Политика занятости и ее влияние на рынок труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:11, курсовая работа

Краткое описание

Объект исследования – макроэкономическая нестабильность. Рынок труда и безроботица.
Цель работы – исследование уровня безработицы и ее влияние на макроэкономическую стабильность.
Метод исследования – количественный и качественный анализ уровня безработица. Актуальность темы. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства.

Содержание

Введение ................................................................................................................ 3.
Проблемы регулирования занятости ........................................... 6.
1.1 Рынок труда и его субьекты ............................................................................ 6.
1.2 Сущность и цели государственной политики занятости ............................ 10.
1.3 Политика занятости и ее влияние на рынок труда ...................................... 17.
Регулирование занятости в Украине .......................................... 23.
2.1 Динамика и структура безработицы в Украине .......................................... 23.
2.2 Основные проблемы занятости населения .................................................. 29.
2.3 Государственное регулирование занятости, органы службы занятости и их деятельность .......................................................................................................... 31.
3. Методы выхода из кризисной ситуации ...................................... 36.
3.1 Будущее украинской политики в области занятости .................................. 36.
3.2 Пути приодоления кризиса на рынке труда .................................................. 39.
Заключение ............................................................................................................ 43.
Список литературы ............................................................................................... 46.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

            Политика занятости и ее влияние  на рынок труда 
 
 
                                              Содержание  

  Введение ................................................................................................................ 3.

  1. Проблемы регулирования занятости ........................................... 6.  
    1.1  Рынок труда и его субьекты ............................................................................ 6.

1.2  Сущность и цели  государственной политики занятости  ............................ 10.    

1.3  Политика занятости  и ее влияние на рынок труда  ...................................... 17.

  1. Регулирование занятости в Украине .......................................... 23.

2.1  Динамика и структура  безработицы в Украине .......................................... 23.

2.2  Основные проблемы  занятости населения .................................................. 29. 

2.3  Государственное регулирование занятости, органы службы занятости и их деятельность .......................................................................................................... 31. 

3.      Методы выхода из кризисной ситуации ...................................... 36.  

3.1  Будущее украинской политики в области занятости .................................. 36. 

3.2  Пути приодоления кризиса на рынке труда .................................................. 39. 

 Заключение ............................................................................................................ 43.

 Список литературы ............................................................................................... 46. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 

  Объект исследования – макроэкономическая нестабильность. Рынок труда и безроботица. 
   Цель работы – исследование уровня безработицы и ее влияние на макроэкономическую стабильность. 
   Метод исследования – количественный и качественный анализ уровня безработица.                                                                                                Актуальность темы. Достижение высокого уровня занятости – одна из основных целей макроэкономической политики государства. Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей. Немалый урон безработица наносит и жизненным интересам людей, не давая им приложить свое умение в том роде деятельности, в каком человек может наибольшим образом проявить себя, или же лишая их таковой возможности, из-за чего люди переносят серьезный психологический стресс. Из вышесказанного можно сделать вывод, что показатель безработицы является одним из ключевых показателей для определения общего состояния экономики, для оценки ее эффективности. 
       Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации  в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование  социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ.  Структурная перестройка экономики Украины привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т. д.). 
      Несмотря на рост масштабов безработицы вследствие как действия объективных факторов, так и недостаточной гибкости формирующегося рынка труда, потребности в рабочей силе отдельных предприятий не удовлетворяются полностью за счет местных трудовых ресурсов.  В настоящее можно констатировать несоответствие между потребностью населения в трудоустройстве и потребностью в кадрах по Украине в целом и по регионам. Оно касается профессионального состава, запросов и притязаний работников и характера предлагаемой работы. Такая диспропорция, в большей или меньшей степени проявляющаяся во всех регионах, отраслях хозяйства, в любых условиях существует давно. Это свидетельствует о том, что проблема свободных рабочих мест реальна и весьма болезненно сказывается на конкретных предприятиях. Однако, даже нарисованная картина не может скрыть факты, отталкивающие работников от свободных рабочих мест: низкий уровень заработной платы и несвоевременная ее выплата, неудовлетворительные (практически на всех крупнейших предприятиях страны) условия труда, а также отсутствие льгот и поощрений. 
     Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. В современных условиях экономического хаоса потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня, часто вплоть до полной нищеты, и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом многочисленных дискуссий и исследований. 
     Целью данной работы является исследование политики занятости и ее влияния на рынок труда. 
      Основные задачи работы: 
      - рассмотреть проблемы регулирования занятости; 
      - проанализировать регулирование занятости в Украине; 
      - выявить методы выхода из кризисной ситуации в сфере занятости населения. 
     Поставленные задачи логически предопределили структуру работы, которая состоит из введения, трех глав, последовательно раскрывающих тему, заключения, списка использованной  литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПРОБЛЕМЫ  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ 
1.1.  Рынок труда и его субъекты

 

    Среди понятий рыночной экономики важное место занимает определение сущности и содержания рынка труда. Во многом определение данной категории сложилось под влиянием ученых прошлого, в частности А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, А. Маршалла, Д. Кейнса и др.  
       Согласно определению Международной организации труда (МОТ), которого придерживаются многие зарубежные профсоюзы и специалисты по труду, рынок труда - это сфера, где предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда. 
      Рынок труда - это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве. Рынок труда включает в себя рынок рабочей силы и рынок рабочих мест [23, с. 33]. 
      На рынках труда складываются отношения между работодателями и наемными работниками, способствующие соединению рабочей силы со средствами производства. Основная задача работника на рынке труда - найти походящую работу, то есть соответствующую собственной оценке профессиональных и иных деловых качеств, желаемому уровню оплаты и условиям труда (включая рабочее время), престижности и т.д. Основная задача работодателя на рынке труда - найти подходящего работника, то есть максимально соответствующего функциональному содержанию рабочего места за приемлемую заработную плату и другие условия труда. В случае достижения договоренности работник и работодатель, заключив сделку в виде трудового договора, покидают рынок труда. Рынок труда обеспечивает работникам работу, а работодателям - работников, и согласовывает решения в области занятости. 
     К функциям рынка труда также можно отнести: 
    · обеспечение встречи и согласия между субъектами рынка труда; 
      · гарантии в обеспечении конкуренции на рынке труда; 
      · установление эффективных (в экономическом и социальном отношении) ставок заработной платы работникам и доходов работодателям; 
      · обеспечение занятости населения; 
      · обеспечение социальной защиты и поддержки населения; 
      · социальное партнерство в системе рыночных отношений, в том числе и в части социально-трудовых отношений. 
     Рынок труда имеет ряд особенностей. Необходимо отметить, что отношения на рынке труда не ограничиваются только актом купли-продажи, они затрагивают все, что связано с системой социального партнерства и защиты, образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, с управлением занятостью на предприятиях на федеральном и региональном уровнях [27, с. 90]. 
      Носителем трудовых отношений в обществе является работающая часть населения. Эта категория людей, а также те, кто хотел бы работать, но по различным обстоятельствам не работает, представляют собой объект, который исследуется такими дисциплинами, как экономика.  Помимо двух договаривающихся сторон (наемного работника и работодателя), на рынке труда очень важна роль государства и общественных организаций. Причем отношения между всеми субъектами рынка труда должны строиться на добровольной договорной основе, в рамках социального мира и согласия. Важную роль, большую по сравнению с другими рынками, играют на рынке труда не денежные факторы: условия труда, социальные гарантии, социальная защита и поддержка и др. 
      Ситуация на рынке труда объективно обусловливает, как показывает и опыт других стран, необходимость усиления государственной политики (включающей меры по регулированию рынка труда и занятости населения, в том числе в региональном разрезе). Это предполагает разработку региональных программ занятости, предусматривающих меры социальной защиты населения. 
      Рынок труда сложился как система общественных отношений, отражающих уровень развития и достигнутый на данный период баланс интересов между участвующими на рынке субъектами, каковыми являются: предприниматели, трудящиеся и государство. 
      Как представляется, рынок труда - это система правовых, социально-экономических и трудовых отношений, возникающих в рамках социального мира и согласия между работодателями и наемными работниками с участием государственных и общественных организаций на основе спроса и предложения по поводу оплаты и условий труда, социальных гарантий, социальной защиты и поддержки и т.п. Организационной формой выражения интересов на рынке труда являются ассоциации предпринимателей, с одной стороны, профсоюзы- с другой. Государство выступает в качестве работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансируя крупные проекты программ развития. Однако главная его функция заключается в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. 
      Работники предлагают свою рабочую силу за плату, а работодатели предъявляют спрос на рабочую силу и платят за нее. Таким образом, в рыночной экономике товары и услуги продаются и покупаются на разных рынках и рабочая сила выступает на рынках факторов производства как товар. 
      Первичная задача рынка труда состоит в том, чтобы минимизировать период времени, необходимый для заключения договора о найме. На продолжительность этого периода будут сказываться следующие основные внутренние факторы: 
      1. полнота информации о наличии требуемого работника и рабочего места; 
      2. интенсивность поиска работы; 
      3. гибкость работника в отношении рабочего места и условий найма; 
      4. гибкость работодателя в отношении требуемого работника и условий найма; 
      5. конкурентоспособность работника [10, с. 30]. 
      Даже хорошо организованный и гибкий рынок труда испытывает влияние факторов, которые находятся за его пределами, создают на нем “узкие места” и затрудняют эффективное функционирование. Разнообразие и степень влияния внешних факторов на рынок труда чрезвычайно велико. Возьмем в качестве примера такие внешние факторы, определяющие вход рабочей силы, как демографическое движение населения, его состав, экономическая активность, интенсивность трудовых перемещений. С другой стороны, ключевое значение для рынка труда имеют экономические (например, динамика ВВП, стадии экономического цикла, инвестиционная активность и т.д.), трудовые (заработная плата, рабочее время, практика найма и увольнения, социальное партнерство) факторы. Циклические кризисы, например, относящиеся к экономическим факторам, являются катализаторами структурной перестройки, которая вызывает на определенном этапе замедление темпов развития производства, а по завершению его выступает источником экономического роста. 
      Существенную роль также играет качество рабочей силы, соответствие структуры рабочей силы структуре рабочих мест (по профессиям и отраслям, квалификационным признакам, в географическом разрезе) и т.д. 
      Полная и достоверная информация может существенно сократить время пребывания на рынке труда, как работника, так и вакансии.  Конкурентоспособность работника представляет собой совокупность признаков, отвечающих настоящему уровню качества рабочей силы (высокий уровень квалификации и профессионализма, восприимчивость к нововведениям, знание компьютерных технологий, степень владения иностранными языками и др.) Существенные различия в конкурентоспособности работников могут вести к задержкам в подборе работы либо вообще к бесперспективности поисков. 
      Структурная перестройка трижды в условиях современной экономической цивилизации приводила к глобальным изменениям в сферах приложения рабочей силы. Первая промышленная революция привела к потере доминирующей роли сельского хозяйства в экономике, в том числе и в сфере занятости. Господствующей сферой приложения стала промышленность. Но в начале 60-х годов занятость в промышленности стала сокращаться, преобладающей сферой занятости населения являются непроизводственные отрасли экономики [3, с. 95]. 
       Новое состояние рынка труда вызвано развитием информационных технологий и микроэлектроники. Высвобождение работников может привести к крупномасштабной безработице или же к сокращению рабочего времени. 

    1. Сущность и цели государственной политики занятости

 

     На сегодняшний  день рынок труда постепенно  приобретает основные общественно-значимые  характеристики. Он играет важную  роль в воспроизводстве рабочей  силы, отвечающей требованиям современного  высокотехнологического производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования, устраняет сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру занятости и постепенно заменяет ее более рациональной структурой.

Занятость – это главная  характеристика рынка труда, именно она определяет социально-экономическое  развитие страны. В законодательстве Украины дается такое определения  занятости: занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, и такая, что, как правило, приносит им доход в денежной или иной форме [12, с. 22]. В рыночной экономике занятость – это совокупность социально-экономических отношений по поводу включения субъекта труда в сферу материального и нематериального производства посредством купли-продажи рабочей силы с целью удовлетворения им потребности в труде и получение дохода.

Некоторые экономисты считают  неприемлемым вмешательство государства в рыночный механизм Другие, например сторонники кейнсианской школы, настаивают на проведении государством активной политики на национальных рынках, в том числе и на рынке труда. Между тем современный рынок в развитых странах далек от классического, свободного рынка. Это вполне относится и к рынку труда.

Современный рынок труда  в развитых странах является одним  из самых регулируемых. Таковым он стал в результате длительного развития отношений между работодателями и наемными работниками, при посредничестве государства. Так, созданная в 1919 г. И ставшая специализированным подразделением ООН с 1946 г. Международная организация труда (МОТ) возвела активную политику на рынке труда в ранг международных приоритетов. Главные цели МОТ – содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека.

Таким образом рынок  труда давно утратил свой сугубо стихийный характер. Он стал объектом активного государственного регулирования. Спрос на труд во многих странах тщательно планируется и обеспечивается заранее через систему обучения и переподготовки кадров. Предложение труда нередко монополизируется профсоюзами, а цена рабочей силы на рынке труда (заработная плата) определяется на основе контрактов и коллективных договоров. Как мы видим, рынок труда, как и рынки других товаров, стал регулируемым и изнутри (работодателями и профсоюзом), и извне (государством).

Что касается политики занятости, в широком смысле она охватывает систему социально-экономических отношений по поводу вовлечения трудоспособного населения в общественно-полезную деятельность, как правило, приносящую доход. Занятость является важнейшей характеристикой экономики и благосостояния народа. Она дает определенные представления о благополучии граждан страны, об экономической и социальной стабильности общества.

В обеспечении полной, продуктивной и эффективной занятости, дающей возможность получать достойную  заработную плату, достаточную для  жизни и развития работника и  членов его семьи, заключается суть политики занятости. Достижение и поддержание такой занятости является целью политики занятости [5, с. 280].

Занятые в экономике  создают продукты труда, благодаря  чему удовлетворяют потребности  членов общества и решаются экономические  и социальные задачи. Однако, экономические законы, которые лежат в основе функционирования рыночного хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими местами всех желающих трудиться и тем самым улучшить свое материальное положение. В результате некоторые оказываются без работы и заработка, и это вызывает некоторую дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить этого государство и правительство стремятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности.

Политика занятости  формируется с учетом возможности  трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание уделяется  группе риска, т.е. занятости женщин, инвалидов, молодежи и т.д., стабильности получения ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Все виды политики взаимосвязаны между собой, оказывают воздействие друг на друга.

Социальная и экономическая  политика нацеливаются на обеспечение  полной, продуктивной и эффективной  занятости. А занятость выполняет  экономическую и социальную функцию. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами.

      Основные  принципы занятости раскрывают  характер занятости в тот или  иной конкретно-исторический период развития общества. В условиях трансформации украинской экономики также возникла необходимость в выработке и учете таких принципов. Некоторые из них вытекают из основополагающих документов страны. Исходя из этого, можно выделить следующие принципы занятости:

1) развитие трудовых  ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

2) обеспечение равных  возможностей всем гражданам  Украины в реализации их права  на добровольный труд и свободный  выбор занятости, независимо от  национальности, пола, возраста, социального  положения и отношения к религии;

3) поддержка трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, содействие развитию  их способностей к производительному,  творческому труду;

4) создание условий,  обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека;

5) обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

6) сочетание местных  мер с централизованными в  области занятости;

7) координация мер  по занятости с деятельностью  по другим направлениям экономической  и социальной политики, включая  социальное обеспечение, предупреждение  инфляции, регулирование роста и  распределение доходов;

8) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;

9) предупреждение массовой  и сокращение длительной (более  одного года) безработицы;

10) координация в этой  области деятельности государственных  органов профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ним;

11) обеспечение занятости  малочисленных народов и народностей  с учетом национальных особенностей  их хозяйственной и культурной  деятельности и исторически сложившихся видов их занятости;

12) сочетание самостоятельности  органов местного самоуправления  в обеспечении занятости населения  и согласованности их действий  при реализации общегосударственных  программ, предусматривающих мероприятия  по содействию занятости населения;

13) международное сотрудничество  в области занятости, включая  вопросы труда украинских граждан  за рубежом и иностранных граждан  в Украине [13, с. 44].

Указанные принципы государственной  политики в области занятости  отражают единство и дифференциацию трудового законодательства и многие основные принципы трудового права. На них ориентируются также при правотворчестве и правоприменении норм по обеспечению занятости.

Принципы политики занятости  представляют собой изначальные  руководящие идеи, как основные правила деятельности субъектов политики занятости (содействие, сотрудничество, координация, контроль) и нормы, координирующие возникающие в процессе деятельности отношения (равные возможности, эффективная занятость), следующие из существующего уровня развития общества, производительных сил, международных норм в сфере занятости населения [1, с. 118]. Соблюдение вышеуказанных принципов способствует достижению целей и решению поставленных задач.

Информация о работе Политика занятости и ее влияние на рынок труда