Перспективы развития рынка государственных краткосрочных облигаций в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 03:52, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе проводится анализ современных процессов накопления и мобилизации денежных средств в государственных краткосрочных облигаций; организационно-функционального механизма рынка государственных ценных бумаг и их эмиссии; показывает его роль в движении фиктивного капитала, развитии рынка ссудных капиталов; роль Центрального Банка в этой сфере.

Содержание

Введение 3
1 Экономическая сущность и роль ГКО в экономике России 7
1.1 История российского рынка ГКО 7
1.2 Условия выпуска ГКО и участники рынка ГКО 9
1.3 Первичное и вторичное размещение ГКО 15
2 Анализ российского рынка ГКО 21
2.1 Функции Центрального банка на рынке ГКО 21
2.2 Анализ ожиданий участников на рынке ГКО и влияние политических рисков на рынок ГКО 23
2.3 Исследование влияния ГКО на российский рынок ценных бумаг 29
3 Перспективы развития рынка ГКО в РФ 33
3.1 Влияние финансового кризиса на государственные облигации 33
3.2 Оценка рынка ГКО в России 35
3.3 Определение перспективных направлений развития рынка ГКО 39
Заключение 42
Список использованных источников 46

Вложенные файлы: 1 файл

Мой курсач РЦБ.doc

— 286.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Оценка рынка ГКО в России

 

Российский  рынок облигаций с начала 2010 года находится в состоянии, характеризующимся  невысоким уровнем доходности и  стабильными объемами размещения новых  выпусков как корпоративных, так  и государственных облигаций. По данным на июль 2010 г., 58 % рынка или 2642 млрд. рублей составляют российские корпоративные облигации. Общий объем находящихся в обращении российских корпоративных облигаций почти сравнялся с объемом рынка еврооблигаций, выпущенных российскими корпоративными эмитентами, который составляет 99,73 млрд. долл.

Средневзвешенная  доходность российского индекса  корпоративных облигаций IFX-Cbonds к  июлю 2010 г.снизилась до 7,5 %.

В первой половине 2010 г. объемы размещения российских корпоративных облигаций снизились вследствие вялого спроса на денежные средства со стороны компаний первого эшелона, которые удовлетворили свои потребности в заемных средствах во второй половине  2009 г. Самые крупные облигационные выпуски во втором квартале 2010 г. провели АЛРОСА (26 млрд. руб.), «Газпромнефть» (20 млрд. руб.) и «Аэрофлот» (12 млрд. руб.).

Срок до погашения оферты практически всех размещаемых выпусков оказался не менее двух лет. Исключение составили несколько выпусков эмитентов третьего эшелона [12].

 

Рисунок 3 - Соотношение видов облигаций, выпущенных российским эмитентами, по состоянию на июль 2010 г.

 

Если в 2009 году было зафиксировано самое большое  в истории количество дефолтов по российским корпоративным облигациям, общий объем которых составил 146 млрд. рублей, то в 2010 г. общий объем дефолтов снизился на порядок до уровня 14,3 млрд. рублей. Подобное улучшение ситуации на рынке рублевых облигаций можно объяснить выбытием наиболее слабых эмитентов и улучшением макроэкономической ситуации. К тому же, начиная со второй половины 2009 г., упростился доступ эмитентов к рынкам заемного капитала [11]. 

 

Рисунок 4 - Объемы размещения российских корпоративных облигаций на внутреннем рынке (млрд. руб.)

 

Можно прогнозировать дальнейшее улучшение кредитного качества заемщиков, вследствие увеличения привлечения денежных средств компаниями первого эшелона и надежными заемщиками второго эшелона [10]. 

В рамках модернизации рынка  облигаций необходимо также упростить  процедуру выпуска биржевых облигаций, которые на данный момент могут выпускаться только эмитентами, чьи акции прошли листинг на фондовой бирже. Еще одним способом привлечения новых эмитентов на рынок российских корпоративных облигаций является отмена ограничения на выпуск облигаций размерами уставного капитала компании или обеспечения, предоставленного третьим лицом. Создание условий для увеличения доступа новых компаний к облигационному источнику финансирования обеспечит снижение стоимости привлечения денежных ресурсов, в том числе и для инновационных отраслей экономики [11].

Рисунок 5 - Объемы дефолтов по российским корпоративным облигациям (млн. руб.)

 

Успешному выполнению функций  финансового посредничества российским фондовым рынком мешает ряд проблем, среди которых необходимо выделить:

- преобладание краткосрочных инвесторов на рынке и отсутствие долгосрочных национальных инвесторов, в том числе слабое развитие рынка коллективных инвестиций;

- высокая волатильность российского фондового рынка, особенно в условиях ухудшения ситуации на мировых сырьевых рынках;

- низкий уровень доверия инвесторов, обусловленный недостаточным уровнем прозрачности и слабой системой риск-менеджмента в компаниях-участниках рынка;

- низкая доля акций в обращении, к тому же снизившаяся в условиях финансового кризиса;

- отсутствие развитого внутреннего рынка секьюритизации;

- искусственно усложненный доступ на облигационный рынок для компаний второго и третьего эшелона [12]. 

 

3.3 Определение перспективных направлений развития рынка ГКО

 

Судя по нынешним темпам развития рынка ГКО, в будущем его ожидают самые радужные перспективы. Продолжающееся увеличение количества дилеров, вероятно, будет идти и дальше, наравне с развитием региональных рынков ГКО. Следовательно, будет увеличиваться и эмиссия

(т.к. спрос на ГКО будет расти). И, вероятно, рынок ГКО благодаря своей высокой ликвидности и надёжности станет в ближайшем будущем одним из самых развитых секторов российского финансового рынка. Выпуск и раз- витие шестимесячных ГКО должен лишь ускорить этот процесс. Увели- чение активности дилеров, равно как и накопленный ЦБ , Минфином и дилерами опыт, а также достаточно усовершенствованная компьютерная технология торгов на ММВБ позволяют сказать, что на рынке государ- ственных ценных бумаг государственные краткосрочные облигации станут лидирующим инструментом и по показателям ликвидности и надёжности, и по размерам эмиссии, и по количеству участников [11]. Несмотря на то, что этот рынок существует немногим более 11 месяцев (срок не такой уж и большой) , и, казалось бы, ещё рано делать выводы о макроэкономическом значении стартовавшей эмиссии, тем не менее представляется крайне важным тот факт, что практическую реализацию получили новые концептуальные схемы эмиссии, размещения, хранения и обращения ценных бумаг. Происходит отработка новой электронной технологии на рынке ценных бумаг, которая пока ещё не имеет отечественных аналогов. Сейчас начался процесс по использованию подобной технологии на рынке облигаций внутреннего валютного займа (на той же ММВБ), однако ГКО в этом смысле явились первенцами, и очень обнадёживающими. Хочется надеяться, что уже в ближайшее время появится возможность тиражирования электронных технологий и их использование при формировании региональных рынков ГКО, а также внедрения подобных технологий на рынке корпоративных ценных бумаг.

Для развития рынка ГКО Минфин и  Банк России предложили ввести «базовые» выпуски облигаций федерального займа и восстановить институт первичных дилеров на рынке ГКО. Особенностью «базовых» выпусков станут:

- стандартность срока размещения облигаций: 3, 5, 10 и 15 лет;

- предоставление эмитентам более обширной информации об объемах и сроках размещения новых выпусков.

Кроме того, в случае введения института первичных дилеров  будет ограничена доля одного инвестора  в базовом выпуске до уровня не более 35 %. На сегодняшний день это требование является наиболее сложным.

В связи с введением  базовых выпусков Минфин России добровольно  накладывает на себя определенные ограничения  в части проведения эмиссионной  политики, вызванные предварительным объявлением сроков и объемов размещения базовых выпусков облигаций. С целью минимизации рисков и сохранения возможности оперативно влиять на происходящее на рынке Минфин будет доразмещать облигации путем проведения аукционов [10].

Введение базовых выпусков тесно связано с введением института первичных дилеров. Введение такого института может качественно изменить роль всех участников рынка ГКО. В этом есть как «плюсы», так и «минусы».

Путем введения института первичных  дилеров Минфин России минимизирует свое участие на вторичном рынке в связи с наличием гарантированной возможности размещать бумаги на первичном рынке.

Первичные дилеры (не более 15-20 организаций), принимая на себя обязательства по гарантированной покупке заранее  определенного объема облигаций на аукционах и поддержанию рынка в ликвидном состоянии за счет выставления двусторонних котировок, получили бы эксклюзивное право работать с Министерством финансов и расширять свою клиентскую базу.

Принятие подобной схемы  позволило бы повысить ликвидность рынка ГКО в целом и отдельных его выпусков в частности, расширить базу владельцев ГКО, создать основу для развития рынка производных инструментов, где в качестве базы активов выступили бы государственные облигации.

Однако существует ряд сложностей по запуску института первичных дилеров. Введение данного института возлагает на участников рынка определенные обязательства перед Минфином в части выкупа облигаций на аукционах и поддержания ликвидности их базовых выпусков. Проведенные переговоры с участниками рынка свидетельствуют о том, что банки не стремятся стать первичными дилерами. Уровень участия банков - потенциальных первичных дилеров на переговорах - в аукционах не превышает 1 % от объявленного объема эмиссии Минфина, что пока не позволяет эмитенту отказаться от существующей системы размещения государственных ценных бумаг [9].

Минфин готов уже  в этом году начать осуществление  выпусков стандартных сроков обращения  и раскрывать больше информации об их объемах и датах размещения. Однако очень сложно принять решение о введении института первичных дилеров: первичных дилеров - 20, каждый из них выкупает 1 % объема выпуска, что составляет 20 % от объявленного выпуска. Что же происходит с оставшимися 80 %? Минфин не может гарантировать их размещение.

Наличие вопросов и отсутствие четких ответов требует от Минфина  дополнительного рассмотрения темы введения первичных дилеров [12].

 

 

 

Заключение

 

Увеличение выпуска  ценных бумаг, рост и развитие фондовых рынков в различных странах свидетельствует о том, что ценные бумаги продолжают играть важную роль альтернативного источника финансирования экономики и государства.

Рынок ценных бумаг, который  состоит  из первичного, биржевого  и «уличного» внебиржевого рынков, развивается в условиях различных противоречий. Как свидетельствует мировая практика, на фондовых рынках все большее значение приобретает коллективный инвестор в лице различных кредитно-финансовых институтов. Причем особенно сильно в последние 20 лет выросла на фондовых рынках роль специализированных небанковских кредитно-финансовых институтов, таких, как страховые компании, пенсионные фонды и инвестиционные компании, которые обеспечивают в основном долгосрочное финансирование экономики через приобретение акций и облигаций. При  этом с рынков все больше вытесняется мелкий инвестор.

В последние годы, особенно в конце 80-х гг. и начале 90-х  гг., все большее значение приобретают  ГКО, которые выпускаются государством. Положение на фондовых рынках во многом определяется позицией государства, которое выполняет двоякую роль: с одной стороны, оно обеспечивает на рынках предложение различных государственных ценных  бумаг, а с другой – выполняет роль регулятора рынка, так как довольно часто происходят биржевые крахи и резкое колебание курсов различных ценных бумаг. В ряде стран государство третирует рынок ценных бумаг, так как, выпуская ежегодно значительные объемы государственных ценных бумаг и реализуя их на рынке, оно забирает также большие массы ссудного капитала для финансирования хронических дефицитов государственных бюджетов. Такая тенденция на фондовых рынках проявляется практически во всех крупных развитых капиталистических странах.

Важным направлением развития фондовых рынков является их растущая интернационализация, которая  характеризуется допуском на национальные рынки различных иностранных ценных бумаг, развитием рынка ценных бумаг на рынке евровалют, а также продажей и перепродажей на нем долгов развивающихся стран (секьюритизацией долгов). Поэтому в настоящее время можно считать, что фондовые рынки ряда крупных стран выходят за пределы национальных границ. В последнее время в целях усиления интернационализации национальных рынков активно рассматривается вопрос о создании международного рынка ценных бумаг посредством интеграции американских, европейских и крупных азиатских фондовых бирж (Японской и Сингапурской). Такое стремление обусловлено дальнейшим процессом интеграции в рамках мировой экономики путем создания Европейского союза, куда теперь входят 15 стран Западной Европы, а также созданием Североамериканской зоны свободной торговли, в которую входят США, Канада и Мексика. Дальнейшая интернационализация производства и торговли требует интеграции фондовых рынков как важного источника финансирования мировых интеграционных процессов.

Развитие национальных фондовых рынков характеризуется ростом спекулятивных процессов с различными ценными бумагами, включая мошеннические операции. Это было обусловлено в основном расширением сделок с опционами и фьючерсами на фондовых биржах.

Развитие фондовых рынков характеризуется дальнейшим обострением конкуренции между различными кредитно–финансовыми институтами. Такая конкуренция по вложениям в ценные бумаги происходит по следующим основным направлениям: во-первых, между банками и небанковскими кредитно-финансовыми институтами, во-вторых, внутри небанковских институтов между страховыми компаниями, пенсионными фондами и инвестиционными компаниями.

Важным аспектом развития фондовых рынков является воздействие  на них инфляции. Рост ее создает  условия для роста курсов различных ценных бумаг, толкая рынок к увеличению спекулятивных сделок, однако возврат по ценным бумагам из-за инфляции обесценивается. Поэтому ведущие западные страны стремятся держать инфляцию под контролем.

Несмотря на потрясения и противоречия на фондовых рынках, продолжает возрастать их значение как важнейшего источника денежных ресурсов для частного сектора и правительств различных уровней (центрального и местных).

Особое место, как видно  из анализа, проведенного в данной курсовой работе, занимает российский рынок ценных бумаг. В настоящее время идет процесс дальнейшего становления и развития рынка ценных бумаг  в Российской Федерации. Начало 90-х гг., характеризовалось увеличением объема выпуска ценных бумаг, организацией рынка в виде фондовых бирж и первичного рынка, созданием правовой базы и органов контроля за деятельностью рынка.

Развитие рынка ценных бумаг, и частности ГКО, происходит в довольно сложных экономических  условиях, которые характеризуются  ростом инфляции, финансовой нестабильностью, огромной взаимной задолженностью предприятий, спадом производства и огромным дефицитом федерального бюджета. Эти факторы в определенной степени мешают развитию полноценного рынка ценных бумаг.

Инфляция оказала довольно глубокое воздействие на российский рынок ценных бумаг. Дело в том, что дивиденды, полученные в рублях, затем конвертируются в доллар и марку. Это массовый бесконтрольный процесс приходит к дальнейшему обесценению рубля и далее к росту цен. Такой результат взаимодействия инфляции и рынка ценных бумаг невыгоден ни экономике, ни государству.

Рынок ГКО развивается  и в России, да данный момент он развит не достаточно, но есть тенденции к  изменению картины в лучшую сторону. Главный недостаток развития российского  фондового рынка заключается  в том, что в нем нет достаточного наполнения ценными бумагами, прежде всего акциями и облигациями компании и предприятий. Поэтому рынок ценных бумаг, особенно фондовые биржи, выполняют несвойственные им функции, торгуя кредитными ресурсами, ГКО и финансовыми инструментами. Реализация их на биржах носит исключительно спекулятивный характер. Поэтому рынок ценных бумаг в России пока не дает мобилизационного эффекта для увеличения инвестиций в промышленность и таким образом  не отвечает тем задачам, которые ставились перед ним в момент его создания.

Информация о работе Перспективы развития рынка государственных краткосрочных облигаций в Российской Федерации