Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2015 в 16:45, курсовая работа
Цель курсовой работы — анализ планирования себестоимости продукции на ОАО «Минский молочный завод №1» и предложение мероприятий по ее снижению.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
изучить систему планирования себестоимости продукции на промышленных предприятиях;
изучить результаты финансово-экономической деятельности ОАО «Минский молочный завод №1»;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………5
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ…………………………… 7 1.1 Экономическая сущность и показатели себестоимости…7 1.2 Методические основы планирования себестоимости на перерабатывающих предприятиях…………………………… 12 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД №1»……………………………… 17 2.1 Результаты финансово - хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………… 17 2.2 Методическое обеспечение планирования себестоимости продукции на ОАО « ММЗ №1» …………… 22 2.3 Структура и динамика себестоимости продукции на ОАО «Минский молочный завод №1»… 29
3. ПЛАНИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ОАО «МИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД №1»………………... 33 3.1 Факторы, влияющие на снижение себестоимости продукции……………………………………………………………33 3.2 ПЛАНИРОВАНИЕ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ Заключение……………………………………………………..43 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………….44
3.2 Планирование снижения себестоимости продукции
Плановые калькуляции на предприятии составляются при изменении цен на все виды продукции, на которые эти цены изменяются, а также, по мере необходимости, на все виды выпускаемой продукции. Калькуляционной единицей продукции является 1 тонна продукции. Поэтому затраты группируем по следующим статьям затрат:
− сырье и основные материалы;
− транспортно-заготовительные расходы;
− вспомогательные материалы;
− теплоэнергия, электроэнергия, вода;
− заработная плата производственных рабочих;
− отчисления на социальные нужды производственных рабочих;
− общепроизводственные расходы;
− общехозяйственные расходы;
− коммерческие расходы без транспортных расходов по доставке продукции;
− коммерческие расходы с транспортными расходами по доставке продукции.
Анализ себестоимости продукции на предприятии показал, что высокие издержки наблюдаются при производстве масла животного. Снижение объемов производства масла привели к росту его себестоимости, убыткам. Поэтому проведем планирование снижения себестоимости масла животного.
Основными технологическими операциями при производстве масла являются: приёмка и сортировка сырья – сепарирование молока и получение сливок – пастеризация – сепарирование сливок и получение высокожирных сливок. При этом образуется пахта жирностью 0,3 – 0,5 % - и далее нормализация высокожирных сливок – преобразование высокожирных сливок в масло в маслообразователях – упаковка и хранение.
При планировании себестоимости сливочного масла предварительно определяется расход цельного молока на производство сливок (заданной жирности) в размере, необходимом для выработки планового количества масла. Для планирования снижения себестоимости масла сливочного полученного методом взбивания молока произведем следующие расчеты[16].
Определяем транспортно-заготовительные расходы, связанные с потерей сырья. Оптимизация потерь сырья до нормативных (0,11 %) при оценке качества сырья, охлаждении, взвешивании (фактические потери составляли 0,14 %) , при расходе сырья на изготовление 1 т масла 21 т, при закупочной цене молока высшего сорта 3 687 000 руб. за тонну составит 0,21 тонн с 1 тонны молока.
Таким образом, затраты на производство 1 т масла сократятся на 790,1тыс. рублей.
Затраты на топливо в стоимостном выражении устанавливаются путем умножения планируемого расхода топлива при пробеге автомобиля на цену топлива. При установлении норм расхода топлива руководствуемся Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденных постановлением Минтранса Республики Беларусь от 16.06.2005 №28 (далее – постановление 228).
При перевозке молока автомобилем МАЗ-5336АЗ-молоковоз затраты зависят от количества молока, радиуса доставки, тарифов на перевозку. Расход дизельного топлива на 100 км данной маркой автомобиля составляет 28,0л, грузоподъемность 10,9 т.
Рассчитаем расход топлива при условии оптимизации маршрута на доставку сырья за две ездки и сокращении маршрута с 120 км до 100 км при цене дизельного топлива 11700 рублей. На каждую ездку с грузом дополнительно к линейным нормам добавляем 1,3 л топлива на 100 км.
Расход топлива без груза до оптимизации маршрута составлял 33,6 л, с грузом 35,2 л, всего 68,8 л.
Планируемый расход топлива без груза составит 28 л, с грузом 29,3 л, всего 57,3 л.
Экономия стоимости топлива составит:
Согласно коллективному договору на предприятии установлена сдельно-премиальная оплата труда. Рассчитаем заработную плату производственных рабочих в связи с увеличением объемов производства масла на 8,5 % . Заработная плата увеличится на 19,9 тыс. руб. и составит 254 тыс. руб.
Рассчитаем себестоимость продукции на плановый объем производства с учетом планируемого снижения себестоимости (от плановой себестоимости продукции, рассчитанной по условиям прошлого года, вычитаем экономию от снижения себестоимости продукции по технико- экономическим факторам и увеличим затраты суммированием затрат на повышение заработной платы рабочим и социальных отчислений [15].
Постоянные расходы по предприятию при прогнозировании показателей планируем на уровне прошлого года.
Данные произведенных расчетов оформляем в таблицу 3.1.
Таблица 3.1 − Плановая себестоимость 1 т масла 72, 5 % на ОАО «Минский молочный завод №1», тыс. руб.
Статья затрат |
Себестоимость ед. продукции прошлого года, тыс. руб. |
Плановая себестоимость на ед. продукции, тыс. руб. |
На плановый объем (3000т) производства, тыс. руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
Сырье и материалы |
38292,7 |
37502,6 |
|
в т.ч. транспортно-заготовительные расходы |
3549,6 |
2759,5 |
|
Вспомогательные материалы |
1230,9 |
1230,9 |
|
Топливо и энергия |
1200,0 |
1065,4 |
|
в т.ч. топливо |
227,6 |
93,0 |
|
Зарплата производственных рабочих |
234,1 |
254,0 |
|
Соц. отчисления на зарплату |
86,2 |
93,5 |
|
Производственная себестоимость |
45107,3 |
40146,0 |
|
Общепроизводственные расходы |
513,8 |
513,8 |
|
Общехозяйственные расходы |
1432,5 |
1432,5 |
|
Прочие производственные расходы |
- |
- |
- |
Коммерческие расходы |
1564,2 |
1564,2 |
|
Полная себестоимость |
46671,5 |
46671,2 |
140013595 |
Для формирования цены на предприятии используется затратный метод в соответствии с действующим положением о порядке формирования цен и тарифов. В цену на молочные продукты включим издержки производства, прибыль, налоговые и неналоговые платежи. Так как большая часть молочной продукции является социально-значимой, цены на нее на внутреннем рынке зависят от цен конкурентов и политики ценового регулирования проводимого Правительством Республики Беларусь.
Полученные нами расчеты используем для определения эффективности производства масла с учетом реализации 2000 тонн в РФ по цене 200 рос. руб. ( 1 рос. руб. по состоянию на 3.11.2014 года составил 254,2 бел. руб.) и 1000 тонн на внутренний рынок по цене 49713,1 бел. руб. Договорные цены на экспортную продукцию, поставляемую за пределы Республики Беларусь, согласовываются с покупателями в договорах на поставку продукции, спецификациях или приложениях к договорам поставки в валюте, определяемой по соглашению сторон.
Рассчитаем экономическую эффективность от предложенных мероприятий и представим в таблицу 3.2.
Таблица 3.2 – Экономическая эффективность производства масла
Показатели |
Предыдущий год |
Планируемый год |
1 |
2 |
3 |
Объем производства, т |
2764 |
3000 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
137407000 |
151393100 |
Себестоимость, тыс. руб. |
138130000 |
140013595 |
Цена реализации: на внутренний рынок внешний рынок |
49713 |
49713,1 50840,0 |
Прибыль, млн руб. |
-723 |
11379,5 |
Уровень рентабельности, % |
-0,5 |
8,1 |
Таким образом, запланированное снижение затрат на транспортно-заготовительные расходы и топливо, увеличение объемов производства масла позволят снизить себестоимость продукции на 0,1 %. Как показали расчеты, увеличение объема производства масла, изменении структуры его реализации позволят предприятию увеличить выручку от реализации продукции, повысить рентабельность производства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности деятельности предприятия. В нем синтезируются все стороны производственно-хозяйственной деятельности, результаты использования всех производственных ресурсов. Ее снижение является одной из первоочередных и актуальных задач любого общества, каждой отрасли, предприятия. От уровня себестоимости продукции зависят, сумма прибыли и уровень рентабельности, финансовое состояние предприятия и его платежеспособность
Себестоимость это показатель, характеризующий качественную сторону всей производственно-хозяйственной деятельности предприятий, отрасли. В нее включаются лишь те затраты, которые предприятие несет при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. Изменение себестоимости (снижение или повышение) свидетельствуют об удешевлении или удорожании единицы продукции, что сказывается на увеличении или уменьшении прибыли.
Для анализа уровня и динамики изменения стоимости продукции используется ряд показателей. К ним относятся: смета затрат на производство, себестоимость товарной и реализуемой продукции, снижение себестоимости сравнимой товарной продукции и затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции.
Целью планирования издержек (себестоимости) является оптимизация текущих затрат предприятия, обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основе рационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.
Анализ основных экономических показателей ОАО «Минский молочный завод №1», показал, что а три последних года чистая прибыль на предприятии выросла в 2 раза и составила 104 838 млн руб., выручка от реализации на 1 464 428 млн руб. Рентабельность реализованной продукции в 2013 г. составила 8,2 %, а рентабельность продаж – 9,24 %.
Для проведения анализа себестоимости продукции на предприятии были использованы: отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).
Анализ структуры затрат на производство продукции в целом по предприятию показывает, что наибольшую долю составляют расходы на сырье и материалы – 86-89,3 %, что говорит о материалоемкости производства. В течение трех лет доля материальных затрат в общей структуре затрат в целом по предприятию находятся в пределах 63,5-69,2 %, переменные затраты имеют тенденцию роста (с 69,5 % до 75,7 %), а постоянные затраты снижаются (23,5-30,5 %).
Информация о работе Планирование снижения себестоимости продукции на ОАО «Минский молочный завод №1»