Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 20:16, курсовая работа
В настоящее время государственная экономика требует изменения акцентов государственной политики. Стратегическим направлением деятельности становиться работа, направленная на поддержание и формирование добросовестной конкуренции. Наличие реальных структурных предпосылок на развитие конкуренции на отдельных товарных рынках не всегда реализуется в силу слабого финансового - экономического положения многих хозяйственных субъектов. Структурные сдвиги в экономике все больше влияют рыночные силы, т.е. они, в основном будут определять перспективы развития отраслей. В то же время современная рыночная экономика представляет собой сложнейший хозяйственный механизм, состоящий из огромного количества производственных, коммерческих и иных структур, взаимодействующих на фоне разветвленных систем правовых норм бизнеса и объединяемых единым понятием - рынок.
Третье неравенство (ТVРП < ТП) означает, что прибыль предприятия растет быстрее объема реализации продукции и совокупного капитала, а это свидетельствует о повышении уровня рентабельности продаж.
Данные соотношения принято называть "золотым правилом экономики предприятия". Если данные пропорции соблюдаются, то это свидетельствует о динамичности развития предприятия и укреплении его финансового благополучия.
Для оценки уровня эффективности функционирования предприятия чаще всего используют относительные показатели - показатели рентабельности (доходности, прибыльности).
Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, коммерческой, инвестиционной и т.д.), выгодность производства отдельных видов продукции и услуг. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Их используют для оценки эффективности деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Значение доходности настолько велико при определении эффективности функционирования предприятия, его способности давать прибыль, что определение ее величины является одной из ключевых концептуальных проблем финансового анализа. От того, насколько правильно исчислены показатели доходности, насколько реально они отражают ее сущностные характеристики, зависят результаты ретроспективного и перспективного анализа.
На уровне предприятия формой единого критерия эффективности его деятельности может служить максимизация прибыли.
Эффективность коммерческого предприятия находит конкретное количественное выражение во взаимосвязанной системе показателей, характеризующих эффективность использования основных элементов деятельности. Система показателей экономической эффективности коммерческого предприятия должна соответствовать следующим принципам:
1. Обеспечивать взаимосвязь критерия и системы конкретных показателей эффективности коммерческого предприятия;
2. Определять уровень эффективности использования всех видов, применяемых ресурсов;
3. Обеспечивать измерение эффективности коммерческого предприятия на разных уровнях управления;
4. Стимулировать мобилизацию резервов повышения эффективности коммерческого предприятия.
С учетом указанных принципов определена следующая система показателей экономической эффективности коммерческого предприятия:
1) обобщающие показатели:
- производство чистой продукции на единицу затрат ресурсов;
- прибыль на единицу общих затрат;
- рентабельность производства.
2) показатели эффективности использования труда (персонала):
- темп роста производительности труда;
-доля прироста продукции за счет увеличения производительности труда;
-коэффициент использования полезного фонда рабочего времени;
-ФЗП.
3) показатели эффективности использования производственных фондов:
- общая фондоотдача;
- фондоотдача активной части основных фондов;
- рентабельность основных фондов;
- фондоемкость единицы продукции;
- материалоемкость единицы продукции;
- коэффициент использования сырья и материалов.
4) показатели эффективности использования финансовых средств:
- оборачиваемость оборотных средств;
- рентабельность оборотных средств;
- относительное высвобождение оборотных средств.
2.2 Оценка конкурентного положения предприятия
Все методики исследования конкурентного положения предприятия принято делить на две группы.
Первая группа - параметрические (в основном на основе первичной информации, когда выбираются параметры сравнения конкурентов и выясняются мнения потребителей, продавцов, поставщиков относительно этих параметров, затем информация сводится в удобную форму - матрицу или таблицу). Преимуществом этих методик является быстрота и относительная дешевизна, но в то же время есть опасность субъективности и неточности мнений. Довольно сложно проследить силу или слабость конкурента, тем более, невозможно строить прогнозы его развития.
Вторая группа - рейтинговые оценки (здесь используются сведения, полученные путем интервьюирования менеджеров и сводная финансовая отчетность конкурентов, затем строится четкая математическая модель, на основе которой все данные по конкурентам сводятся в коэффициентные показатели). На основе показателей выстраивается рейтинг предприятий. Очевидным преимуществом этих методик является достаточная точность и возможность выявления точного положения собственного предприятия в отрасли.
Несмотря на очевидную актуальность постоянного мониторинга конкурентной позиции предприятия, необходимо учитывать фактор дороговизны информации и запаса времени для принятия решения. При определении состава используемых данных важно постоянно сопоставлять эти факторы и значимость получаемых в ходе анализа результатов. Другими словами, необходимо правильно определить свою позицию относительно объективных, но достаточно "дорогих" результатов, и "дешевых", но недостаточно точных, сопоставив все это со временем для принятия решения.
В зависимости от ситуации на предприятии, маркетологам рекомендуется производить выбор информации необходимой для анализа конкурентного положения.
Конкуренция - состязание, соревнование, соперничество между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами; борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод. Конкуренция представляет цивилизованную, легализованную форму борьбы за существование и одни из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Различают разные виды конкуренции. Чистая, идеальная, совершенная конкуренция имеет место на рынке схожего, взаимозаменяемого товара со множеством мелких продавцов и покупателей. В такой ситуации ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния на цену и масштабы продаж. Монополистическая конкуренция складывается на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии предложенных товаров, продаваемых по разным ценам. При олигополистической конкуренции небольшое количество крупных продавцов товара способно оказать существенное влияние на цены, по которым продается данный товар. Участники недобросовестной конкуренции нарушают принятые на рынке правила и нормы конкуренции, вступают в сговор против других конкурентов, стремятся их опорочить, дискредитировать. Используют ложную рекламу своей продукции, устанавливают дискриминационные, иногда демпинговые цены. Недобросовестную конкуренцию в наиболее злост ных формах называют хищнической. Несовершенная конкуренция - конкуренция в условиях рынка, значительно отличающихся от идеальных, не соответствующая теоретическим представлениям о чистой конкуренции.
Все заводы-производители алкогольной продукции, своего рода, монополисты. К таким монополистам, также следует отнести ОАО "Минск Кристалл". К данным заводам относятся только производители, которые долгое время существуют на рынке и заняли определенное место.
Таким образом, следует отметить, что конкуренция в данной отрасли монополистическая.
Так же следует отметить, что продукции с одинаковым названием ни у кого не имеется в ассортиментном перечне. Каждый вид продукции закреплен за определенным производителем. Каждый завод имеет право на выпуск только той продукции, которую он запатентовал.
На примере рассмотрим 2 завода-производителя ОАО "Минск Кристалл" и ООО "ЛВЗ Бенат". На таблице 2.1 приведено сравнение по ассортиментному перечню данных производителей.
ОАО "Минск Кристалл" |
ООО ЛВЗ "Бенат" |
Водка |
|
Водки дешевого сегмента: Минская особая, Коркинская, Коркинская кедровая и т.д. |
Бенатовская |
Водки среднего сегмента: Венец Сибири, Посол Сибири, Минская Юбилейная |
Платиновая линия |
Водки ТМ "Сухой закон": Бутлегер, Ковбой, Чикаго |
Губернский стандарт |
Водки ТМ "Новэра": Минская женьшеневая/золотой корень/солидная/успешная |
Сувенирные водки: Тюменская, Бенат люкс, Старый Тобольск |
Водки ТМ "New Are": Сибирская элитная Клюква/ Лимон/Люкс водка/с хреном и т.д. |
Северные водки: Ямал люкс, Ямал люкс Excelent, Ямал, Кристальная Югра и т.д. |
Коньяк |
|
Коньяк серия "Фляги", "Классик", "Наполеон" |
- |
Бальзам |
|
Минский |
Три осени |
Сибирский стандарт |
- |
Таежный лекарь |
- |
Ликерная и винная продукция |
|
Вино "Вермут": белое, красное |
Напиток десертный "Клюковка" |
Вино виноградное натуральное ТМ "Забытый танец": Фламенко, Аргентинское танго, Сиртаки |
Настойка сладкая "Тюменская брусничная", "Тюменская рябиновая" |
Вино виноградное натур.: Изабелла, Мускат, Вилоза, Кахетии, Лито, Каберне и т.д. |
- |
Винные напитки: Аромат лесной вишни/ягод, Аромат Черной смородины, Хмельной лимончик и т.д. |
- |
Таблица 2.1 Ассортиментный перечень и тип продукции заводов-изготовителей
Анализируя ассортимент и тип продукции, следует отметить, ассортиментный перечень ОАО "Минск Кристалл" шире, чем у ООО ЛВЗ "Бенат", также каждый завод выпускает продукцию в соответствии со спецификой предприятия, примером служит ликерная и винная продукция ООО ЛВЗ "Бенат" напиток десертный и настойка сладкая. Также, следует отметить, ОАО "Минск Кристалл" произвело разбивку своей продукции не только по типу, но и также по маркам. В ассортиментном перечне ОАО "Минск Кристалл" наблюдаются вина и водки дешевого сегмента. Данный сегмент окажет влияние только лишь на себестоимость, которая в свою очередь скажется и на цене продукции. Такая продукция также пользуется большим спросом у потребителей.
Анализируя данные по ценам на продукцию предприятий конкурентов, следует отметить, что на крепкие алкогольные напитки ОАО "Минск Кристалл" цены ставит ниже.
Ниже приведены обобщающие показатели конкурентов.
Показатель |
ОАО "Минск Кристалл" |
ООО ЛВЗ "Бенат" |
Численность, чел |
243 |
215 |
Объем реализации, дал |
248904,085 |
226432,00 |
Таблица 2.2 Обобщающие показатели
Сравнение обобщающих показателей выявило, ОАО "Минск Кристалл" наиболее конкурентоспособен, т. к: для города - он обеспечивает большим количеством рабочих мест; объем реализации превышает конкурента порядка 20000 дол, ассортимент шире и занимает большую долю рынка.
3 Обоснование направлений по повышению эффективности коммерческой деятельности предприятия
3.1 Разработка мероприятий по повышению эффективности деятельности коммерческого предприятия
В ОАО "Минск Кристалл", наиболее значительно на производство продукции влияет использование трудовых ресурсов.
Оптимизация использования трудовых ресурсов на ОАО "Минск Кристалл" должна проходить по следующим направлениям:
- создание новых рабочих мест;
- увеличения фонда рабочего времени;
- повышения среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;
- сокращение потерь рабочего времени по вине предприятия;
- повышения среднегодовой выработки одного работника, занятого в основном производстве.
Трудно переоценить значение эффективного использования основных фондов на предприятии. Решение этой задачи означает увеличение производства продукции, повышение отдачи созданного производственного потенциала, улучшение баланса оборудования, снижение себестоимости продукции, рост рентабельности производства.
В ОАО "Минск Кристалл" количество основных средств возрастает, но их обновление идет медленными темпами.
Чтобы увеличить рентабельность основных фондов и получить дополнительные средства продукции без привлечения дополнительных средств ОАО "Минск Кристалл" необходимо:
1. Уменьшить сокращение основных фондов за счет консервации и списания;
2. Сократить и, возможно, ликвидировать внутрисменные простои оборудования путем повышения качества ремонтного обслуживания оборудования, своевременного обеспечения основного производства рабочей силой.
3. Сократить целодневные простои оборудования, повысить коэффициент сменности его работы.
Основной целью коммерческой деятельности предприятия является получение прибыли. Рассмотрим, за счет каких внутренних резервов можно увеличить прибыль на ОАО "Минск Кристалл".
На финансовую деятельность предприятия на изменение прибыли наиболее значительно повлияли следующие факторы:
1. Производительность труда;
2. Скорость оборота товарных ресурсов;
3. Изменение себестоимости и структуры товарной продукции;
Показатели рентабельности предприятия в целом более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами.
На уровень рентабельности ОАО "Минск Кристалл" наибольшее влияние оказали изменение себестоимости продукции, уменьшение среднереализационных цен. Поэтому использование ОАО "Минск Кристалл" источников повышения уровня рентабельности - увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости, повысит рентабельность предприятия.
Все мероприятия по повышению эффективности производства разработаны без привлечения дополнительных средств, только за счет более рационального использования внутренних ресурсов предприятия.
Также представляется необходимым провести ряд мероприятий по повышению эффективности коммерческого предприятия ОАО "Минск Кристалл", которые возможно применить как в краткосрочном и среднесрочном, так и в долгосрочном периоде:
Информация о работе Повышение эффективности коммерческой деятельности предприятия