Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 15:57, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы подчеркивается тем, что в условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого предприятия может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………4
ГЛАВА 1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……7
1.1. Сущность и функции планирования………………………………….7
1.2. Принципы и методы плановой деятельности………...……………10
1.3. Виды планов предприятия, их взаимосвязь……………………..….13
ГЛАВА 2. ОСНОВНАЯ СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ….17
2.1. Понятие бизнес-проекта. Классификация его разновидностей…….17
2.2. Процесс бизнес-планирования…………………………………...…….19
2.3. Функции и принципы бизнес-планирования………………………….20
2.4. Последовательность разработки бизнес-плана………………….……23
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ…………………………………………………………25
3.1. Необходимость внутрифирменного планирования…………………25
3.2. Ограничения и причины неудач внутрифирменного планирования..30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………...
2.4 Последовательность разработки бизнес-плана
Непосредственно начать разработку бизнес-плана необходимо с описания продукции (услуги), уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми – без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разделов не имеет смысла. Обобщенный порядок этапов разработки бизнес-плана следующий:12
Необходимо отметить, что при разработке бизнес-плана на каждом шаге производят анализ и определение возможностей сокращения риска, затрат и сроков реализации проекта. Непосредственно начать разработку необходимо с описания продукции, уделяя особое внимание конкурентоспособности и патентно-лицензионным вопросам. Затем разрабатываются разделы маркетинга и продаж с определением рынка и объемов сбыта. Эти разделы являются ключевыми – без решения вопроса сбыта продукции разработка остальных разделов не имеет смысла. Необходимо уделить достаточное количество времени на первичный сбор и анализ информации, так как вероятнее всего необходимо будет составить несколько вариантов бизнес-плана для различных целей. Также очень важно учитывать эффективность реализации проекта, возможные риски и гарантии возврата инвестиций.
ГЛАВА 3.ПРОБЛЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
3.1. Необходимость внутрифирменного планирования
Руководство фирмы все время находится перед необходимостью выбора: выбора оптимальной цены реализации своей продукции, величины серии выпускаемой продукции, выбора в области кредитной политики и других управленческих решений. При этом необходимо, чтобы все принимаемые решения были экономически эффективными не сами по себе, а обеспечивали рентабельную деятельность фирмы в целом на длительный период. Описание ожидаемых результатов экономической деятельности в будущий период имеет место при составлении планов фирмы. План фирмы - это система взаимосвязанных решений, нацеленных на создание желаемого будущего фирмы. Теория и практика менеджмента свидетельствуют, что работа плану дает менеджерам реальную возможность выбора, в то время как обычная текучка, работа без плана на самом деле этого выбора лишают. Однако планирование - нечто большее, чем составление плана. Плаланирование - важнейшая функция менеджмента, связанная с определением целей фирмы, результатов ее деятельности, путей и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей. Это система волевых, сознательно принимаемых управленческих решений, которые заменяют рыночные механизмы во внутренней деятельности фирмы. Планирование помогает фирме лучше справиться с неопределенностью внешней среды, в которой она работает, помогает менеджерам ответить на три ключевых вопроса:
План призван показать, как эффективно перейти из нынешнего состояния фирмы в желаемое. Посредством планирования перспективные цели фирмы трансформируются в пути достижения этих целей. При этом принимаются решения о том, что должно быть сделано, кем, когда и как. Следовательно, процесс планирования обеспечивает переход от описания того, что должно быть сделано, к описанию того, как это должно быть сделано, посредством графиков, бюджетов, распределения заданий между исполнителями. Занимаются планированием менеджеры всех уровней, которые планируют распределение ресурсов и работу других сотрудников фирмы в отличие от всех прочих работников, которые планируют только свою деятельность. Однако процесс планирования не означает, что все намеченное в плане будет непременно выполнено: цели и задачи будут корректироваться по мере поступления дополнительной информации и приобретения практического опыта. Планирование не гарантирует избавление от проблем, но осознанный, продуманный план позволяет менеджерам лучше предвидеть кризисные ситуации и легче их пережить. Зачастую дефицит времени, обилие текущих забот не оставляют времени для планирования и заставляют действовать вслепую или использовать «реактивный» стиль управления (реакция на свершившиеся события). Эффективность управления в этом случае, как правило, снижается. Ж.Ж. Ламбен выделяет несколько обстоятельств, определяющих важность процесса планирования.
Внутрифирменное планирование является антиподом рыночного механизма установления цены и регулирования спроса и предложения. Планирование позволяет снизить трансакционные издержки, связанные с поиском покупателей, поставщиков, проведением переговоров и другими действиями фирмы на рынке. Суть проводимых в нашей стране преобразований заключается как в изменении внешних условий деятельности фирм, так и в развитии новых подходов к организации производственного процесса. Новая экономическая среда, важнейшим основным звеном которой является предприятие (фирма), усиливает роль планирования, отводя ему роль ключевого момента в повышении эффективности деятельности и укреплении конкурентных позиций фирмы на рынке. Необходимость совершенствования и развития внутрифирменного планирования в рыночных условиях диктуется объективное
существующими причинами:
К сожалению, сегодняшние фирмы в большинстве своем не готовы полноценно внедрить в практику своей работы новые методы планирования из-за отсутствия адаптированной к российским условиям методической базы, типовых процедур планирования соответствующих информационных систем. Наблюдающийся процесс свертывания производственного планирования объясняется отсутствием опыта работы в соответствии с принципами рыночной экономики, а также трудностью преодоления стереотипов мышления и инертностью поведения руководства, вынужденного отказываться от привычного взгляда на планирование, концентрирующего внимание на эффективном использовании ресурсов, в пользу согласования интересов потребителей с внутренними возможностями предприятия. Как следствие отказа от производственного планирования одной из актуальных проблем настоящего периода является разрыв между имеющимися у предприятия рыночными возможностями и степенью их использования. Так, благоприятные рыночные возможности имеются у российских производителей продуктов питания, однако они не всегда эффективно используются в силу различных причин, чаще всего из-за недостаточного внимания вопросам взаимодействия с рынком (слабый маркетинг, отсутствие брендов, планирование товарного ассортимента не увязано с потребностями рынка и т. д.). Планирование на предприятии не является чем-то новым, но при изменении внешних и внутренних условий деятельности должны меняться логика и методы планирования. Проблемы составления плана можно представить следующим образом:
Итак, современная концепция внутрифирменного планирования исходит из того, что планирование необходимо, но оно должно вестись по определенной методике на базе реальных данных и носить системный характер.
3.2 ОГРАНИЧЕНИЯ И ПРИЧИНЫ НЕУДАЧ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Главной целью эффективного
планирования является проведение целесообразных
изменений фирмы, поэтому естественно
стремление менеджеров установить взаимосвязь
между планированием и успехами фирмы
в части финансовых показателей. Однако,
как правило, это стремление не идет дальше
отдельных предположений. Зачастую быстрый
рост фирмы не связан с формальным планированием,
а скорее является следствием предпринимательского
таланта, энергичного и решительного руководства
фирмой. Более того, многие предприятия
начинают применять планирование, когда
этап бурного роста прошел, когда появляются
проблемы в закрепление достигнутого
успеха. Поэтому можно сказать, что в целом
планирование скорее создает преимущества,
чем отрицательные эффекты, а успех приносит
долговременный опыт планирования. Считается,
что возможности планирования зависят
от масштабов фирмы и выделяемых на планирование
ресурсов. Крупные фирмы, как правило,
обладают большими финансовыми возможностями,
высококвалифицированным персоналом,
они в состоянии привлекать квалифицированных
консультантов, вкладывать средства в
создание информационных систем и т. д.
Однако у небольших фирм имеются свои
преимущества: внутренняя среда у них
более простая, обозримая и предсказуемая.
Но внешняя среда, как правило, менее поддается
контролю, более агрессивна, поэтому будущее
небольших предприятий более неопределенно
и непредсказуемо.
Указанные субъективные препятствия преодолеваются по мере накопления опыта, обучения специалистов, развития коммуникаций в нутрии фирмы. Ж.Ж. Ламбен анализирует следующие недостатки процесса планирования:
Следует отметить, что внутрифирменное планирование подвергается критике и со стороны других специалистов, основные критические замечания таковы:
- реализация занимает больше времени, чем ожидалось;
- появляются непредвиденные проблемы;
- другая деятельность отвлекает внимание;
Указанные замечания, безусловно,
справедливы. Однако, как показано ранее,
планирование - это не просто составление
плана, это процесс, который касается будущего
воздействия текущих управленческих решений.
Эти решения можно принимать спонтанно,
а можно - на основе анализа существующего
положения дел, целевых установок фирмы
и т. д. Именно поэтому говорят, что планирование
- это важнейшая функция менеджмента, которая
сильно влияет на деятельность фирмы. Западный
менеджмент свидетельствует, что жизнестойкость
фирмы зависит от ее способности к быстрому
обучению и адаптации. На практике это
означает, что планы могут меняться в процессе
их реализации, но такие изменения должны
быть тщательно продуманы и обоснованы.
«Спешная корректировка планов разрушает
способность фирмы последовательно реализовывать
какую бы то ни было стратегию. ...Компьютерное
моделирование показало, что ответ на
каждое допустимое изменение рынка снижает
экономический эффект по сравнению с ответом
на очевидные изменения, имеющие характер
тенденции».15
Информация о работе Планирование деятельности предприятия: типы и формы