Платежеспособность торговой организации и пути ее укрепления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2014 в 11:13, курсовая работа

Краткое описание

В рыночных условиях залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его платежеспособность и финансовая устойчивость. Если предприятие платежеспособно, то оно имеет ряд преимуществ перед другими предприятиями того же профиля для получения кредитов, привлечения инвестиций, в выборе поставщиков и в подборе квалифицированных кадров. Чем выше платежеспособность предприятия, тем более оно независимо от неожиданного изменения рыночной конъюнктуры и, следовательно, тем меньше риск оказаться на краю банкротства.

Содержание

Введение….................................................................................................................... 5
Платежеспособность и ее анализ на предприятии…………………………….. 7
1.1 Сущность и роль анализа платежеспособности предприятия………..… 7
1.2 Методика оценки платежеспособности предприятия…………………… 9
1.3 Банкротство и диагностика вероятности его наступления на торговом предприятии ………………………………………...……………………………
16
2 Анализ платежеспособности ресторана-клуба «Дайрис»……………………... 21
2.1 Краткая характеристика ресторана-клуба «Дайрис»……………….... 21
2.2 Анализ ликвидности баланса ресторана-клуба «Дайрис»……...…… 24
2.3 Анализ показателей платежеспособности ресторана-клуба «Дайрис»……………………………………...………………………………..
29
3 Пути укрепления платежеспособности ресторана-клуба «Дайрис»……………………...………………………………………………….…
37
3.1 Основные пути укрепления платежеспособности ресторана-клуба «Дайрис»………………………………………….….………………………….
37
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по укреплению платежеспособности ресторана-клуба «Дайрис»…………………………….…
41
Заключение………………………………………………………..…................ 47
Список использованных источников………………………………………… 50

Вложенные файлы: 3 файла

Курсовая.docx

— 125.60 Кб (Скачать файл)

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) определяется по формуле (1.3) [14, с. 273]:

 

      (1.3)

 

В различных теоретических источниках экономической литературы в процессе изучения методики анализа платежеспособности используются дополнительные коэффициенты ликвидности.

Коэффициент быстрой ликвидности как раз показывает соотношение более ликвидной части текущих активов к величине текущих пассивов. Количественно он определяется как частное от деления стоимости текущих активов без учета стоимости запасов на объем текущих пассивов. По своей практической важности данный коэффициент не уступает рассмотренному выше коэффициенту текущей ликвидности. Многие банковские специалисты при принятии решений о предоставлении кредитов полагаются на него даже в большей степени, чем на последний. Иногда расчет коэффициента быстрой ликвидности называют «аcid test» (что можно перевести как «лакмусовая бумажка»). То есть аналитики и специалисты считают, что несложные расчеты коэффициента быстрой ликвидности, базирующиеся на широко доступных данных, позволяют получить содержательную информацию о состоянии платежеспособности потенциальных клиентов [32, с. 41-42].

Коэффициент абсолютной ликвидности дополняет два рассмотренных выше коэффициента и дает более полное представление о структуре текущих активов в сопоставлении с величиной текущих пассивов. Он показывает, каково соотношение текущих активов в наиболее ликвидной форме, т. е. в денежной форме, к величине текущих пассивов. Практическая важность этого показателя в том, что очень часто неплатежеспособными оказываются фирмы, имеющие значительные запасы других, менее ликвидных, видов текущих активов, но не имеющие достаточно денежных средств для оплаты долгов и текущего финансирования [32, с. 53].

В соответствии с Инструкцией, для признания структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации — неплатежеспособной, необходимо, чтобы соблюдались одновременно следующие условия [13]:

– коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой принадлежности организации имеет значение, менее нормативного;

– коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от отраслевой принадлежности организации имеет значение, меньше нормативного.

Нормативное значение коэффициентов платежеспособности зависит от специфики деятельности предприятия. Для торговойо отрасли нормативные значения коэффициентов платежеспособности следующие [13]:

– коэффициент текущей ликвидности — 1,0;

– коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами — 0,2;

– коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами — не более 0,85.

Если показатели ликвидности предприятия ухудшаются, значит, руководство предприятия не способно эффективно управлять своими активами и обязательствами, что может привести либо к продаже долгосрочных активов, либо к неплатежеспособности и банкротству. Снижение ликвидности — это снижение рентабельности фирмы, рост убытков, потеря контроля в управлении капиталом. Поэтому ликвидности придается такое большое значение.

Таким образом, показатели ликвидности дают общее представление о соотношении различных элементов текущих активов и пассивов предприятия. Их важность обусловливается традиционным местом и значением в процессе принятия решений в практической финансовой деятельности. Однако при всей их значимости для получения более полной картины о состоянии ликвидности и уровне платежеспособности они дополняются рядом других расчетных коэффициентов.

В результате изучения отечественной методики анализа платежеспособности, можно отметить наблюдающуюся в специальной литературе терминологическую нечеткость, обусловленную главным образом тем, что методология экономического анализа в условиях рыночной экономики пришла к нам из-за рубежа. Часто в отечественной литературе встречаются по несколько вариантов перевода на русский язык одного и того же термина. Например, наряду с термином коэффициент быстрой ликвидности (quick ratio) встречаются такие названия, как коэффициент критической оценки или коэффициент немедленной оценки, промежуточный коэффициент ликвидности и другие.

Понимание сущности коэффициентов, рассчитываемых в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, позволяет четко осознать их возможную ограниченность. Это особенно важно для условий российской экономики. Дело в том, что коэффициенты и рекомендуемые их численные значения все это изначально разрабатывалось для условий развитой и стабильной рыночной экономики со всеми присущими ей институтами, в которой нормально действуют различные рыночные инструменты. Поскольку в Республике Беларусь в настоящее время идет процесс реформирования экономической системы, к каждому рассчитываемому в ходе экономического анализа коэффициенту необходимо подходить критически, четко определяя возможности получения на их основе разумных и содержательных результатов.

Например, при разбиении текущих активов по степени ликвидности запасы традиционно считаются менее ликвидными, чем дебиторская задолженность, что, принимая во внимание сложившуюся ситуацию с неплатежами, во многих случаях может не отвечать действительности. Незначительная доля долгосрочных заемных средств в общем объеме финансовых обязательств в современных белорусских условиях может скорее означать невозможность или затруднения в привлечении долгосрочных кредитов и займов, чем высокую финансовую устойчивость и способность полагаться только на собственные ресурсы (как это могло бы быть истолковано в стране с развитой банковской системой и сравнительно свободным доступом предприятий к финансовым ресурсам). Таких примеров достаточно много. Поэтому если мы хотим получить коэффициенты, отражающие реальное финансово-хозяйственное состояние анализируемых объектов, то в белорусских условиях недостаточно полагаться лишь на классические схемы анализа и традиционные подходы, а необходимо предварительно оценить возможность получения в каждом конкретном случае объективных и содержательных результатов.

Отсутствие в настоящее время во многих случаях терминологического и методологического единообразия обусловливает еще одно требование к проведению организационного характера анализа финансово-хозяйственной деятельности: определив круг рассчитываемых коэффициентов, аналитик должен по каждому из них привести схему расчета с указанием состава используемых при этом показателей и информационных источников.

 

1.3 Банкротство и  анализ вероятности его наступления  на торговом предприятии

 

 

Неэффективное управление рисками в условиях конкуренции может привести к разбалансированию экономики торговой организации, то есть к банкротству. Банкротство — это ситуация, при которой торговая организация работает убыточно, не способна выполнять требования кредиторов и обеспечивать финансирование производственного процесса [3, с. 48-49].

Эффективность торгового бизнеса является результатом взаимодействия целого ряда факторов — внешних (на которые предприятие не может оказывать влияние) и внутренних (которые зависят от организации работы самого предприятия). Способность предприятия адекватно реагировать на изменения внешних и внутренних факторов является гарантией не только его выживания, но и процветания.

На финансовом положении большинства предприятий торговой сферы негативно сказываются последствия общеэкономического спада, инфляции, а также неожиданные перемены в сфере государственного регулирования. Бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельной организации не по силам, но проведение им гибкой политики способно значительно смягчить негативные последствия общего спада в экономике.

Внутренними факторами, усиливающими кризисную ситуацию торговых организаций, являются [22, с. 57-58]:

– неопытность и некомпетентность руководства, несоответствие его изменяющимся объективным условиям;

– возникновение убытков торговой организации в связи с неконкурентоспособностью ее услуг, несвоевременным обновлением их номенклатуры;

– резкое повышение уровня издержек производства и сбыта торговых услуг в связи с нерациональной структурой управления, многочисленностью штата управления, применением дорогостоящих технологий, средств и предметов труда и т. д.;

– снижение уровня культуры обслуживания и культуры торговой организации в целом, включая квалификацию персонала, технический уровень производства, взаимоотношения в коллективе, его уверенность в эффективной работе;

– отсутствие стимулов труда у персонала торговой организации.

Можно выделить три стадии банкротства торговых организаций              [30, с. 37-38]:

1. Скрытое снижение цены торговой организации. Такое снижение предполагает уменьшение прибыльности либо увеличение средней стоимости обязательств, которые организация будет вынуждена принять на себя в ближайшем будущем.

2. Финансовая неустойчивость. Это означает появление некоторых ранних признаков банкротства. К ранним признакам банкротства можно отнести:

– изменения в стратегии организации, вызывающие отрицательную реакцию со стороны партнеров по бизнесу (например, реорганизационные мероприятия, смена поставщиков и другое);

– изменения в структуре управления (конфликты среди высшего руководства);

– изменение финансовых показателей организации и качества финансовой отчетности, проведение аудиторских проверок, уменьшение денег на счетах, увеличение дебиторской и (или) кредиторской задолженностей, нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженностей, уменьшение доходов предприятия и снижение прибыльности, обесценивание акций предприятия и другое;

– внеочередные проверки организации, ограничение ее коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятие лицензий и другое.

3. Юридически очевидное банкротство. Внешним признаком несостоятельности торговой организации является приостановление ее текущих платежей, если организация неспособна обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Формально торговая организация считается несостоятельной по решению арбитражного суда или в силу добровольной ликвидации со дня официального уведомления.

Первые две стадии банкротства при своевременном выявлении и внедрении элементов антикризисного управления решаются без вмешательства судебных органов, третья стадия чаще всего рассматривается в судебном порядке.

В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках.

В связи со всем вышесказанным можно утверждать, что необходимость диагностики вероятности наступления банкротства на торговом предприятии обоснована.

Для проведения анализа и диагностики вероятности наступления банкротства могут использоваться специальные факторные модели.

Одним из наиболее распространенных методов такой оценки в зарубежной практике финансового менеджмента является «модель Альтмана» (или «Z-счет Альтмана»). Она представляет собой пятифакторную модель, в которой факторами выступают показатели диагностики угрозы банкротства. На основе обследования предприятий-банкротов Э. Альтман рассчитал коэффициенты значимости отдельных факторов в интегральной оценке вероятности банкротства.

Модель Альтмана имеет следующий вид (формула 1.4) [33, с. 35]:

 

Z = 0,717Х1 + 0,847Х2 + 3,107Х3 + 0,42Х4 + 0,999Х5  (1.4)

где   Z — показатель, характеризующий вероятность наступления банкротства;

   Х1 — отношение оборотного капитала к общим активам;

   Х2 — отношение нераспределенной прибыли к общим активам;

  Х3 — отношение прибыли до выплаты процентов и налогов к общим

             активам;

    Х4 — отношение рыночной стоимости акций (собственный капитал) к

             стоимости балансовых обязательств (заемный капитал).

    Х5 — отношение выручки от реализации продукции к общим активам.

 

Нельзя утверждать, что применение модели Альтмана — панацея от наступления ситуации банкротства. Однако она является эффективным средством профилактики и диагностики вероятности банкротства. Такую диагностику необходимо проводить каждому предприятию, независимо от уровня коэффициентов платежеспособности, структуры бухгалтерского баланса по следующим причинам:

– при проведении диагностики вероятности наступления банкротства используются дополнительные показатели, которые не рассчитываются при проведении анализа финансового состояния;

– не всегда рассчитанные показатели финансового состояния могут отразить реальную ситуацию, сложившуюся на предприятии, так как наличие внутренних негативных факторов может быть неявным;

– является методом анализа и прогнозирования сложившейся и возможной ситуации на долгосрочный период.

Существенно расширившаяся открытость белорусской экономики привела к значительному ужесточению требований, предъявляемых к конкурентоспособности ее отраслей, к качественному уровню менеджмента предприятий. Все это справедливо и для предприятий сферы туризма.

За период реформирования белорусской экономики кардинальным образом изменились характер и источники финансирования, конкретные формы и методы привлечения инвестиций, технологии работы с ними.

Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности имеет огромное практическое значение. И это объясняет тот факт, что экономический анализ является скорее не продуктом экономической теории, внедренным в жизнь, а настоятельной потребностью сферы управления производством и финансами. Исследованию различных сторон анализа финансово-хозяйственной деятельности в Беларуси и за рубежом посвящено много научных трудов. На протяжении не одного десятилетия многие ученые и специалисты разрабатывают и совершенствуют его методологию и приемы проведения. И в то же время именно в силу своей практической направленности, непрерывного развития и совершенствования системы управления производством и финансами предприятия отмечается постоянная потребность в развитии теории анализа финансово-хозяйственной деятельности.

Таким образом, переход к рыночной экономике требует от торговых предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы.

ПРИЛОЖЕНИЯ.docx

— 75.31 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Платежеспособность торговой организации и пути ее укрепления