Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 16:40, курсовая работа
Платежный баланс страны является одним из наиболее важных показателей, характеризующий экономические связи государства с внешним миром, роль и место страны в мировом хозяйстве. Актуальность данного показателя заключается в следующем: во-первых, состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы ее жителей в передвижении через государственные границы; а, во-вторых, на основании платежного баланса страны дается оценка сбалансированности внешних расчетов, на основании которых, в свою очередь, решается вопрос о корректировке валютных курсов.
Введение……………………………………………………...………………3 стр.
1. Понятие платежного баланса страны………………………...…………..5 стр.
1.1. Понятие платежного баланса……………………………….…………5 стр.
1.2. Характеристики платежного баланса…………………………….….8 стр.
1.3. Структура платежного баланса……………………………………..11 стр.
2. Составление и анализ платежного баланса…………………………….17 стр.
3. Государственное регулирование платежного баланса………………20 стр.
4. Факторы влияющие на платежный баланс………………………..….24 стр.
5. Особенности Российского платежного баланса……………………...29 стр.
Заключение ……………………………………………………….……….33 стр.
Список литературы…………………………………………………………34 стр.
Принципы построения платежного баланса. Важнейшим принципом построения платежного баланса является проведение различия между резидентами и нерезидентами при учете всех сделок. В соответствии с общепринятыми критериями к резидентам относят физических лиц, имеющих постоянное местожительство в данной стране, предприятия и организации, созданные в соответствии с законодательством данной страны и находящиеся в этой стране. Кроме того, резидентами являются дипломатические и иные официальные представительства страны за рубежом, а также зарубежные филиалы и представительства предприятий и организаций-резидентов.
Существует два различных подхода к регистрации операций для статистики платежного баланса: регистрация сделок на момент операции и на момент расчета.
Составление платежного баланса на момент расчета охватывает только сделки, связанные с наличными платежами. Таким образом, в нем учитываются только фактически осуществленные платежи и поступления.
В современных условиях в большинстве стран платежный баланс составляется по методу операций. Указанный подход возобладал в результате дискуссий и в настоящее время соответствует рекомендациям МВФ.
Ошибки и пропуски. Система двойной записи предполагает формальное отсутствие расхождений между размерами сальдо по кредитовым и дебетовым статьям. На практике такое состояние недостижимо.
Из-за сложности полного охвата всех сделок, неоднородности цен, разницы во времени регистрации сделок и др. неизбежны различные искажения. Этим обусловлено введение в платежный баланс специальной статьи «Ошибки и пропуски» (или «Чистые ошибки и пропуски»). Как правило, величина, показанная в этой статье, относительно невелика и стабильна, однако она резко возрастает и может достигать больших значений в странах со слабым контролем за предоставлением отчетов участниками внешнеэкономических связей для статистики платежного баланса. В этом случае величина пропусков и ошибок дает представление о незарегистрированном оттоке (или притоке) капитала.
Анализ платежного баланса позволяет выявить ряд устойчивых тенденций в его динамике и структуре, предопределенных процессом либерализации внешних экономических связей и макроэкономической политикой правительства в период рыночных реформ. Прежде всего необходимо отметить:
постоянно увеличивающееся отрицательное сальдо доходов от инвестиций в результате нарастающих платежей по обслуживанию внешнего долга;
огромные объемы просроченных
платежей по обязательствам развивающихся
стран перед Россией и
резкие колебания сальдо баланса движения капиталов и резервных активов;
значительные отрицательные суммы неучтенных операций, отражаемых по статье «Чистые ошибки и пропуски.
3. Государственное регулирование платежного баланса
Воздействие платежного баланса на внутри - и внешнеэкономическое положение страны. Международная статистика свидетельствует, что платежные балансы стран мира постоянно находятся в неравновесии, т.е. сальдо по текущим операциям и сальдо итогового баланса обычно не равны нулю и поэтому балансируются движением капитала, государственными операциями и изменениями в резервах, чтобы уравновесить платежный баланс.
Неравновесие платежных
балансов, бывшее ранее скорее исключением,
стало характерной чертой нашего
времени. Во второй половине ХХ в. темпы
экономического роста мирового сообщества
оказались, вероятно, рекордными за всю
историю человечества. На этом фоне
стала резче проявляться
Стабильно положительное сальдо баланса по текущим операциям укрепляет позиции национальной валюты и одновременно позволяет иметь прочную финансовую базу для вывоза капитала из страны; стабильно отрицательное сальдо ослабляет позиции национальной валюты и подталкивает страну ко все большему привлечению иностранного капитала. Если подобный приток капитала осуществляется не через долгосрочные предпринимательские инвестиции (т.е. прямые и портфельные), а через долгосрочные государственные и частные банковские займы и особенно посредством чрезвычайного финансирования и роста внешних обязательств, то это ведет к быстрому увеличению внешнего долга страны и выплат по нему. Страна начинает жить в кредит.
Сильные колебания сальдо баланса по текущим операциям (в ту и другую сторону) вызывают неблагоприятные для страны последствия. Так, резкое увеличение положительного сальдо создает базу для быстрого роста денежной массы и тем самым стимулирует инфляцию, а резкое увеличение отрицательного сальдо вызывает «обвальное» падение обменного курса, что вносит хаос во внешнеэкономические операции страны. Поэтому когда речь идет о равновесии платежного баланса, в центре внимания оказываются прежде всего дефицит текущего платежного баланса (если он образовался) и сильные колебания его сальдо.
Методы государственного регулирования платежного баланса
Существует несколько основных методов государственного воздействия на состояние платежного баланса.
Первый метод — это прямой контроль, включая регламентацию импорта (например, через количественные ограничения), таможенные и другие сборы, запрет или ограничения на перевод за рубеж доходов по иностранным инвестициям и денежных трансфертов частных лиц, резкое сокращение безвозмездной помощи, вывоза краткосрочного и долгосрочного капитала и др. Подобные меры прямого контроля обычно вызывают сильные затруднения ддя многих фирм страны и соответственно воспринимаются враждебно.
В краткосрочном плане
прямой контроль дает положительный
эффект (он больше или меньше зависит
от уровня соблюдения фирмами хозяйственного
законодательства и способности
правительства следить за выполнением
своих решений). В долгосрочном плане
эффект от этих мер противоречив, так
как создается «тепличный режим»
для местных производителей, снижается
интерес иностранных инвесторов
к стране из-за запрета на перевод
их доходов, возникают трудности
с привлечением иностранных специалистов,
создаются препятствия для
Второй метод — дефляция (т.е. борьба с инфляцией), которая нацелена на решение внутриэкономических задач, при этом побочным эффектом является улучшение состояния платежного баланса. Считается, что традиционные для дефляционной политики последствия — снижение объема производства, инвестиций и доходов — ведут к сокращению импорта и росту резервных мощности для наращивания экспорта. Обычное для дефляции повышение реальной процентной ставки привлекает в страну краткосрочный капитал, если, конечно, здесь есть развитая банковская сис-вма и низок уровень политического риска.
Третий метод — изменения обменного курса. И при твердом, и при плавающем курсе они проходят под сильным контролем и влиянием государства. Так, даже в условиях плавающего курса государство (обычно в лице центрального банка страны) часто стремится удержать эти колебания в определенных пределах, ориентируясь на так называемые курсовые цели, дабы избежать сильных экономических потрясений.
Выводы
1. Платежный баланс представляет
собой статистический отчет
2. В соответствии с
принципами построения
3. Анализ платежного баланса
России за 1994—1998 гг. позволяет выявить
ряд устойчивых тенденций в
его динамике, предопределенных
процессом либерализации
постоянно увеличивающееся отрицательное сальдо баланса доходов от инвестиций в результате нарастающих платежей по обслуживанию внешнего долга:
огромные объемы перенесенных платежей по обслуживанию внешнего долга бывшего СССР и просроченных платежей по обязательствам развивающихся стран перед Россией:
резкие колебания сальдо баланса движения капиталов и резервных активов;
значительные отрицательные суммы по статье «Чистые ошибки и пропуски»
4. Факторы, влияющие на платежный баланс
В платежном балансе
отражаются глубинные процессы,
происходящие в экономике и
политике, стихийность мирового
капиталистического рынка и
1. Неравномерность
2. Рост заграничных
Буржуазные государства, сосредоточив в своих руках возрастающую часть национального дохода, используют его для укрепления позиций финансового капитала и борьбы за сохранение мировых позиций капитализма. Внешние правительственные расходы преследуют разнообразные экономические и политические цели. Их объединяет экспансионистский характер.
3. Милитаризация экономики
и гонка вооружений. Основная
масса государственных
4. Расширение масштабов
вывоза капитала. В условиях империализма
вывоз капитала стал типичной
формой международных
Одним из факторов ухудшения платежного баланса США в 1960 и начале 70-х годов явился вывоз капиталов в крупном масштабе. Если в 1913 г. американские капиталовложения за рубежом составили 44 млрд. долл., в 1938 г.— 53 млрд., то в 1957 г. — 101 млрд., в 1974 г.— 118,6 млрд. долл. Однако приток прибылей от заграничных инвестиций начал обгонять новый вывоз капитала. Перевод прибылей в США только от их прямых заграничных инвестиций за 1946—1970 гг. достиг 77 млрд. долл., или на 60% больше вывоза прямых инвестиций, за 1971 —1973 гг. — 24,7 млрд. долл., т. е. на 280% больше прямых заграничных инвестиций за этот период.