Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель представленной курсовой работы - постановка и решение конкретных технико-экономических задач в области планирования производства и технического развития предприятия ООО ЖК «Самарский».
Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи.
- определить выработку масложировой продукции на текущий проектируемый год;
- рассчитать потребность в ресурсах, необходимых для выполнения установленных заданий;
- разработать организационно-технические мероприятия по улучшению использования ресурсов предприятия и повышению эффективности его работы.
- обосновать и рассчитать плановые показатели.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….41. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ…………………………………………………...6
ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО
И ОРГАНИЗАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………......6
1.1. Принципы и методы планирования развития предприятия………………6
1.2. Виды планирования и система планов……………………………………...18
1.3. Стратегическое планирование на предприятии……………………………22
2. ПРАКТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ: РАЗРАБОТКА ГОДОВОГО
ПЛАНА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ООО «ЖК САМАРСКИЙ»……29
2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………………...29
2.2. Планирование материально-технического обеспечения
ООО «Жиркомбинат Самарский»……………………………………………….33
2.3. План технического развития цеха маргариновой продукции
ООО «Жиркомбинат Самарский»……………………………………………….37
3. РАСЧЁТНЫЙ РАЗДЕЛ………………………………………………………..41
3.1. Задание………………………………………………………………………..41
3.2. Задание………………………………………………………………………..45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………49
Метод планирования - это способ выполнения определенной последовательности операций, приемов, процедур аналитического, логического и вычислительного характера, завершающийся разработкой варианта плана.
Существует
несколько методов
Рис. 1. Методы планирования
Балансовый метод планирования обеспечивает установление связей между потребностями в ресурсах и источниках их покрытия, а также между разделами плана.
Например,
балансовый метод увязывает
Расчетно-аналитический метод используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количественный уровень.
В рамках этого метода определяется базисный уровень основных показателей плана и их изменения в плановом периоде за счет количественного влияния основных факторов, рассчитываются индексы изменения плановых показателей по сравнению с базисным уровнем.
Экономико-математические методы позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их количественных параметров по сравнению с основными факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.
Графоаналитический метод дает возможность изобразить результаты экономического анализа графическими средствами.
С помощью графиков выявляется количественная зависимость между сопряженными показателями, например, между темпами изменения фондоотдачи, фондовооруженности и производительности труда.
Сетевые графики являются разновидностью графоаналитических методов. С их помощью моделируется параллельное выполнение работ в пространстве и времени по сложным объектам, например, реконструкция цеха, разработка и освоение новой техники.
Программно-целевые методы позволяют составлять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуроченных к определенным срокам.
Характерная черта программы – ее нацеленность на достижение конечных результатов. Стержнем программы является генеральная цель, конкретизируемая в ряде подцелей и задач.
Цели
достигаются конкретными
Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:
- перспективное планирование (прогнозирование);
- среднесрочное планирование;
-
текущее (бюджетное,
Виды планов:
в зависимости от содержания хозяйственной деятельности:
- планы НИОКР;
- производства;
- сбыта;
-
материально-технического
- финансовый план;
в зависимости от организационной структуры фирмы:
-
планы производственного
- планы дочерней компании.
Уровень и качество планирования определяются:
- компетентностью руководства фирмы на всех уровнях управления;
- квалификацией специалистов, работающих в функциональных подразделениях;
- наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.
Содержание внутрифирменного планирования как функции управления крупной промышленной фирмой состоит в обоснованном определении основных направлений и пропорций развития производства с учетом материальных источников его обеспечения и спроса рынка.
Плановая система фирмы состоит из отдельных компонентов. На практике выделяется 3 основных результата хозяйственной или коммерческой деятельности:
а) доля рынка;
б) рентабельность;
в) конкурентоспособность.
Также сюда относят квалификацию и опыт персонала, мотивацию, действенность системы управления, четкость работы всех структурных подразделений, плановость, эффективность использования связанных групп исполнителей.
Также в вопросах внутрифирменного планирования важнейшее значение имеет маркетинговая программа развития фирмы.
Маркетинговая программа составляется после завершения серьезного научно - практического исследования: анализа маркетинговой среды, комплексного исследования требований потребителей к товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообразования, методов сбыта, и оценки производственно-ресурсных и сбытовых возможностей.
В зависимости от периода времени различают следующие виды планирования:
1)
долгосрочное планирование (от 10 до
25 лет) имеет проблемно-целевой
характер, в нем формулируется
стратегия деятельности
2) среднесрочные планы (на 2 - 3 года) в качестве объектов имеют организационную структуру, производственные мощности, капитальные вложения, потребности в финансовых средствах, исследования и разработки и тому подобное;
3) краткосрочные планы (на 1 год (редко на 2 года)) включают конкретные способы использования ресурсов на предприятии. Эти планы детализируются по кварталам, месяцам, декадам.
Перечисленные выше виды планирования необходимо увязывать между собой, они не должны противоречить друг другу.
В зависимости от содержания и значения планирования в процессе плановой деятельности выделяют три вида планирования:
1)
стратегическое планирование - это
набор процедур и решений, с
помощью которых
Процесс стратегического планирования содержит:
1)
определение миссии
2) формулирование целей и задач функционирования предприятия;
3) оценку и анализ внешней и внутренней среды (возможностей и потенциала предприятия);
4)
разработку и анализ
5) выбор оптимального варианта стратегического плана;
2) тактическое планирование - это мероприятия по расширению производства и по повышению технико-экономического уровня, обновлению и повышению качества продукции, наиболее полному использованию достижений научно-технического прогресса, то есть процесс реализации стратегических планов.
Тактическое планирование охватывает среднесрочный и краткосрочный периоды;
3)
оперативное планирование - является
завершающим этапом в
В процессе оперативного планирования:
1)
определяется время выполнения
отдельных операций, изготовления
отдельных единиц продукции,
2)
осуществляется оперативная
3)
осуществляются
Оперативное планирование увязывает все элементы предприятия в единый производственный организм.
Производственная программа (план производства) предприятия - важнейший раздел плана предприятия, в котором отражаются определенный объем и ассортимент продукции соответствующего качества, отражающие спрос на данную продукцию и реальные возможности производства по удовлетворению этого спроса.
К показателям производственной программы относят:
1)
темп роста производства
2) производство важнейших видов продукции в натуральном выражении (с указанием "в том числе продукция на экспорт");
3) показатель качества продукции.
Производственная программа формируется на основании данных маркетинговых исследований рынка, величины государственного заказа, уже сформированного портфеля заказов, а также существующих ограничений по всем видам ресурсов.
Разделы производственной программы:
1)
план производства продукции
в натуральном выражении
В практике планирования используют:
1)
натуральные единицы измерения
зависят от специфики
2)
условно-натуральные единицы
Например, уголь может иметь различную калорийность, поэтому на практике добыча топлива может планироваться в условных тоннах, а продукция консервной промышленности выпускается в банках различной емкости, поэтому производство консервов может планироваться в тысячах условных банок.
Важной
частью плана производства продукции
в натуральном выражении
К
недостаткам планирования продукции
в натуральном выражении
2)
план выпуска продукции в