Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:36, курсовая работа
В той ситуации, в которой сейчас находится наша страна, существует серьезная опасность сосредоточения на решении сиюминутных проблем в ущерб построению эффективной экономической системы, способной обеспечить быстрое и, в то же время, стабильное развитие Беларуси на долгосрочную перспективу. Проблема осложняется еще и тем, что в условиях пока еще формирующегося рынка в Беларуси механизм рыночных цен не обеспечивает отражения всех факторов производства, а уровень трансакционных издержек, приходящихся на каждую операцию, существенно превышает аналогичный уровень в западных странах. В данных условиях на экономическую науку возлагается серьезная ответственность за разработку механизмов, обеспечивающих минимизацию отрицательного воздействия внешних эффектов на развитие экономики.
Введение ……………………………………………………………………..4
1 Система государственного регулирования в природоохранной сфере…………………………………………………………...........6
1.1 Теоретические основы внешних эффектов..…………………………………………………………………….6
Понятие и интернационализация внешних эффектов……………..7
1.2 Механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………...14
2 Особенности государственной политики в области охраны окружающей среды на современном этапе……………………………….21
2.1 Обзор политики ЕС в отношении окружающей среды……………21
2.2 Эффективность государственной политики охраны окружающей среды………………………………………………………………………...23
3 Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, ее цели, принципы, направления…………………..25
3.1 Правовое регулирование охраны окружающей среды……………...25
3.2 Мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды……….28
3.3 Предложения по совершенствованию государственной политики охраны окружающей среды………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………….....38
Список использованных источников……………………………………...39
Приложение А…………………………………………………………........41
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической политики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Микроэкономика
на тему: Политика охраны окружающей среды в Республике Беларусь: эффективность и пути ее повышения
Студентка
ФМЭО, 1 курс, ДАП-1 (подпись)
(дата)
Руководитель В.И. Поплыко
(подпись) (оценка) (дата)
МИНСК 2013
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 40 с., 6 рис., 2 диагр., 31 источник, 1 прил.
ВНЕШНИЕ ЭФФЕКТЫ, ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ, ПАРЕТО-ЭФФЕКТИВНОСТЬ, НАЛОГ ПИГУ, КОРРЕКТИРУЮЩАЯ СУБСИДИЯ, ТЕОРЕМА КОУЗА
Объектом исследования являются внешние эффекты.
Предметом проводимого в работе исследования являются механизмы решения проблемы внешних эффектов.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, микро- и макроэкономики, социальной защиты, государственного регулирования.
Для написания курсовой работы были использованы методы научного исследования, такие как исторический метод, синтез, сравнительного анализа, обобщение, графический.
Исследования и разработки: на основе обобщения различных теоретических подходов к исследованию внешних эффектов выделены основные способы их регулирования, изучен опыт государственной политики по охране окружающей среды, исследованы экономические механизмы природопользования в Республике Беларусь.
Элементы научной новизны: аргументировано, что ключевую роль в успешной работе рынка играют транзакционные издержки; если они малы, а права собственности четко определены, то рынок способен сам, без участия государства устранять внешние эффекты, при больших издержках – необходима помощь государства.
Область возможного практического применения: результаты полученные в курсовой работе могут быть использованы при изучении курса «микроэкономика».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………..4 |
|
1 Система государственного 1.1
Теоретические основы внешних
эффектов..…………………………………………………… |
|
1.2 Механизмы управления природопользованием
и охраной окружающей среды………………………………………………………... 2 Особенности государственной
политики в области охраны
окружающей среды на 2.1 Обзор политики ЕС в отношении окружающей среды……………21 2.2 Эффективность
государственной политики 3 Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, ее цели, принципы, направления…………………..25 3.1 Правовое регулирование
охраны окружающей среды…………….. 3.2 Мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды……….28 3.3 Предложения по Заключение…………………………………………………… Список использованных источников……………………………………...39 Приложение А………………………………………………………….......
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Настоящая работа посвящена теме, которая не получила пока достаточного внимания со стороны отечественных экономистов. Несмотря на это она, несомненно, представляет значительный интерес, так как затрагивает основы функционирования рыночного механизма, на базе которого в настоящее время строится экономика, в том числе, и нашей страны.
В той ситуации, в которой сейчас
находится наша страна, существует серьезная опасность
Степень изученности проблемы. До шестидесятых годов нынешнего столетия проблема внешних эффектов рассматривалась исключительно как неспособность рынка в ряде ситуаций, созданных определенными условиями, справиться с эффективным распределением ресурсов. Благодаря исследованиям, проведенным Р. Коузом, и опубликованным им в 1960 г. в статье «Проблема социальных издержек», данная проблема получила иное, а точнее более широкое толкование.
Целью настоящей работы является изучение внешних эффектов и их влияние на окружающую среду. При этом, учитывая специфику текущей ситуации в Беларуси, особое внимание уделяется рассмотрению политики государства по урегулированию внешних эффектов и выявлении особенностей такой политики в Республике Беларусь.
В ходе реализации поставленной цели решались следующие конкретные задачи:
В рамках рассмотрения заявленной темы и достижения обозначенных целей и задач, данная работа построена по следующей схеме.
Первая глава представляет собой рассмотрение теоретических основ данной проблемы, включая сущность понятия «внешние эффекты», типы внешних эффектов и их особенности. Далее рассматриваются особенности государственной политики в области охраны окружающей среды на современном этапе, а именно обзор политики ЕС в отношении окружающей среды и эффективность государственной политики охраны окружающей среды.
В третьей главе исследуется практическая сторона данной проблемы с использованием реальных данных белорусской экономики на примере охраны окружающей среды, выявляются результаты действия внешних эффектов, а также реакция государства на них.
Объектом исследования являются внешние эффекты и их функционирование в условиях регулируемой экономики.
Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие между субъектами экономики по поводу саморегулирования и регулирования экстерналий рынка.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды А.Пигу и Р.Коуза, теории внешних эффектов, общественных благ, теории трансакционных издержек, теории прав собственности. В процессе исследования использованы такие методы общенаучного познания, как историко-логический, анализ и синтез, графический метод, единство объективного и субъективного в становлении и развитии экономических процессов, системный подход.
1 Система государственного
регулирования в природоохранной сфере
1.1 Теоретические основы внешних эффектов
Современный тип эколого-экономического развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Это природоемкий (природоразрушительный) тип развития, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития являются быстрое истощение невоспроизводимых видов природных ресурсов (полезных ископаемых) и сверхэксплуатация воспроизводимых (почва, леса и др.) со скоростью, превышающей возможности их восстановления. При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды.
Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные экстерналии, или внешние эффекты. Под внешними эффектами (экстерналиями, от англ. external - внешний) понимается не отраженное в ценах воздействие определенной деятельности на благосостояние третьих лиц, не являющихся субъектами этой деятельности.
Попытка исследования внешних эффектов впервые была предпринята в рамках экономической теории благосостояния, возникновение которой относится к началу XX века и связано с именами А. Пигу и В.Парето.
А.Пигу первым исследовал проблему экстерналий, связанные с ними издержки, в работе «Экономика благосостояния» (1920). Он выделял частные, индивидуальные издержки и общественные издержки, затраты всего общества. Очевидно, что для любого предпринимателя важнейшей целью является минимизация своих частных затрат для увеличения прибыли. И здесь простейший путь - экономия на собственных затратах. Производимые в этом случае экстерналии, внешние эффекты не учитываются самим предпринимателем, и соответственно затраты на их устранение не отражаются в цене товара. В этом случае общество, отдельные люди, предприятия и т.д. будут вынуждены тратить свои дополнительные средства на ликвидацию возникшего ущерба [1].
В.Парето обосновал принцип оптимальности, который получил название "оптимум по Парето" или "Парето-эффективность". Этот принцип был положен в основу так называемой новой экономики благосостояния, став ее фундаментальным понятием.
Парето-эффективность
Несостоятельность рынка выражается в том, что он не обеспечивает эффективное, по Парето, распределение ресурсов при наличии:
Внешние эффекты затрагивают интересы лиц, не участвующих в рыночной сделке, то есть наносят им ущерб или приносят выгоду.
Внешние эффекты:
1.1.1 Понятие и интернационализация внешних эффектов
Внешние эффекты подразделяются на:
Отрицательные внешние эффекты (негативные экстерналии) – это негативное воздействие участвующих в сделке экономических субъектов на третьих лиц; это стоимость использования ресурса, не отраженная в цене продукта.
Отрицательные внешние эффекты могут быть результатом и производства, и потребления товаров, обмениваемых на рынке. Примером отрицательного внешнего эффекта может быть сброс отходов производства в реку, используемую для водозабора и/или для рыбной ловли и купания. Чем больше объем сброса отходов в реку, тем больше вред, наносимый полезности, связанной с использованием реки.
Выделяют следующие виды отрицательных внешних издержек.
Совокупные внешние издержки (ТЕС) это совокупный ущерб, наносимый третьим лицам. Они изменяются в зависимости от объема выпуска в отрасли. С увеличением производства совокупные внешние издержки увеличиваются.
TEC=f (Q)
Предельные внешние издержки (МЕС) это дополнительные издержки, связанные с производством каждой дополнительной единицы продукции, которые не оплачиваются производителями, а перекладываются на третьих лиц.
МЕС=∆TEC/∆Q
Предельные индивидуальные издержки (МРС) это стоимость услуг тех ресурсов, которые фирмы покупают или которыми владеют. Предельные индивидуальные издержки производства не включают в себя предельные внешние издержки, если существуют отрицательные внешние эффекты. При отрицательном внешнем эффекте предельные индивидуальные издержки меньше предельных общественных.
Предельные общественные издержки (MSC) это сумма предельных внешних издержек и предельных индивидуальных издержек.
MSC=MPC+MEC
Отрицательный внешний эффект иллюстрируется на рисунке 1.1.
На рисунке 1.1, где Р - цена единицы блага, Q - объем его производства, видно, что эффективные объем выпуска и цена достигаются в точке, в которой предельные общественные издержки равны предельной общественной полезности.
Рисунок 1.1 – Отрицательный внешний эффект
Примечание – Источник: [5, с.98]
Предельная общественная полезность (MSB) дополнительная полезность, извлекаемая при производстве еще одной единицы продукции.