Планирование снижения себестоимости продукции на ОАО «Минский молочный завод №1»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы — анализ планирования себестоимости продукции на ОАО «Минский молочный завод №1» и предложение мероприятий по ее снижению.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
изучить систему планирования себестоимости продукции на промышленных предприятиях;
изучить результаты финансово-экономической деятельности ОАО «Минский молочный завод №1»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………… 7 1.1 Экономическая сущность и показатели себестоимости…7 1.2 Методические основы планирования себестоимости на перерабатывающих предприятиях…………………………… 12 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД №1»……………………………… 17 2.1 Результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………… 17 2.2 Методическое обеспечение планирования себестоимости продукции на ОАО « ММЗ №1» …………… 22 2.3 Структура и динамика себестоимости продукции на ОАО «Минский молочный завод №1»… 29
3. ПЛАНИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД №1»………………... 33 3.1 Факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции……………………………………………………………33 3.2 ПЛАНИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ Заключение……………………………………………………..43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа планирование.docx

— 196.57 Кб (Скачать файл)

 

Группировка затрат по экономическим элементам является объектом финансового учета и используется при составлении годовой бухгалтерской отчетности в форме приложения к балансу (форма № 5-з). Данная группировка дает возможность устанавливать потребность в основных и оборотных фондах, фонд оплаты труда и т.д.

Затраты на 1 рубль товарной продукции определяются делением полной себестоимости товарной продукции на ее объем в стоимостном выражении. Анализ затрат на 1т товарной продукции представленный в таблице 2.11 показал, что  в течение трех лет   на предприятии наблюдается незначительное сокращение себестоимости 1 т товарной продукции при росте объемов производства. Так, объем производства в течение трех лет вырос с  622525 до 141322 млн руб.

Таблица 2.11− Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции на ОАО «Минский молочный завод №1»

Показатели

Годы

Откло-нения 2012г. к 2011 г.

Откло-нения 2013г. к 2012 г.

Темпы роста

2011

2012

2013

2012 г. к 2011 г.

2013 г. к 2012 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

Объем производства товарной продукции,

млн руб.

622525

1273281

1413220

650756

139939

204,5

110,9

 

Продолжение таблицы 2.11.

1

2

3

4

5

6

7

8

Себестоимость товарной продукции, млн руб.

574745

1118005

1198460

543260

80455

194,5

107,2

Затраты на 1 рубль товарной продукции, млн руб.

0,923

0,878

0,848

-0,45

-

95,1

100


    

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции – наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Классификация затрат по экономическим элементам не позволяет исчислить себестоимость отдельных видов продукции, установить объем затрат конкретных структурных подразделений предприятия [11].

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируем отчетную калькуляцию по маслу животному, сравнивая фактический уровень затрат на единицу продукции с данными прошлого года  в целом и по статьям затрат[15]. Исходные данные для факторного анализа представим в таблицу 2.12. Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучаем с помощью факторной модели:

 (2.1)

 

Таблица 2.12 – Исходные данные для факторного анализа себестоимости масла животного на ОАО «Минский молочный завод №1»

Показатель

По плану

Фактически

Отклонения от плана ( +, -)

1

2

3

4

Объем производства, т

665

615

-50

Сумма постоянных затрат тыс.руб.

28395000

27425000

-970

Сумма переменных затрат на единицу продукции, тыс. руб.

3179

           2078

 

-1101

Себестоимость 1т ,тыс. руб.

45878,2

46671,5

+793,3


 

Используя эту модель и данные таблицы 2.12, произведем расчеты влияния факторов на изменение себестоимости масла животного методом цепной подстановки:

 тыс.руб.

  тыс. руб.

 тыс. руб.

тыс. руб.

 

Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет:

 

 

в том числе за счет изменения

а) объема производства продукции:

 

б) суммы постоянных затрат:

 

в) суммы удельных переменных затрат:

 

Расчеты показали, что на предприятии на себестоимость продукции оказывает влияние объем производства. Снижение объема производства масла  привело к росту себестоимости продукции.

Затем более детально изучаем себестоимость товарной продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравниваем с данными прошлого года (таблица 2.13). Как видно из таблицы 2.13 на предприятии при производстве сыра 45 % твердого в структуре затрат на 1 т преобладает сырье (53,2-59,2 %). Общепроизводственные расходы на производство сыра  колеблются и находятся в пределах 19,4-23,5 % , расходы на транспорт в пределах 2,5-3,4 %,  вспомогательные материалы 2,5 %, зарплата рабочих  7,3-8,7 %.

При производстве масла животного 72 5 %  в структуре затрат сырье и материалы занимали основное место и составляли 81,2-82 %. Расходы на транспорт, вспомогательные материалы в течение трех лет колебались незначительно.

Таблица 2.13 − Анализ себестоимости 1т масла и сыра по статьям затрат на   ОАО «Минский молочный завод №1»

 

Статья затрат

Затраты на ед. продукции, тыс. руб.

Отклоне-ния,+(-)

Удельный вес затрат,%

Отклоне-

ния, (+,-)

%

2012 г.

2013 г.

2012 г.

2013 г.

1

2

3

4

5

6

7

Сыр 45 % твердый

           

Сырье и материалы

17169,8

17923,08

753,28

59,2

53,2

-6,0

Транспортно-заготовительные расходы

660,4

846,15

185,75

2,3

2,5

0,2

Вспомогательные материалы на технологические цели

717,0

846,15

129,15

2,5

2,5

-

Топливо и энергия

1000

846,15

-1538,5

3.4

2.5

-0,9

Зарплата производственных рабочих

2132,1

2923,08

790,98

7,3

8,7

1,4

Соц. отчисления на них

792,5

1230,77

438,27

2,7

3,7

1,0

Общепроизводственные расходы

5698,1

7923,08

2224,98

19,4

23,5

4,1

Общехозяйственные расходы

679,2

923,08

243,88

2,2

2,7

0,4

Прочие производственные расходы

-

-

-

-

-

-

Коммерческие расходы

849,1

1153,85

304,75

2,9

3,4

0,5

Полная себестоимость

29018,9

33692,31

4673,4

100

100

 

Масло 72,5 % жирности

           

Сырье и материалы

37236,1

38293,7

1057,6

81,2

82,0

0,8

Транспортно-заготовительные расходы

2960,9

3549,6

 

588,7

 

6,5

 

7,6

 

1,1

             

Вспомогательные материалы на технологические цели

1127,8

1230,9

103,1

2,5

2,6

0,1

Продолжение таблицы 2.13.

1

2

3

4

5

6

7

Топливо и энергия

1150,4

1200

49,6

2,5

2,6

0,1

Зарплата производственных рабочих

162,4

234,1

71,7

0,4

0,5

0,1

Соц. отчисления на них

61,7

86,2

24,5

0,13

0,2

0,1

Общепроизводственные расходы

437,6

513,8

76,2

0,9

1,1

0,2

Общехозяйственные расходы

1049,6

1432,5

382,9

2,3

3,1

0,8

Прочие производственные расходы

-

-

       

Коммерческие расходы

2741,4

1564,2

-1177,2

5,97

3,4

-2,5

Полная себестоимость

45878,2

46671,5

793,3

100

100

 

 

Анализ фактической себестоимости 1 т масла и сыра показал, что наиболее высокой была себестоимость масла (45878,2 - 46671,5тыс. руб.).

Таким образом, анализ себестоимости продукции показал, что доля материальных затрат в общей структуре затрат в целом по предприятию высоки и находятся в пределах 63,5-69,2 %, переменные затраты в течение трех лет имели тенденцию роста (с 69,5 % до 75,7 %), а постоянные затраты сокращались (с 30,5 % до23,5 %). Фактическая себестоимость 1т продукции  масла 72,5 % оказалась выше, чем сыра 45 % твердого и в структуре затрат преобладает сырье (молоко) и материалы.

Факторный анализ себестоимости  масла показал, что на себестоимость оказывает влияние объем выпускаемой продукции, Снижение объема выпуска ведет к росту себестоимости масла. Это говорит о необходимости поиска путей по снижению затрат на приобретение сырья  и увеличению объемов производства продукции как внутренний так и внешний рынок.

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ПЛАНИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД №1»

 

3.1 Факторы, влияющие на  снижение себестоимости продукции

 

К основным факторам, снижающим себестоимость продукции на предприятии  можно отнести:

1) Повышение технического уровня производства. Основными мероприятиями при этом являются: внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применения новых видов сырья и материалов; изменение конструкции и технических характеристик изделий; прочие факторы, повышающие технический уровень производства[17 с.50].

Экономия от осуществления мероприятий определяется сравнением величины затрат на единицу продукции до и после внедрения мероприятий и умножением полученной разницы на объем производства в планируемом году:

 

                              

 (3.1) 

где – экономия прямых текущих затрат;

– прямые текущие затраты на единицу продукции до внедрения мероприятия;

 – прямые текущие затраты после внедрения мероприятия до конца планируемого года.

      2) Совершенствование организации производства и труда. Снижение себестоимости может произойти в результате изменения в организации производства, формах и методах труда при развитии специализации производства; совершенствования управления производством и сокращения затрат на него; улучшение использования основных фондов; улучшение материально-технического снабжения; сокращения транспортных расходов; прочих факторов, повышающих уровень организации производства.

Снижение текущих затрат происходит в результате совершенствования обслуживания основного производства.

3) Изменение объема и структуры продукции, которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению номенклатуры и ассортимента продукции, повышению ее качества. Условно-постоянные расходы не зависят непосредственно от количества выпускаемой продукции. С увеличением объема производства их количество на единицу продукции уменьшается, что приводит к снижению ее себестоимости. Относительная экономия на условно-постоянных расходах определяется по формуле:

                

                   (3.2)

 

где – экономия условно-постоянных расходов;

  – сумма условно-постоянных расходов в базисном году;

 – темп прироста  продукции по сравнению с базисным  годом.

4) Улучшение использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение состава и качества сырья; изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче, способов добычи природного сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат. Анализ их влияния на снижение себестоимости продукции проводится на основе отраслевых методик добывающих отраслей промышленности.

5) Отраслевые и прочие факторы. К ним относятся: ввод и освоение новых цехов, производственных единиц и производств, подготовка и освоение производства в действующих объединениях и на предприятиях; прочие факторы. Необходимо проанализировать резервы снижения себестоимости в результате ликвидации устаревших и ввода новых цехов и производств на более высокой технической основе, с лучшими экономическими показателями.

Значительные резервы заложены в снижении расходов на подготовку и освоение новых видов продукции и новых технологических процессов, в уменьшении затрат пускового периода по вновь вводимым в действие цехам и объектам. Расчет суммы изменения расходов осуществляется по формуле:

 

 


(3.3)

 

где – изменение затрат на подготовку и освоение производства;

, – суммы затрат базисного и отчетного года;

, Д0 – объем товарной продукции базисного и отчетного года.

Выявленные в результате анализа факторы снижения себестоимости и резервы необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции.

Информация о работе Планирование снижения себестоимости продукции на ОАО «Минский молочный завод №1»