Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 00:36, курсовая работа
В той ситуации, в которой сейчас находится наша страна, существует серьезная опасность сосредоточения на решении сиюминутных проблем в ущерб построению эффективной экономической системы, способной обеспечить быстрое и, в то же время, стабильное развитие Беларуси на долгосрочную перспективу. Проблема осложняется еще и тем, что в условиях пока еще формирующегося рынка в Беларуси механизм рыночных цен не обеспечивает отражения всех факторов производства, а уровень трансакционных издержек, приходящихся на каждую операцию, существенно превышает аналогичный уровень в западных странах. В данных условиях на экономическую науку возлагается серьезная ответственность за разработку механизмов, обеспечивающих минимизацию отрицательного воздействия внешних эффектов на развитие экономики.
Введение ……………………………………………………………………..4
1 Система государственного регулирования в природоохранной сфере…………………………………………………………...........6
1.1 Теоретические основы внешних эффектов..…………………………………………………………………….6
Понятие и интернационализация внешних эффектов……………..7
1.2 Механизмы управления природопользованием и охраной окружающей среды………………………………………………………...14
2 Особенности государственной политики в области охраны окружающей среды на современном этапе……………………………….21
2.1 Обзор политики ЕС в отношении окружающей среды……………21
2.2 Эффективность государственной политики охраны окружающей среды………………………………………………………………………...23
3 Государственная политика Республики Беларусь в области охраны окружающей среды, ее цели, принципы, направления…………………..25
3.1 Правовое регулирование охраны окружающей среды……………...25
3.2 Мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды……….28
3.3 Предложения по совершенствованию государственной политики охраны окружающей среды………………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………….....38
Список использованных источников……………………………………...39
Приложение А…………………………………………………………........41
Совместно с законами, регламентирующими деятельность по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, в Беларуси также принят ряд специальных законов, направленных на обеспечение экологической безопасности населения. Они имеют отношение к радиационной, санитарно-гигиенической, промышленной безопасности, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Природоохранная законодательная база Беларуси развивается по нескольким направлениям. Они связаны с обновлением действующих и принятием новых законодательных актов, а также внедрением экологических норм в законодательные акты, относящиеся к хозяйственной и иным сферам деятельности.
Для эффективного управления окружающей средой в целом по стране необходимо обеспечить его действенность в отдельных организациях, которые выступают источниками воздействий на среду. С этой целью в Беларуси проводится экологическая сертификация систем управления окружающей средой организаций, в т.ч. с использованием международного стандарта ИСО 14001.
Стратегической целью охраны окружающей среды на долгосрочный период до 2025 г. определено достижение нового, более высокого ее качества, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения, содействие решению глобальных и региональных экологических проблем, устойчивому социальному и экономическому развитию Республики Беларусь.
Достижение поставленной цели должно быть обеспечено путем снижения вредных воздействий на окружающую среду, восстановления природных комплексов, кардинального улучшения в области обращения с отходами; обеспечения устойчивого территориального развития, сохранения биологического и ландшафтного разнообразия, минимизации воздействия на климат и адаптации к его изменениям.
Научное обеспечение экологической политики осуществляется в рамках государственных научных и научно-технических программ. Ключевое значение среди них принадлежит Государственной научно-технической программе «Экологическая безопасность».
В последнее пятилетие ежегодные затраты на охрану окружающей среды менялись как в сторону увеличения, так и уменьшения (рисунок 3.1). Разница между максимальной (2006 г.) и минимальной (2007 г.) их величиной составила 25%. Характерно, что в кризисные годы финансирование окружающей среды не только не снизилось, но даже увеличилось по сравнению с предыдущими годами.
Рисунок 3.1- Динамика затрат на охрану окружающей среды Беларуси, их доли от ВВП (%) и инвестиций природоохранного назначения за 2005–2009 гг. (в ценах 2010 г.)
Примечание – Источник: [12, c. 128]
Относительный показатель затрат на охрану окружающей среды, выраженный долей от ВВП, в рассматриваемый пятилетний временной интервал имел максимальное значение в 2005 г. — 1,5%. В последующие годы он снизился и стабилизировался на уровне 1,1-1,2%.
В затратах на охрану окружающей среды особое значение имеют инвестиции в основной капитал, которые характеризуют обновление основных фондов природоохранного назначения и материальные предпосылки инновационного развития данной сферы. На протяжении последнего пятилетия доля инвестиций в общей величине затрат на охрану окружающей среды составила в среднем 30%. Максимальная ее величина приходится на 2010 г. — 37%. Сохранение положительной динамики показателя инвестиций в основной капитал природоохранного назначения имеет позитивное значение, поскольку обновление материальной базы охраны окружающей среды является для Беларуси актуальной задачей.
В структуре затрат по компонентам окружающей среды преобладают затраты на охрану и рациональное использование водных ресурсов. За последний пятилетний период они составили более половины от всей величины природоохранного финансирования (рисунок 3.2). Пятая часть затрат приходится на охрану атмосферного воздуха, шестая — на предотвращение загрязнения окружающей среды отходами производства.
Рисунок 3.2 – Структура затрат на охрану окружающей среды Беларуси за 2005–2009 гг.
Примечание – Источник: [12, c. 129]
В целом существующее финансирование охраны окружающей среды обеспечивает снижение удельных выбросов и сбросов загрязняющих веществ и относительно стабильное состояние окружающей среды в стране в условиях высоких темпов экономического роста [12, c. 128-131].
3.2 Мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды
1. Комплексное предотвращение загрязнения окружающей среды:
разработка и внедрение энерго- и (или) ресурсосберегающих технологий, наилучших доступных технических методов, приобретение оборудования, обеспечивающего снижение выбросов, сбросов загрязняющих веществ, выбросов парниковых газов в окружающую среду, сбросов сточных вод, сокращение образования отходов, воздействия на объекты растительного и животного мира;
строительство комплексов, установок по извлечению биогаза из сточных вод, осадков сточных вод, побочных продуктов и отходов животноводства, растениеводства и обрабатывающей промышленности, приобретение биогазовых реакторов, газгольдеров, метантенков, передаточных устройств, теплообменников;
разработка территориальных комплексных схем рационального (устойчивого) использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
проведение обязательного экологического аудита;
проведение государственной экологической экспертизы в случае привлечения внештатных специалистов;
реализация мероприятий государственных, региональных, отраслевых и иных программ по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды;
восстановление болот, вторичное заболачивание, рекультивация выработанных торфяников;
озеленение территорий санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и объектов, оказывающих воздействие на окружающую среду.
2. Охрана атмосферного воздуха, сохранение озонового слоя и климата:
внедрение наилучших доступных технических методов, переход на виды топлива, сырья, материалы, обеспечивающие предотвращение и (или) снижение выбросов загрязняющих, в том числе озоноразрушающих, веществ и (или) парниковых газов в атмосферный воздух, приобретение оборудования для внедрения таких методов;
производство газоочистных установок;
строительство, реконструкция, модернизация газоочистных установок, приобретение аппаратов очистки газа (воздуха), вспомогательного оборудования, материалов и коммуникаций для газоочистных установок, за исключением установок очистки газов, являющихся элементами технологической схемы;
создание стационарных систем извлечения свалочного газа, приобретение оборудования для стационарных систем сбора и транспортировки свалочного газа;
строительство, реконструкция установок, приобретение оборудования для использования энергии солнца, ветра, тепла земли, естественного движения водных потоков и других источников энергии, оказывающих минимальное воздействие на атмосферный воздух;
создание автоматизированных систем контроля выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, приобретение оборудования, приборов, средств, в том числе программных;
создание и эксплуатация автоматизированных систем управления дорожным движением в городах, включая приобретение оборудования, приборов, материалов, средств, в том числе программных;
перевод мобильных источников выбросов на использование альтернативных видов топлива с улучшенными экологическими характеристиками (газ природный компримированный, газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта, биодизельное топливо, биоэтанол, биогаз компримированный, метил-, этил-, третбутиловые эфиры, водород);
изготовление и оснащение мобильных источников выбросов системами очистки (нейтрализаторами) отработанных газов;
создание систем, постов контроля токсичности и дымности отработанных газов мобильных источников, приобретение измерительного оборудования для контроля токсичности и дымности отработанных газов мобильных источников;
перевод оборудования и технологических процессов на использование озонобезопасных веществ;
приобретение оборудования для сбора, рециклинга, утилизации и обезвреживания озоноразрушающих веществ.
3. Предотвращение вредных физических воздействий на окружающую среду (шум, вибрация, электромагнитное излучение), за исключением работ по защите рабочих мест и жилых помещений:
внедрение наилучших доступных технических методов в целях снижения вредных физических воздействий на окружающую среду;
строительство, реконструкция при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации шумозащитных, поддерживающих и защитных сооружений и устройств, снижающих уровень вредных физических воздействий на окружающую среду, в том числе от дорожного, железнодорожного, судоходного и воздушного транспорта, строительных и сельскохозяйственных устройств и агрегатов.
4. Рациональное использование и охрана водных ресурсов:
строительство, реконструкция, модернизация, капитальный ремонт сетей и сооружений для сбора, транспортировки, очистки, отведения и выпуска сточных вод при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, приобретение оборудования для этих целей;
внедрение наилучших доступных технических методов, обеспечивающих предотвращение и снижение сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в окружающую среду;
ликвидация источников загрязнения поверхностных и подземных вод стоками животноводческих ферм и комплексов (строительство, ремонт и реконструкция сооружений для сбора, накопления, обработки навоза и навозосодержащих сточных вод, реконструкция оросительных систем по утилизации животноводческих стоков и поливочного оборудования, подбуртовка, обваловка, транспортировка навоза и навозосодержащих сточных вод);
строительство, реконструкция, модернизация систем оборотного и (или) повторного водоснабжения, систем гидроудаления шламов, оборотных систем производственного назначения, повторного использования воды при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, приобретение оборудования для таких систем;
строительство при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации и обустройство скважин водоснабжения;
строительство, реконструкция, модернизация при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации сооружений, предназначенных для регулирования гидрологического режима водных объектов общего пользования (водоподпорные сооружения, оградительные и защитные дамбы, берегоукрепительные сооружения, дренажные насосные станции), за исключением сооружений, предназначенных для гидротехнических производственных целей;
регулирование стока рек и поддержание уровня наливных водохранилищ;
обустройство водных объектов (проведение берегоукрепительных работ, расчистка русел рек и очистка водоемов от наносов и растительности);
обеспечение и поддержание надлежащего режима содержания водоохранных зон, зон санитарной охраны водозаборов, водных объектов;
разработка схем комплексного использования и охраны вод бассейнов рек.
5. Рациональное использование и охрана земель:
восстановление (рекультивация) нарушенных земель;
сохранение торфяных почв;
защита земельных участков от водной и ветровой эрозии, засоления, истощения, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, оседания, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами и других неблагоприятных воздействий, создание защитных лесных полос.
6. Рациональное использование и охрана недр:
осуществление геологоразведочных работ по развитию минерально-сырьевой базы, их научное сопровождение, приобретение оборудования для таких работ;
очистка дренажных, карьерных (шахтных, рудничных) вод, отводимых в окружающую среду;
защита от загрязнения и (или) истощения запасов подземных вод, тампонаж бездействующих скважин.
7. Обращение с отходами, предотвращение вредного воздействия отходов на окружающую среду:
внедрение современных технологий по использованию и обезвреживанию отходов, технологических процессов, направленных на уменьшение объемов и (или) предотвращение образования отходов производства;
строительство, реконструкция, модернизация при наличии утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации объектов хранения, захоронения, использования, обезвреживания отходов;
рекультивация, обустройство полигонов, мини-полигонов, площадок временного складирования отходов, площадок хранения отходов, приобретение специальной техники для проведения данных видов работ и вывоза коммунальных отходов;