Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 14:12, курсовая работа
Актуальность: Для специалистов в области управления человеческими ресурсами очевидны происшедшие за последние десятилетия качественные изменения рабочей силы. Сегодня она представлена людьми более образованными и обеспеченными, значительно более мобильными, заинтересованными участвовать в принятии решений на рабочих местах, способными рисковать, менее верными компании или организации, менее склонными иметь детей, чаще занятыми умственным трудом (служащие), более предприимчивыми и самостоятельными. В современных условиях знания, умения, инициатива и предприимчивость персонала организации становятся все более важными стратегическими ресурсами.
Введение 3
1 Персонал предприятия и эффективность его использования 5
1.1 Понятие персонала и его классификация 5
1.2 Показатели эффективности использования персонала 8
1.3 Факторы, влияющие на эффективность использования персонала 11
2 Оценка состояния и эффективности использования персонала (на примере ООО «Оптима») 15
2.1 Оценка состояния использования персонала (на примере ООО «Оптима») 15
2.2 Оценка показателей эффективности использования персонала 17
3 Мероприятия по повышению эффективности персонала организации 24
Заключение 31
Список использованных источников 33
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Набережночелнинский институт
социально-педагогических технологий и ресурсов»
Факультет филологический
Кафедра истории и методики ее преподавания
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Экономика организации»
Персонал организации и эффективность его использования
034702 Документационное обеспечение управления и архивоведение
Руководитель
Профессор кафедры ИиМП _________ д.п.н., Медведкова Н.И.
«_____ »_____ 2015 г.
Студент
Набережные Челны, 2015
Содержание
Актуальность: Для специалистов в области управления человеческими ресурсами очевидны происшедшие за последние десятилетия качественные изменения рабочей силы. Сегодня она представлена людьми более образованными и обеспеченными, значительно более мобильными, заинтересованными участвовать в принятии решений на рабочих местах, способными рисковать, менее верными компании или организации, менее склонными иметь детей, чаще занятыми умственным трудом (служащие), более предприимчивыми и самостоятельными. В современных условиях знания, умения, инициатива и предприимчивость персонала организации становятся все более важными стратегическими ресурсами. И центральным для подавляющего большинства предприятий является вопрос: как преодолеть разрыв между развитием рыночных стратегий, новых организационных структур и способом управления персоналом? Таким образом, предприятия, разрабатывая концепции управления для достижения своих стратегических целей, должны руководствоваться правилом: в основу совершенствования систем и методов управления должны быть положены человеческие ресурсы.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что новые подходы в работе с людьми характеризуются комплексным характером, более широким использованием элементов планирования, применением индивидуальных форм работы. Наиболее типовые элементы использования персонала ориентированы на качество подбора, найма и тренинга занятых, применение групповых методов труда, с тем, чтобы создать благоприятную среду для сотрудничества и делегирования принятия решений. Неотъемлемым условием успешной деятельности корпорации является увеличение средств, выделяемых на работу с персоналом. Таким образом, совершенствование управления персоналом в организации является актуальным вопросом на сегодняшнем этапе развития общества.
Методологические основы: При выполнении работы были использованы монографии и труды ведущих специалистов в области управления персоналом, менеджмента: Анисимовой И., Лавровой А., Поляченковой М., Сухарева С., Шишова С., Юлдашева С., Севодиной Е., Ярцевой С., Ярцевой Э. и др., а также периодические издания по работе с кадрами: «Управление персоналом», «Штат», «Служба кадров и персонал» и др.
Объект исследования – персонал ООО «Оптима».
Предметом исследования является процесс управления персоналом в ООО «Оптима».
Цель курсовой работы: разработка основных направлений повышения эффективности управления персоналом ООО «Оптима».
Задачи курсовой работы:
-
изучить теоретические аспекты
управления персоналом в
-
проанализировать современное
-
разработать основные
Методы исследования: теоретические методы исследования: дедукция, синтез, классификация и др., эмпирические методы: наблюдение, изучение документации, системные, обобщенные методы и др.
Базой исследования является ООО «Оптима».
Структура работы: работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы. В первом разделе работы изучено понятие персонала и его классификация, а также показатели эффективности использования персонала. Во втором разделе работы проведена оценка состояния использования персонала на примере ООО «Оптима», оценка показателей эффективности использования персонала. В третьем разделе работы разработаны мероприятия по повышению эффективности персонала ООО «Оптима».
Основной характеристикой трудовых ресурсов, используемых в организации, является персонал [3, с. 32].
Гарантия существования, роста и развития, конкурентоспособности и долгосрочной перспективы любой организации являются – её человеческие ресурсы, их качество, личностные и профессиональные характеристики. В системе управления персоналом обеспечение организации качественными человеческими ресурсами становится главной задачей, успешная реализация которой напрямую влияет на эффективность всей системы управления персоналом. Важно упомянуть о человеческой природе, человек физически ограничен, то есть он может существовать только в определенной среде, машина же создается с учетом среды, где она будет работать [5, с. 46].
Следует различать понятия «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы предприятия». Понятие «трудовые ресурсы предприятия» характеризует его потенциальную рабочую силу, «персонал» - весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Под кадрами предприятия понимается основной (штатный, постоянный), как правило, квалифицированный состав работников предприятия [7, с. 42]. Состав и количественные соотношения отдельных категории и групп работников предприятия характеризуют структуру кадров.
Кадры предприятия, непосредственно связанные с процессом производства, т.е. занятые основной производственной деятельностью, по мнению Шишова С. представляют промышленно-производственный персонал, к которому относятся все занятые в производственной деятельности и обслуживании производства работники основных и вспомогательных цехов, аппарата заводоуправления, лабораторий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских отделов, вычислительных центров [18, с. 16]. Кроме того, предприятие может иметь персонал непромышленных подразделений - работники, занятые в жилищном, коммунальном и подсобном хозяйствах, здравпунктах, профилакториях, учебных заведениях. Практики использования персонала на российских предприятиях описаны в большом количестве, однако большинство исследований вообще не различают особенностей управления персоналом производственных компаний и сервисных. Принципиально то обстоятельство, что характер собственности компании оказывает существенное влияние на то, как ею управляют. Сейчас для многих уже стало очевидным отличие в управленческих процедурах публичных и непубличных компаний. Не менее существенные различия должны показать компании, действительно различающиеся по характеру собственности [12, с. 86].
Согласно определению Ярцевой С., Ярцевой Э. существует большое количество классификаций персонала. Различают персонал по:
1) сферам организации общества:
-
персонал государственно-
-
персонал материально-
-
персонал социально-культурной
2) по иерархии управления:
- руководители (высшего, среднего, низового звеньев управления);
- исполнители (различной квалификации, категорийности, классности);
-специалисты
(различного уровня
-
рабочие кадры различной
Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений "способность к труду" делает рабочую силу товаром. Отличие этого особенного товара от других товаров заключается в следующем:
- труд способен создавать стоимость большую, чем он стоит,
- без привлечения трудовых ресурсов невозможно осуществлять любое производство;
- от эффективности использования трудовых ресурсов во многом зависит степень (эффективность) использования всех прочих ресурсов, результаты хозяйствования в целом;
- условия оплаты и применения трудовых ресурсов оказывают прямое влияние на эффективность их использования (наемный работник может отказаться от условий, на которых его собираются использовать; может уволиться по собственному желанию; бастовать);
- на процесс использования трудовых ресурсов существенное воздействие оказывают социальные факторы (уровень оплаты труда является объектом длительных переговоров; представления о социально-приемлемом уровне заработной платы могут быстро меняться; работник может решить, что те или иные типы профессий являются социально-непрестижными и т.д.) [7, с. 16].
Управление персоналом направлено на повышение производительности труда и уровня активности персонала, что является одним из основных компонентов конкурентного преимущества предприятия [19, с. 27].
Поэтому оценка персонала на сегодняшний день является наиболее актуальной в решении управленческих задач. Данный процесс позволяет в развернутом виде получить портрет личности сотрудника, а именно: его профессиональные навыки, личностные особенности – и даже определить скрытые способности, используя для этого комплексные психодиагностические инструменты [20, с. 95].
Таким образом, персонал - весь личный состав работающих по найму постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников в организации, наиболее популярной классификацией персонала является деление на руководителей, исполнителей, специалистов, рабочих кадров.
В современных организациях не хватает достаточного опыта для организации эффективной оценки использования персонала, которая в условиях конкурентной борьбы могла бы адекватно реагировать на изменения, происходящие как во внутренней, так и во внешней среде организаций.
Согласно мнению Лавровой А. оценка эффективности использования персонала может выступать мощным рычагом роста результативности управленческого процесса. Для этого необходимо знать, как она должна осуществляться, в каком соотношении находится с другими этапами управленческого цикла [15, с. 29].
Использование персонала включает в себя следующие этапы:
1. Планирование ресурсов: разработка плана удовлетворения будущих потребностей в людских ресурсах.
2. Набор персонала: создание резерва потенциальных кандидатов по всем должностям.
3. Отбор: оценка кандидатов на рабочие места и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора.
4. Определение заработной платы и льгот: Разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения служащих.
5.
Профориентация и адаптация: введение
нанятых работников в
6. Обучение: разработка программ для обучения трудовым навыкам, требующимся для эффективного выполнения работы.
7.
Оценка трудовой деятельности: разработка
методик оценки трудовой
8.
Повышение, понижение, перевод, увольнение:
разработка методов
9.
Подготовка руководящих кадров,
управление продвижением по
Если организация ставит целью повышение эффективности производства, то само понятие эффективности означает достижение планового результата при минимальных затратах, при этом плановый результат может предусматривать вывод продукции на мировой конкурентоспособный уровень. В современных условиях создание конкурентоспособной продукции представляется единственной альтернативой функционированию фирм только внутри национального рынка [19, с. 23].
Без достижения мирового уровня конкурентоспособности вряд ли изменится и специфика рентабельности труда, поднимутся уровень заработной платы и жизненный уровень населения и т.д. Система управления персоналом является встроенной частью системы управления предприятием. Ее результативность определяется конечным итогом деятельности предприятия. При решении самостоятельных задач главные цели систем должны совпадать, а локальные быть согласованными [12, с. 89].
Юлдашев С., Севодина Е. предлагают следующую методику оценки эффективности использования персонала.
На первом уровне оценки проводится диагностика эффективности системы управления персоналом. Система управления персоналом индивидуальна в каждой организации. Даже при полном совпадении у организации профиля, организационной структуры, целей и т.д. не может быть одинаковых людей, составляющих эти организации и одинаково реализующих эти цели. Человеческие ресурсы фирмы, их характеристики и мера использования возможностей каждого индивида предопределяют все результаты, т.е. все составляющие конкурентоспособности. Поэтому методологический анализ эффективности использования персонала должен строиться по принципу от общего к частному: диагностика эффективности (неэффективности) системы → определение направлений для анализа (функциональных сфер) → анализ причин неудовлетворительной динамики результирующих показателей в данной сфере → анализ частных показателей, влияющих на критериальные показатели конкурентоспособностей на уровне структурных подразделений (групп персонала) и рабочих мест.
Информация о работе Персонал организации и эффективность его использования