Перспективы и направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июля 2012 в 00:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании рынка ценных бумаг и его становлении в Республике Беларусь.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
– рассмотрены сущность и механизм функционирования рынка ценных бумаг;
– проведен анализ рынка ценных бумаг в Республике Беларусь;
– выявлены перспективы и направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………
4

ГЛАВА 1
СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ……………….………………..
1.1 Понятие и экономическая природа ценных бумаг, их характеристика и виды…………………………………..……

6

6

1.2 Структура и участники рынка ценных бумаг…….….… 1.3 Деятельность фондовой биржи как эмитента регулируемого рынка ценных бумаг……..…………………..
12

16

ГЛАВА 2

АНАЛИЗ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…..……………………………………………….
2.1 Анализ выпуска ценных бумаг………………………….
2.2 Состояние и структура рынка ценных бумаг в Республике Беларусь………………………………………..



21
21

25
ГЛАВА 3

ПЕРСПЕКТИВЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ.………...
3.1 Основные проблемы рынка ценных бумаг…..………....
3.2 Перспективы и пути становления рынка ценных бумаг в Республике Беларусь……….……………….……………..


29
29

30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……

Вложенные файлы: 1 файл

Рынок ценных бумаг и его становление в РБ.doc

— 282.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Основные направления развития белорусского фондового рынка на среднесрочную перспективу изложены в следующих документах:

– Концепцией функционирования и развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь, главная цель которой состоит в определении и создании необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в Республике Беларусь, регулируемого государством, и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг;

– Концепцией формирования расчетно-клиринговой системы по ценным бумагам Республики Беларусь, направленной на создание эффективной и прозрачной системы клиринга и расчетов по сделкам с ценными бумагами всех видов;

– Программой развития электронной торговли на фондовом рынке Республики Беларусь, согласно которой все сделки на биржевом и внебиржевом вторичном рынке заключаются через систему удаленных торговых терминалов, доступ к которым имеют все профессиональные участники национального фондового рынка [17].

Реализация этих документов должна создать необходимые условия для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка в нашей стране, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок капитала, способствующего привлечению инвестиций.

Сегодня создана весьма внушительная правовая база регулирования обращения ценных бумаг и существует устойчивая взаимосвязь между долгосрочными темпами экономического развития и уровнем развития рынка ценных бумаг, который способствует:

– росту объемов общественного производства за счет повышения эффективности перераспределения капитала в рамках национальной экономики;

– развитию высокотехнологичных отраслей и организаций;

– привлечению в экономику долгосрочных инвестиций;

– снижению стоимости ресурсов для развития реального сектора экономики;

– своевременной адаптацией национальной экономики к изменяющимся внешним условиям развития.

В Республике Беларусь существует низкая ликвидность рынка корпоративных ценных бумаг. Причинами, препятствующими развитию рынка акций, являются:

– ограничения на отчуждение акций, приобретенных гражданами Республики Беларусь у государства за денежные средства на льготных условиях;

– высокий удельный вес (72,5%) акционерных обществ с долей государственной собственности;

– особое право («золотой акции») государства на участие в управлении хозяйственными обществами (вводилось в 23 акционерных обществ);

– ставка налогообложения доходов юридических лиц по операциям с ценными бумагами, равная 40%.

Таким образом, на практике акции не выполняют своей основной функции по привлечению дополнительных денежных ресурсов.

Для активизации рынка акций необходимо совершенствование нормативной правовой базы по следующим направлениям:

– оптимизация доли государства в акционерном капитале;

– снятие ограничений на отчуждение акций;

– отмена преимущественного права государства на приобретение долей (акций) в уставных фондах приватизированных предприятий, пользующихся различными формами господдержки;

– освобождение доходов акционерных обществ, полученных при размещении ими акций по цене выше номинальной стоимости, от уплаты налогов и сборов;

– поэтапное совершенствование системы налогообложения доходов от операций а акциями и облигациями.

Для развития рынка облигаций юридических лиц необходимо:

– изменить порядок налогообложения доходов, полученных от операций с облигациями;

– определить единый порядок отнесения затрат эмитента при выплате доходов по облигациям и заемщика при уплате процентов по кредитам;

– активизировать работу с потенциальными эмитентами и инвесторами посредством подготовки правового акта ненормативного характера по применению инструментов фондового рынка в привлечении инвестиций [15, с. 90-91].

Одной из приоритетных задач для ОАО «Белорусской валютно-фондовой биржей» является выход на зарубежные фондовые рынки путем выпуска еврооблигаций и депозитарных расписок на акции. Однако основным требованием допуска эмитента к иностранным инвестиционным ресурсам является наличие свободном обороте не менее 25 процентов акций данного эмитента. Прока же 60 процентов выпущенных акций (в стоимостном выражении) находится в госсобственности, выполнить это требование не удается.

Заметим, что о потребности в благоприятном налоговом климате и информационной прозрачности говорилось еще 5-6 лет назад, а о необходимости отмены моратория на свободное обращение акций и ограничении введения «золотой акции» – с момента введения этих норм. Между тем мы до сих пор больше увлечены созданием препятствий на пути развития фондового рынка, чем его стимулированием. Это не позволило нашим институциональным и частным инвесторам накопить достаточно опыта и ресурсов, чтобы конкурировать сегодня с иностранным капиталом за белорусские предприятия [14, с. 119].

Таким образом, государственное регулирование рынка ценных бумаг должно осуществляться в следующих направлениях:

– обеспечение обязательного обнародования всей существенной информации о рынке ценных бумаг (условия выпуска и оборота ценных бумаг, результаты финансово-хозяйственной деятельности, финансовое положение эмитентов, характер и тенденции в торговле ценными бумагами и т.д.);

– лицензирование и регулирование деятельности профессиональных участников, в том числе тех, которые занимаются трастовой деятельностью на рынке ценных бумаг, надзор за их действиями, разработка экономических нормативов, содержащих соотношение собственных финансовых средств к привлеченным, определяющих содержание и характер проводимых операций;

– надзор за биржевой торговлей ценными бумагами, введение обязательных для выполнения правил торговли, контроль за соблюдением антимонопольного законодательства на рынке ценных бумаг;

– привлечение к административной и уголовной ответственности лиц, которые используют внутреннюю, недоступную другим информацию с целью получения дохода или избегания налогообложения по операциям с ценными бумагами;

– обеспечение прав владельцев ценных бумаг (доступ к финансовой отчетности эмитентов, участие в управлении путем реализации права голоса, беспрепятственная и быстрая передача прав собственности на ценные бумаги и т.д.).

Эффективное функционирование рынка ценных бумаг, повышение ликвидности всех инструментов зависят от внедрения достижений мирового опыта: международных стандартов по клирингу и расчетам по ценным бумагам, регистрации и перерегистрации и т. д. Развитие систем клиринга и расчетов по ценным бумагам должно быть направлено на снижение свойственного этим системам риска путем сокращения срока между заключением и реализацией сделок по ценным бумагам, обеспечение гарантий их выполнения и установления принципа одновременного обмена денег на ценные бумаги. Эффективность может быть повышена путем отказа от физического перемещения ценных бумаг, стимулирования использования, где возможно, систем зачета, а также стандартизированных методов связи и строгих временных рамок выполнения операций.

Перспективами развития системы обращения ценных бумаг являются:

– создание развитой, эффективно действующей республиканской депозитарной системы ценных бумаг. Кроме хранения ценных бумаг, депозитарная система может осуществлять и дальнейшее обслуживание сделок по ценным бумагам, предоставлять услуги по клирингу, ответственному хранению, расчетам и послеторговому обслуживанию ценных бумаг, осуществлять обработку информации, обеспечивать выплаты дохода и т. д. Депозитарий может как включать систему платежей в свою структуру, так и быть связанным с отдельной системой платежей;

– создание системы зачета требований при наличии достаточного объема рынка ценных бумаг;

– выполнение всех соглашений по ценным бумагам в соответствии с принципом «поставка против платежа»;

– принятие стандартов Международной организации по стандартизации (ИСО) для обращения документов по операциям с ценными бумагами и их нумерации.

В целях максимального развития рынка ценных бумаг в интересах инвесторов и эмитентов отдельных регионов республики, содействия привлечению финансовых ресурсов предприятий, создания благоприятных условий для развития технологий и производств, диверсификации производства в регионах, создания фондовой инфраструктуры, способной в процессе разгосударствления в сжатые сроки реструктуризировать производство в регионах, необходимо, чтобы наряду с биржевым рынком ценных бумаг развивался цивилизованный внебиржевой рынок ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг Беларуси должен стать составной частью мирового рынка финансовых ресурсов, предоставляя иностранным инвесторам надежный механизм и гарантии для осуществления портфельных инвестиций в экономику Республики Беларусь [18, с. 122].

Необходимым условием для этого должна стать институциональная сеть предприятий, специализирующихся на работе с ценными бумагами и связанных с эффективной системой платежей, а именно: фондовая биржа, Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг, инвестиционные фонды и коммерческие банки. Центральный депозитарий должен войти в международную сеть центральных депозитарных учреждений торговых систем и международных организаций по стандартизации для обеспечения представительства субъектов фондового рынка Беларуси на мировом рынке. Необходимо установить жесткую процедуру допуска ценных бумаг иностранных эмитентов на национальный фондовый рынок, которая обеспечивала бы защиту внутреннего инвестора. Для защиты инвесторов во время осуществления операций с иностранными ценными бумагами необходимо развивать контакты и сотрудничество с иностранными регулирующими и контролирующими органами по ценным бумагам [20, с. 148-149].

Таким образом, в заключение 3 главы необходимо отметить, что главная цель совершенствования рынка ценных бумаг — способствовать созданию условий для становления целостного, высоколиквидного, прозрачного, эффективного и справедливого рынка ценных бумаг в Республике Беларусь, регулируемого государством и интегрированного в мировой рынок ценных бумаг.

Мировой опыт становления рынка ценных бумаг показывает, что процессы реформирования властных структур, перестройки экономики благоприятствуют образованию рынка ценных бумаг как самой сложной части рыночных отношений. Рынок ценных бумаг ускоряет оборот капиталов, способствует рациональному размещению финансовых ресурсов, дает возможность оперативно оценивать эффективность управления предприятиями, создает условия для добросовестной конкуренции, предотвращает проявление монополизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В первой главе курсовой работы рассмотрены основные (теоретические) аспекты организации рынка ценных бумаг в Республике Беларусь. Таким образом, ценная бумага по своей сути имеет двойственную природу. Иными словами, ценная бумага, с одной стороны, представляет собой имущественное право, а с другой – документ, удостоверяющий наличие этого имущественного права, т.е. вещь (движимое имущество), и следовательно, имеет характеристики, свойственные вещи.

Рынок ценных бумаг в общем смысле рассматривается как совокупность двух взаимосвязанных и взаимодополняющих составных структурных элементов: первичного и вторичного рынка ценных бумаг. Первичный рынок предшествует вторичному и ценные бумаги не могут появляться на вторичном рынке, минуя первичный. На первичном и вторичном рынках происходят разные по своей сущности процессы. На первичном рынке капиталы инвесторов путем купли-продажи ценных бумаг попадают в руки эмитентов. На вторичном рынке происходит переход ценных бумаг от одних инвесторов к другим, а деньги за проданные ценные бумаги поступают бывшим владельцам ценных бумаг (т.е. операции на вторичном рынке происходят, как правило, без участия эмитента и непосредственно не влияют на положение дел эмитента).

Участники рынка ценных бумаг – это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой в определенные экономические отношения по поводу обращения ценных бумаг. Основной целью деятельности биржи, является создание благоприятных условий для широкомасштабной и эффективной торговли ценными бумагами.

Во второй главе проведен анализ состояния и динамики рынка ценных бумаг Республики Беларусь. Инфраструктура рынка ценных бумаг Беларуси в настоящее время включает более 5000 эмитентов, свыше миллиона инвесторов (владельцев ценных бумаг), 126 профессиональных участников. Последнюю категорию представляют юридические лица разных форм собственности, в том числе 27 банков, Фонд государственного имущества Министерства экономики Республики Беларусь, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». За пройденный с 1998 г. период БВФБ стала неотъемлемой частью валютного и фондового рынков страны, сделав ставку на технологическое развитие биржевого рынка, совершенствование его нормативной базы и вовлечение в биржевой оборот максимально широкого спектра финансовых активов. В структуре фондового рынка Республики Беларусь более 50 % общего объема по номиналу приходится на корпоративные ценные бумаги (акции и облигации), порядка 27 % — на векселя банков, депозитные и сберегательные сертификаты, около 20 % — на кратко- и долгосрочные облигации Министерства финансов Республики Беларусь и Национального банка страны.

Информация о работе Перспективы и направления развития рынка ценных бумаг в Республике Беларусь