дилерские услуги по подключению к сети МТС, Velcom, предоставление услуг Интернет, банковские и страховые услуги, письменное поздравление от Деда Мороза, рассылка прямой почтовой рекламы и многое другое[5].

Развивается и  пользуется популярностью у клиентов РУП «Белпочта» услуга ускоренной почты  «EMS-Belpost». Функционирование внутриреспубликанской  службы осуществляется под девизом  «Сегодня – на завтра», с доставкой  отправлений на дом. Отправления международной ускоренной почты EMS пересылаются приоритетным порядком и доставляются лично в руки адресату более чем в 200 стран мира в наикратчайшие сроки. В настоящее время услуги по приему и доставке отправлений EMS осуществляются на всей территории страны.

В любом отделении  почтовой связи (ОПС) можно ознакомиться с каталогом товаров белорусских производителей, заказать и получить понравившийся товар.

Разветвленная сеть отделений почтовой связи позволяет  РУП «Белпочта» удовлетворять растущие потребности населения, расширяя спектр оказываемых услуг, в том числе и финансовых. В настоящее время в отделениях почтовой связи, не посещая отделения банка, клиенты имеют возможность оформить кредиты и депозиты банков, погасить кредиты, выданные 13-ю банками. По состоянию на 01.01.2011 г. В 2537 отделениях почтовой связи организовано более 3700 рабочих мест по обслуживанию держателей банковских пластиковых карточек[5].

РУП «Белпочта» является крупнейшим предприятием в  стране, которое предоставляет населению  услуги по приему различных видов платежей. В отделениях почтовой связи принимаются практически все виды платежей – за услуги жилищно-эксплуатационных служб, водоканала, энергосбыта, газовых служб, за дошкольные учреждения, налоги и т.п.

Одним из стратегических направлений развития системы безналичной оплаты и реализации принципа «одного окна» в отрасли почтовой связи является предоставление клиентам максимального количества оказываемых услуг на устройствах самообслуживания – платежно-справочных терминалах, посредством которых плательщики могут самостоятельно, без участия оператора, оформить подписку на газеты и журналы, отправить электронный денежный перевод по Беларуси, оплатить коммунальные и другие услуги, оформить и оплатить заказ в Интернет-магазине РУП «Белпочта». На сегодняшний день в отделениях почтовой связи функционируют 880 инфокиосков[5]. Внедрение устройств самообслуживания позволило сократить очереди в отделениях почтовой связи, повысить доступность предоставляемых услуг.

РУП «Белпочта» постоянно работает над расширением перечня услуг. Так, в сентябре 2010 года белорусская почтовая служба внедрила услугу «Гибридная почта», которая включает в себя распечатку, конвертование и рассылку информации, полученной от потребителя услуги в электронном виде. Услуга предназначена для организаций и предприятий, которые осуществляют массовые рассылки отправлений письменной корреспонденции.

В настоящее  время как физические, так и  юридические лица в качестве знаков почтовой оплаты могут воспользоваться  «Электронной маркой». Это электронный знак почтовой оплаты, наносимый на почтовые отправления вместо почтовых марок и подтверждающий оплату услуг почтовой связи. «Электронная марка» представляет собой специальный двумерный распознаваемый сканерами штрихкод (квадрокод), содержащий всю информацию о почтовом отправлении. В системе «Электронная марка» марка приобретается дистанционно через Интернет (официальный сайт РУП «Белпочта» - www.belpost.by) и распечатывается на конверте или бумаге при помощи стандартных программных средств непосредственно в офисе клиента или на домашнем компьютере (при наличии печатающего устройства).

Белорусская филателия  ведет свое начало с выпуска первой белорусской почтовой марки - «Креста  Евфросинии Полоцкой», которая была введена в обращение 20 марта 1992 года. За эти годы выпущено более 880 почтовых марок[5]. Почтовые миниатюры – это целый мир географии, истории, культуры, флоры и фауны всего мира. Белорусские почтовые марки имеют гражданскую и идеологическую направленность, так как в первую очередь знакомят любителей почтовых марок со всеми сторонами жизни нашей страны

Успешно продолжается сотрудничество РУП «Белпочта» со страховыми компаниями. Услуги по заключению договоров  обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, прием страховых взносов по обязательному страхованию строений, заключение договоров добровольных видов страхования, выплата страхового возмещения – оказываются во всех отделениях почтовой связи.

В апреле 2011 года во время сессии Совета почтовой эксплуатации Всемирного Почтового Союза в г. Берне (Швейцария) РУП «Белпочта» был вручен второй Сертификат в области управления качеством международной почты уровня А (золотой) Всемирного Почтового Союза (первый был получен в 2007 году). Кроме того, РУП «Белпочта» в очередной раз был вручен Сертификат «Серебряного уровня» в программе контроля и оценки качества работы Кооператива EMS по итогам работы 2010 года (первый был присвоен в 2007 году)[5].

 

1.3 Структура сети почтовой связи

 

Почтовая связь имеет достаточно разветвленную сеть предприятий и пунктов связи, соединенных между собой почтовыми маршрутами. Для Республиканского унитарного предприятия «Белпочта» характерна такая же структура сети, как и для многих других стран: руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивают региональные управления, которые действуют через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи.

В Республике Беларусь уровень развития региональной экономики, транспортной и рыночной инфраструктуры, благосостояния и платежеспособности населения приводит к географическим диспропорциям по уровню привлекательности рынка услуг почтовой связи.

Наиболее привлекательным  сегментом рынка услуг почтовой связи в географическом разрезе является «городской», охватывающий города и густонаселенные районы проживания, где высокий процент пользователей услуг составляют коммерческие организации.

Менее привлекательным  географическим сегментом рынка  является «сельский», включающий сельскую местность, а также отдаленные и труднодоступные районы, где основным пользователем услуг является население. Высокая себестоимость оказания услуг в сельском сегменте, а также низкий уровень спроса и слабое развитие транспортных магистралей являются основными причинами сравнительно низкой привлекательности данного географического сегмента рынка услуг почтовой связи. [6].

На сегодняшний  день РУП «Белпочта» представляет собой  единый производственно-технологический  комплекс, включающий в себя 6 областных  филиалов, филиал «Узел специальной связи», производство «Минская почта» и автотранспортное производство, 117 районных узлов почтовой связи, 3743 отделений почтовой связи (из них 753 – городские отделения почтовой связи, 2771 – сельские, 92 – передвижные), 127 пунктов почтовой связи, 31000 служащих[5]. Доставка почты осуществляется по 11800 доставочным участкам, которые обслуживают 11200 почтальонов, из них 8092 – в сельской местности[7].

Для обеспечения бесперебойной  работы почтовой сети в Беларуси функционируют межобластные, межрайонные и внутригородские маршруты по которым курсирует около 1300 автомобилей.

Соотношение городских  отделений почтовой связи и сельских  составляет  1:4. Данное соотношение  не выдерживается в показателях  структуры населения Республики Беларусь. Здесь общая численность  составляет 9,463 млн. чел., из которых 2,35 млн. чел. – сельские жители (т.е. отношение численности жителей проживающих в городе к численности сельской местности 3:1)[8]. Это означает, что в среднем на одно почтовое отделение села приходится  820 жителей, тогда как на городское отделение – 9455 чел., что почти в 11 раз больше.

Информация о работе Оценка экономической эффективности внедрения мотодоставки в Полоцком РУПС