Политика импортозамещения: цели, факторы, влияние на экономическую безопасность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 16:03, курсовая работа

Краткое описание

Проблему эффективности импорта можно считать одной из наиболее актуальных в стране и поэтому требующей скорейшего решения. Импортная деятельность оказывает решающее влияние на формирование ресурсов внутреннего рынка и, в первую очередь, розничного товарооборота. Импортные поставки играют важную роль в обеспечении производственного процесса многих отраслей и подотраслей, в том числе высокотехнологичного цикла. За время существования независимой Республики Беларусь общая сумма импорта товаров и услуг традиционно превышала их экспорт.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ПОЛИТИКА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ……………………………………………………………………...5
1.1. Теоретические основы импортозамещения……………………………..5
1.2. Возникновение и суть политики импортозамещения…………………..7
1.3. Методы планирования импорта и экспорта…………………………….8
2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ………………12
2.1. Финансовое регулирование политики импортозамещения…………...12
2.2. Реализация Государственной Программы импортозамещения………15
3. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………17
3.1. Соответствие современной импортозамещающей политики Республики Беларусь нормам и требованиям ВТО……………………17
3.2. Формы и методы стимулирования экспорта в Республике Беларусь..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………26
Список использованных источников………………………………………….27

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 22.docx

— 71.46 Кб (Скачать файл)

Порядок реализации Государственной программы  импортозамещения включает в себя:

  • разработку и ежегодную актуализацию органами государственного управления приоритетных направлений импортозамещения;
  • подготовку субъектами хозяйствования обоснований проектов (бизнес-планов) в рамках приоритетных направлений импортозамещения;
  • рассмотрение и утверждение Комиссией по повышению конкурентоспособности экономики перечня проектов Государственной программы на очередной год;
  • реализацию проектов;
  • контроль со стороны государства за ходом реализации проектов.

Следует отметить, что органы управления каждой области Беларуси составляют свою Программу  действий по импортозамещению.

В настоящее время Правительство предусматривает совершенствование действующего законодательства, регулирующего вопросы импортозамещения.

Программа действий Минского Горисполкома по импортозамеещению на 2013 год представлена в Приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ  НА ЭКОНОМИКУ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

3.1. Соответствие современной импортозамещающей политики Республики Беларусь нормам и требованиям ВТО

 

Важнейшей задачей внешнеэкономической деятельности нашего государства на современном этапе является вхождение Республики Беларусь в систему мирохозяйственных связей как равноправного участника. Её реализации должно способствовать взаимодействие страны с региональными интеграционными союзами других государств, а также участие в международных экономических и финансовых организациях. Это предопределяет необходимость вступления страны во Всемирную торговую организацию (ВТО), являющуюся ведущей международной организацией в области регулирования мировой торговли, сфера деятельности которой охватывает 94% объема товарных потоков. Вместе с тем, вступление Республики Беларусь в ВТО будет иметь ряд негативных последствий для экономики, социальной сферы и окружающей среды. Выявление этого потенциально негативного влияния и его уменьшение является важной национальной задачей любой страны при вступлении ее в ВТО.

Всемирная торговая организация (ВТО) (англ. World Trade Organization (WTO), фр. Organization mondiale du commerce (OMC)) – международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов; ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), заключенного в 1947 году и на протяжении почти 50 лет фактически выполнявшего функции международной организации [17].

ВТО для Беларуси, экономика которой  ориентирована на экспорт, представляет собой дополнительный инструмент обеспечения  безопасности внешней торговли, поскольку присоединение к организации даёт возможность расшить географию поставок на зарубежные рынки.

Беларусь сейчас находится на самом  сложном и ответственном этапе  присоединения к ВТО, так как  от условий, на которых страна-кандитат вступит в эту организацию, будут зависеть долгосрочные выгоды её участия в системе ГАТТ/ВТО.

На 6 марта 2013 г. полноправными участниками  ВТО являлись 159 государств. Более 20 государств имеют статус наблюдателя  ВТО. Подавляющее большинство из них, в том числе Республика Беларусь, ведут переговоры о присоединении  к данной организации.

Процесс вступления Беларуси в ВТО длится уже достаточно долго – интенсивные переговоры ведутся с 1999 года и пока не увенчались успехом. Присоединение Беларуси к ВТО рассматривается как важнейший этап углубления интеграции в глобализированную экономику, который предоставит стране необходимый инструментарий для продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли. В то же время, присоединение к ВТО ставит перед Республикой Беларусь задачу обеспечить соответствие экономического законодательства страны правилам ВТО [10].

Основным предметом переговоров  любой страны при вступлении во Всемирную  торговую организацию (ВТО) является определение  максимального уровня таможенных пошлин как основы политики импортозамещения. Тарифы в определенной мере должны защищать отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, но не должны ущемлять производителей и потребителей, интересам которых отвечает снижение ввозных пошлин. Республика Беларусь пытается найти разумный баланс между протекционизмом и либерализацией во внешней торговле, основой которого является поэтапное открытие белорусского рынка, сохранение защиты так называемых чувствительных отраслей отечественного производства, создание условий для нормальной конкуренции в тех секторах экономики, в которых это необходимо и возможно.

Размер импортных пошлин в настоящее  время в Республике Беларусь составляет от 0 до 30 % от таможенной стоимости. В  отношении импорта некоторых  товаров, в основном потребительских, установлены комбинированные ставки.

Большинство товаров при импорте  в республику облагаются по ставкам 5-10 %. По ставкам 20-30 % облагаются товары, аналоги которых в достаточном  количестве производятся в республике (ковры, телевизоры, грузовые автомобили). Ставки в размере 0 % установлены  в отношении некоторых лекарственных  средств и средств профилактики инвалидности [10].

Важнейшими стимулами членства в ВТО для нашей страны, находящейся  на важном европейском перекрестке, является получение необходимого инструментария для защиты и продвижения своих  интересов в рамках системы международной  торговли; обеспечение стабильности и предсказуемости в развитии торговых отношений со 157 странами-членами  ВТО; возможность пользоваться правами, которыми наделяются её члены, в том  числе против необоснованного применения антидемпинговых мер. Сегодня экспорт Беларуси несет значительные потери в результате применения ограничительных, а иногда и дискриминационных мер нашими торговыми партнерами (ЕС, США, Украиной, Литвой, Польшей, Турцией) в отношении 12 наименований белорусских товаров. Такое положение является серьезным сдерживающим фактором в развитии экспортного потенциала Республики Беларусь. Единственным реально действующим правовым механизмом по борьбе с такого рода дискриминацией была и остается ВТО. Республика получит также доступ к системе разрешения споров в рамках этой организации, основанной на равноправии всех её членов. Особо важно и то, что повысится инвестиционная привлекательность Республики Беларусь как неотъемлемой части мировой экономической системы. Кроме того, может сложиться такая ситуация, что все основные торговые партнеры и соседи Беларуси, и прежде всего Российская Федерация, будут иметь статус членов ВТО, а Республика Беларусь останется за пределами этой организации. Негативные последствия будут заключаться в том, что, имея прозрачную границу с Россией, Беларусь может фактически оказаться «на территории ВТО», не имея при этом никаких прав участника данной организации.

Следует также отметить, что пакет  соглашений ВТО представляет собой  своего рода коллективный договор между 157 странами. Следовательно, ВТО в  случае присоединения к ней страны заменяет для нее тысячи двусторонних соглашений в торгово-экономической  области.

Правила ВТО  едины для всех стран-членов. Они  устанавливают следующие общие  принципы для участия национальных экономик в системе международной  торговли:

    1. Равенство и взаимная недискриминация государств и интеграционных группировок в международной торговле товарами и услугами;
    2. Прозрачность и предсказуемость национальных механизмов регулирования экономики, отказ от применения льгот и административных мер регулирования при активном использовании тарифных, антидемпинговых, технических, санитарных и других предусмотренных ВТО мер для эффективной защиты конкурентоспособных отраслей и потребителей;
    3. Гарантии правовой защиты на всех рынках ВТО для участников внешнеэкономических связей независимо от страны происхождения, в том числе для экспортеров, импортеров, инвесторов, разработчиков технологий и изобретений и т.д. [1]

Формально, в соответствии в нормативной  базой ВТО, страна вступает в Организацию  на тех условиях, на которых она  сможет договориться со всеми странами-членами  ВТО. Реально договариваются и подписываются  документы с 20 самыми крупными странами.

Присоединение к ВТО возможно при  условии выполнения страной, желающей вступить ВТО четырёх основных требований:

    1. Соответствие внешнеторгового законодательства международным требованиям;
    2. Проведение таможенно-тарифных переговоров, предполагающих фиксацию максимальных уровней ввозных таможенных пошлин, выше которых в будущем таможенная планка подниматься не будет;
    3. Проведение переговоров по услугам;
    4. Урегулирование вопросов по сельскому хозяйству, в результате которых должна быть установлена максимальная сумма, которую государство может ежегодно выделять для поддержания отечественного сельскохозяйственного производителя [9].

Вхождение любой страны в ВТО предполагает значительные преобразования в административной, экономической и социальной сферах:

    1. Реорганизацию системы тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли товарами;
    2. Создание организационно-экономических механизмов регулирования внешней торговли услугами и объектами интеллектуальной собственности;
    3. Оказание государственной поддержки сельскохозяйственным производителям с учетом не только национальных интересов, но и требований ВТО.

 

По  отношению к Республике Беларусь со стороны ВТО был выдвинут ряд  конкретных требований:

  1. отменить квотирование импорта и экспорта товаров; сократить список товаров, подвергающихся ценовому контролю; устранить в целях развития конкуренции и создания равных условий льгот и субсидий, запрещенных ВТО. Продвигаясь по пути соответствия внешнеторгового законодательства международным требованиям, в ноябре 2004 года Советом Республики Беларусь был принят новый закон о государственном регулировании внешней торговли, который, по мнению парламентариев и специалистов, отвечает самым современным нормам права и будет способствовать продвижению республики в ВТО;
  2. предоставить доступ на белорусский рынок по конкретным секторам услуг поставщикам стран-членов ВТО. Со стороны ВТО было отмечено наличие в законодательстве Республики Беларусь серьезных ограничений по доступу на рынок электросвязи, страховых и банковских услуг. Было обращено внимание на отсутствие экономической аргументации ущемления прав иностранных инвесторов; предложено установить предельные уровни ввозных пошлин по конкретным группам товаров;
  3. предоставить развернутую информацию о соответствии механизмов функционирования республиканских программ внутренней поддержки сельского хозяйства соглашениям ВТО по сельскому хозяйству. Правилами ВТО допускается субсидирование сельского хозяйства, но страны-кандидаты должны осуществлять программы поддержки сельского хозяйства в объемах, не превышающих максимального уровня, согласованного в ходе переговоров и в соответствии с правилами ВТО.

Таким образом можно сделать вывод, что основными требованиями по вступлению Республики Беларусь в ВТО являются: во-первых, приведение белорусского законодательства в соответствие с правилами ВТО; во-вторых, открытие рынка товаров и услуг; в-третьих, снижение объема поддержки сельского хозяйства.

Из  всего вышесказанного мы можем заметить, что, хоть и имеет место достаточное  количество недостатков и отрицательных  моментов от вступления Беларуси в  ВТО, все-таки достоинства и преимущества перешивают в сторону вступления. ВТО поможет нашей стране прочнее  укрепиться на международном рынке, заявить о себе другим странам, а так же привлечь новые ивестиционные капиталы. В целом, в долгосрочной перспективе наша страна только выигрывает от вступления в организацию.

Таким образом, несмотря на ряд недостатков  вступления Республики Беларусь в ВТО, вступать все-таки придется, а вот  сроки и условия – это уже  вопрос времени [19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Формы и методы стимулирования  экспорта в Республике Беларусь

 

Республика  Беларусь, взявшая курс на развитие экспортоориентированного производства, особенно нуждается в осмыслении мирового опыта и выбора наиболее эффективных форм и методов стимулирования экспорта. Особый интерес для нас представляет анализ опыта стимулирования экспорта государств, достигших определенных экономических успехов.

Стратегически важной целью для  Республики Беларусь является определение  ее внешнеторгового потенциала, места  в международном разделении труда  и обеспечение плавности вхождения  в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную  характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности  участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами. Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химии и нефтехимии приходится более 40 % валовой продукции. Среди стран  СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон  и нитей - 40 %, фотоаппаратов - 30 %, тракторов - 20 %, минеральных удобрений - 20 % и т. д. Следует принять во внимание, что Беларусь является одним из крупнейших в мире производителей льноволокна и картофеля (в отдельные годы 16 % и 4 % соответственно от мирового производства). Республика Беларусь имеет экспортно-импортные связи более чем со 140 странами мира. Основными внешнеторговыми партнерами республики являются Россия, Германия, Украина, Польша, Латвия, Литва, Италия, США. Наибольшая доля в общем объеме экспорта принадлежит транспортным средствам (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды и пр.); машинам, оборудованию, механизмам (бытовые холодильники, подшипники, электронные интегральные схемы, телевизоры и др.); химической продукции (удобрения, органические химические соединения, продукты неорганической химии и др.); текстилю и текстильным изделиям (химические волокна и нити, одежда текстильная и трикотажная, льноволокно, хлопчатобумажные ткани и др.); недрагоценным металлам и изделиям из них (полуфабрикаты из железа и стали, прутки из железа и стали, металлокорд и др.). Названные товарные группы составляют более 50 % экспорта республики [2].

Информация о работе Политика импортозамещения: цели, факторы, влияние на экономическую безопасность государства