Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:34, курсовая работа
Цель работы: исследование технологий планирования в учреждениях социально-культурной сферы, а также приобретение и освоение новых знаний по этой проблеме.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие планирования как функцию менеджмента,
- представить типологию планов,
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Планирование как функции управления………………………………7
1.1 Понятие планирования………………………………………………….........7
1.2 Типология планов в учреждениях социально-культурной сферы……......13
1.3 Методы планирования……………………………………...…….…………21
Глава 2. Современные состояния и проблемы планирования деятельности учреждений культуры…………………………………………...30
2.1 Проблемы планирования деятельности учреждений культуры Российской Федерации………………………………………………………….30
2.2 Региональный опыт и проблема планирования деятельности учреждений культуры………………………………………………………...…37
Глава 3. Практические рекомендации по совершенствованию технологий планирования Пермского Планетария……………………………49
Заключение……………………………………………………………………….56
Список использованных источников……………
1.3 Методы планирования
Профессионально подготовленный работник социокультурных учреждений обязан знать и использовать методы планирования, которые применялись и применяются сегодня в учреждениях культуры.
Метод, согласно Большой Советской Энциклопедии – это совокупность приёмов или операций решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определённом оборудовании, приёмы научного исследования и изложения материала, приёмы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т. д. [19].
Выделяются следующие методы планирования.
Целевой (или программно-целевой) метод планирования предусматривает определение менеджерами и сотрудниками целей для каждого отдела, сектора и работников, используемых для наблюдения за последующими результатами деятельности учреждения на всех стадиях. Метод планирования по целям в большинстве социокультурных учреждений проявляет себя и как эффективный метод управления, ориентирующий сотрудников на решение конкретных задач. Целевой метод планирования даёт следующие преимущества:
А) усилие менеджеров, творческих специалистов и технических работников концентрируется на действиях, направленных на достижение целей;
Б) улучшаются результаты деятельности на всех уровнях социокультурного учреждения;
В) все сотрудники мотивированы к достижению целей;
Г) цели отделов, секторов, персонала соответствуют целям всего учреждения[26].
Культурные запросы социальных
слоёв, организационно не объединенных
в какие-либо структуры, чаще всего
остаются до конца не осознанными
и не имеют чётко выраженной формулировки,
но проявляются в поведении людей.
Как отмечает Л. В. Дукачева в статье
«Планирование клубных
Методики целевого обоснования различаются, прежде всего, по источнику формулировки целей. Таким источником могут быть организационные документы — уставы, положения и инструкции, нормативные документы, положения которых используются в качестве формулировки целей (уставные цели и задачи, виды деятельности, функциональные обязанности).
Цели могут браться из директивных и распорядительных документов (приказов, распоряжений, постановлений). В простейшем случае конкретного тематического. В качестве целей могут использоваться также нормы и нормативы, в том числе целевые, о которых шла речь выше. Во всех этих случаях цели как бы задаются «сверху». В случае же отсутствия нормативно или директивно заданных целей, последние могут быть выведены, получены аналитически в результате осмысления предшествующего опыта или в результате маркетингового анализа. В последнем случае формулировке целей предшествует дифференциация потребителей (категоризация, сегментация рынка) и характеристика каждой из групп.
Следующим этапом будет формулировка
целей как изменения
Аналитический метод планирования связан с задачами систематического и неуклонного наращивания деятельностного потенциала учреждений культуры путём улучшения качества и числа проводимых мероприятий в сравнении с предыдущим периодом. Для достижения более высоких показателей в план закладываются новые формы, технологии и методики работы: расширение зрительных залов, площадей для кружковой и клубной работы, интенсивный анализ демографической структуры населения, привлечение более квалифицированных специалистов и т. д. Поскольку в учреждениях культуры проводимые мероприятия, культурные программы представляют собой продукт, а посетители учреждений культуры выступают в роли потребителей, то эти показатели являются главным результатом деятельности, следовательно, они и являются основными фигурами аналитического метода планирования [26].
В зависимости от конкретных
технологий аналитического планирования
различаются две основные группы:
интуитивные и формализованные
методы. В первом случае речь идет об
использовании личностного
По своему технологическому
содержанию аналитическое планирование
фактически совпадает с методами
прогнозирования. Отличие заключается
только в степени директивности
принимаемых решений по итогам разработки.
Итогом прогностического анализа является
некоторое предположительное
Возможности аналитического
планирования ограничены. Во-первых, его
результаты решающим образом зависят
от глубины и достоверности
В экономических системах с плановой экономикой широко используется нормативный метод планирования, который строится на обосновании заданий и планов нормами и нормативами.
Норма – это показатель расходования материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов на одну конкретную форму работы, а норматив – это совокупность создаваемых или потребляемых учреждением культуры продуктов на единицу: времени, объёма, площади, слушателя или посетителя. В условиях рыночной экономики данный метод планирования особенно в сфере коммерческой деятельности, используется в меньшей степени. Это связано с тем, что в данной сфере экономические рычаги плановой системы хозяйствования утратили свою роль.
Государство в лице министерств
и ведомств более не устанавливает
в централизованном порядке нормы
и нормативы рационального
Разработка норм времени в учреждениях культуры должна осуществляться с учётом конкретных условий каждого коллектива. Нормы обслуживания отражают количество кружков, посетителей, инвентаря, музыкальных инструментов, оборудования и т. д. Данная норма является определяющей для повышения (или понижения) категорийности учреждения культуры, величины заработной платы, численного состава. Обратной величиной норме обслуживания является норма численности. Она регулирует количество штатного состава учреждения культуры, необходимого для проведения суммарного объёма работы. Существуют и другие нормы планирования, в том числе нормы труда, нормы выработки, однако для учреждения культуры, где осуществляются творческие процессы, они трудно поддаются нормированию и в силу этого редко используются.
Одним из минусов нормативного метода планирования является то, что он ориентирует специалистов в основном на усреднённый характер работы, сдерживает инициативу, так как указывает лишь на границы, ниже и хуже которых работать нельзя [26].
Важнейшей проблемой развития нормативного планирования в сфере культуры является создание нормативной базы (т. е. разработка и применение норм и нормативов) объемов потребления (а значит и производства) видов культурной деятельности. Такие нормы могут разрабатываться двояким образом. Во-первых — так, как традиционно разрабатываются нормы, — из усреднения соответствующих показателей. У норм, определенных «по среднему», имеется серьезный недостаток: они ориентируют на то, как нельзя работать хуже (задают «нижнюю планку»), но отнюдь не стимулируют работать лучше (известная коллизия «передовик-нормировщик»).
Поэтому больший интерес,
особенно применительно к потреблению
(и производству) услуг в сфере
культуры, является разработка и применение
целевых норм и нормативов потребления
культурных услуг. Такие нормы и
нормативы могут определяться различным
образом. Это могут быть утверждаемые
в региональном масштабе нормативы
годовых объемов работы по учреждениям
культуры различного типа и категории.
Опыт таких «нормативных годовых
планов» в Российской Федерации
накоплен немалый. Могут быть разработаны
целевые нормативы потребления
культуры для отдельных групп
населения, особенно — нуждающихся
в социальной защите и поддержке.
Примером может быть «культурный
минимум» для детей и молодежи,
разработанный и действующий
в Чешской Республике. Могут также
разрабатываться целевые
• определение базовых групп потребителей;
• выделение в каждой из групп «опережающих групп потребления» («социальноразвитых», «социальнопродвинутых»), чей образ жизни принимается наиболее соответствующим ряду социальных критериев (социальной активности, уровню достатка и т. п.);
• анализ структуры и
интенсивности потребления
В любом виде планирования составление плана всегда подкрепляется оценкой возможностей и ресурсов реализации намеченных задач. Для этого используется балансовый метод планирования. Он тесно связан с другими методами планирования и предполагает обоснование возможностей осуществления любого плана: перспективного, текущего, тематического, конкретного мероприятия, культурной программы [26].
Метод мозгового штурма модно назвать экспресс-методам, поскольку он позволяет за очень короткий срок получить необходимую информацию для плана или принятия решения. Одним из наиболее распространённых графических методов является моделирование в виде таблиц, схем, графиков и др. Этот метод позволяет наглядно представить желаемый результат и проследить процесс его достижения [14].
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы:
Глава 2. Современные состояния и проблемы планирования деятельности учреждений культуры
Информация о работе Планирование в социально-культурной сфере