Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:03, курсовая работа
Проблему эффективности импорта можно считать одной из наиболее актуальных в стране и поэтому требующей скорейшего решения. Импортная деятельность оказывает решающее влияние на формирование ресурсов внутреннего рынка и, в первую очередь, розничного товарооборота. Импортные поставки играют важную роль в обеспечении производственного процесса многих отраслей и подотраслей, в том числе высокотехнологичного цикла. За время существования независимой Республики Беларусь общая сумма импорта товаров и услуг традиционно превышала их экспорт.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………………………...5
1.1. Теоретические основы импортозамещения……………………………..5
1.2. Возникновение и суть политики импортозамещения…………………..7
1.3. Методы планирования импорта и экспорта…………………………….8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ………………12
2.1. Финансовое регулирование политики импортозамещения…………...12
2.2. Реализация Государственной Программы импортозамещения………15
3. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………17
3.1. Соответствие современной импортозамещающей политики Республики Беларусь нормам и требованиям ВТО……………………17
3.2. Формы и методы стимулирования экспорта в Республике Беларусь..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………….27
Порядок реализации Государственной программы импортозамещения включает в себя:
Следует отметить, что органы управления каждой области Беларуси составляют свою Программу действий по импортозамещению.
В настоящее время Правительство предусматривает совершенствование действующего законодательства, регулирующего вопросы импортозамещения.
Программа действий Минского Горисполкома по импортозамеещению на 2013 год представлена в Приложении 1.
3. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ
3.1. Соответствие современной импортозамещающей политики Республики Беларусь нормам и требованиям ВТО
Важнейшей задачей внешнеэкономической
Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organization mondiale du commerce (OMC)) – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов; ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации [17].
ВТО для Беларуси, экономика которой ориентирована на экспорт, представляет собой дополнительный инструмент обеспечения безопасности внешней торговли, поскольку присоединение к организации даёт возможность расшить географию поставок на зарубежные рынки.
Беларусь сейчас находится на самом сложном и ответственном этапе присоединения к ВТО, так как от условий, на которых страна-кандитат вступит в эту организацию, будут зависеть долгосрочные выгоды её участия в системе ГАТТ/ВТО.
На 6 марта 2013 г. полноправными участниками ВТО являлись 159 государств. Более 20 государств имеют статус наблюдателя ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Республика Беларусь, ведут переговоры о присоединении к данной организации.
Процесс вступления Беларуси в ВТО длится уже достаточно долго – интенсивные переговоры ведутся с 1999 года и пока не увенчались успехом. Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший этап углубления интеграции в глобализированную экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие экономического законодательства страны правилам ВТО [10].
Основным предметом
Размер импортных пошлин в настоящее
время в Республике Беларусь составляет
от 0 до 30 % от таможенной стоимости. В
отношении импорта некоторых
товаров, в основном потребительских,
установлены комбинированные
Большинство товаров при импорте
в республику облагаются по ставкам
5-10 %. По ставкам 20-30 % облагаются товары,
аналоги которых в достаточном
количестве производятся в республике
(ковры, телевизоры, грузовые автомобили).
Ставки в размере 0 % установлены
в отношении некоторых
Важнейшими стимулами членства в ВТО для нашей страны, находящейся на важном европейском перекрестке, является получение необходимого инструментария для защиты и продвижения своих интересов в рамках системы международной торговли; обеспечение стабильности и предсказуемости в развитии торговых отношений со 157 странами-членами ВТО; возможность пользоваться правами, которыми наделяются её члены, в том числе против необоснованного применения антидемпинговых мер. Сегодня экспорт Беларуси несет значительные потери в результате применения ограничительных, а иногда и дискриминационных мер нашими торговыми партнерами (ЕС, США, Украиной, Литвой, Польшей, Турцией) в отношении 12 наименований белорусских товаров. Такое положение является серьезным сдерживающим фактором в развитии экспортного потенциала Республики Беларусь. Единственным реально действующим правовым механизмом по борьбе с такого рода дискриминацией была и остается ВТО. Республика получит также доступ к системе разрешения споров в рамках этой организации, основанной на равноправии всех её членов. Особо важно и то, что повысится инвестиционная привлекательность Республики Беларусь как неотъемлемой части мировой экономической системы. Кроме того, может сложиться такая ситуация, что все основные торговые партнеры и соседи Беларуси, и прежде всего Российская Федерация, будут иметь статус членов ВТО, а Республика Беларусь останется за пределами этой организации. Негативные последствия будут заключаться в том, что, имея прозрачную границу с Россией, Беларусь может фактически оказаться «на территории ВТО», не имея при этом никаких прав участника данной организации.
Следует также отметить, что пакет соглашений ВТО представляет собой своего рода коллективный договор между 157 странами. Следовательно, ВТО в случае присоединения к ней страны заменяет для нее тысячи двусторонних соглашений в торгово-экономической области.
Правила ВТО едины для всех стран-членов. Они устанавливают следующие общие принципы для участия национальных экономик в системе международной торговли:
Формально, в соответствии в нормативной базой ВТО, страна вступает в Организацию на тех условиях, на которых она сможет договориться со всеми странами-членами ВТО. Реально договариваются и подписываются документы с 20 самыми крупными странами.
Присоединение к ВТО возможно при условии выполнения страной, желающей вступить ВТО четырёх основных требований:
Вхождение любой страны в ВТО предполагает значительные преобразования в административной, экономической и социальной сферах:
По отношению к Республике Беларусь со стороны ВТО был выдвинут ряд конкретных требований:
Таким образом можно сделать вывод, что основными требованиями по вступлению Республики Беларусь в ВТО являются: во-первых, приведение белорусского законодательства в соответствие с правилами ВТО; во-вторых, открытие рынка товаров и услуг; в-третьих, снижение объема поддержки сельского хозяйства.
Из всего вышесказанного мы можем заметить, что, хоть и имеет место достаточное количество недостатков и отрицательных моментов от вступления Беларуси в ВТО, все-таки достоинства и преимущества перешивают в сторону вступления. ВТО поможет нашей стране прочнее укрепиться на международном рынке, заявить о себе другим странам, а так же привлечь новые ивестиционные капиталы. В целом, в долгосрочной перспективе наша страна только выигрывает от вступления в организацию.
Таким образом, несмотря на ряд недостатков вступления Республики Беларусь в ВТО, вступать все-таки придется, а вот сроки и условия – это уже вопрос времени [19].
3.2. Формы и методы стимулирования экспорта в Республике Беларусь
Республика Беларусь, взявшая курс на развитие экспортоориентированного производства, особенно нуждается в осмыслении мирового опыта и выбора наиболее эффективных форм и методов стимулирования экспорта. Особый интерес для нас представляет анализ опыта стимулирования экспорта государств, достигших определенных экономических успехов.
Стратегически важной целью для
Республики Беларусь является определение
ее внешнеторгового потенциала, места
в международном разделении труда
и обеспечение плавности