Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 18:15, курсовая работа
Цель работы – проанализировать формы и методы конкурентной борьбы ведущих ТНК Японии.
В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:
- дать понятие транснациональных корпораций;
- изучить причины возникновения ТНК;
- рассмотреть источники конкурентного преимущества;
- определить структуру и типы ТНК;
- проанализировать динамику развития ТНК;
- рассмотреть Формирование ТНК в Японии.
Введение…………………………………………………………………………………………........2
1 Понятие, структура и сущность ТНК………………………………………………………...........4
1.1 Понятие и типы транснациональных корпораций…...………………………………………4
1.2 Причины возникновения ТНК…………………………………………………………………5
1.3 Источники конкурентной борьбы………………………………………………………….....7
1.4 Положительные последствия деятельности ТНК…………………………...……………....11
1.5 Негативные последствия деятельности ТНК……………………………………………......12
2 Транснациональные корпорации Японии…………………………………………………............17
2.1 Финансово-промышленные группы(ФПГ) Японии и их структура.……………………....17
2.2 Географически отраслевая структура японских ТНК…………………………………........22
2.3 Методы транснализации японской экономики …………………………………...……......30
Заключение………………………………………………………………………………………….....34
Список литературы……………………………………………………………………………………37
В свою очередь, головная компания кэйрэцу - "Тойота" ("Тойота групп") объединяет под своим началом 64 подконтрольных компании (одновременно, например, кэйрэцу «Хитачи» объединяет 190 компаний, а «Ниссан» - 231), которые занимаются производством компонентов ("Тойота ауто боди" - кузовов для автомобилей и других изделий); готовых изделий ("Хино мотор" - крупнотоннажных грузовиков и автобусов); фундаментальными исследованиями; экспортом и импортом сырьевых продуктов. "Тойота" располагает пакетом акций в каждой из подконтрольных компаний - от 22,7% акций в "Аити стил уоркс" до 39,8% в "Тойота ауто боди". Есть варианты, когда вообще нет акционерного капитала, то есть долевого участия нет вовсе. Но, тем не менее, во всех случаях связи исключительно крепки и надежны. Та же "Тойота" получает автозапчасти и компоненты от двух ассоциаций - "Кехокай", состоящей из 231 компании, и "Эйхокай", объединяющей 77 компаний. "Тойота" не участвует в капитале членов ассоциаций. Связи с ними развиваются на основе контрактных отношений10.
Японские
сюданы не имеют статуса юридического
лица, поэтому внутригрупповое
-
В качестве руководящего
-
Объединением корпораций
-
Реализацией общегрупповых
-
Системой внутригрупповых
Помимо шести названных групп можно также выделить группу, связанную с "Японским промышленным банком" ("Нихон коге гинко"). Данная группа занимает специфическое, особое место. Дело в том, что в период послевоенной индустриализации и высоких темпов роста Японский промышленный банк выступал в роли "банка государственной политики" и выполнял важную функцию приоритетного финансирования ключевых отраслей. В современных условиях банк играет важную роль в реализации крупномасштабных зарубежных проектов. Вследствие этого вокруг данного банка группируются такие корпорации, как металлургический концерн "Син ниппон сэйтэцу", энергетические и крупные химические и нефтехимические корпорации. В эту группу входит также самостоятельная промышленная группа "Хитачи-Ниссан", имеющая исторически сложившиеся глубокие и интенсивные связи (финансовые, персональные, участие в капитале) с Японским промышленным банком. Однако данная группа одновременно имеет тесные связи с банком "Фудзи" и возглавляемой им группой "Фуе".
В Японии традиционно была и остается значительной роль государства в развитии и всесторонней поддержке национального бизнеса. Не случайно, говоря о поддержке крупного отечественного бизнеса в Японии (в частности, автомобилестроения), один из крупнейших теоретиков и практиков в области менеджмента Ли Якокка в начале 90-х гг. писал: "Японская автоиндустрия была взлелеяна целым рядом стимулов: государственными займами, сокращением сроков амортизации, помощью в области НИОКР, протекционистскими мерами против импорта и запрещением иностранных инвестиций. Под комплексным воздействием всех этих мер японская автомобильная промышленность прошла путь от годового выпуска в 100 тысяч машин в середине 50-х гг. до 11 млн. теперь". За государством в Японии закреплена роль в разработке и реализации промышленной политики. Хотя в последние годы государство в Японии все больше реализует свои функции по поддержке отечественного бизнеса путем использования косвенных экономических методов, но когда это необходимо, государство целенаправленно и последовательно идет на усиление своего прямого воздействия на экономику страны. Так, например, учитывая спад производства в 1992-1993 гг., в Японии были приняты две программы дополнительного государственного финансирования, которые позволили с 1994 г. постепенно перейти к экономическому росту.
Японские
группы оказали большое влияние
на развитие большинства новых
2.2 Географическая и отраслевая структура японских ТНК
Основной тенденцией транснационализации экономики Японии на современном этапе является географическая и отраслевая диверсификация. Среди методов транснационализации необходимо выделить агрессивную политику компаний на мировых рынках слияний и поглощений (СиП), участие в государственно–частных партнерствах (ГЧП). Кроме того, важной тенденцией, свидетельствующей не только о количественной, но и качественной экспансии японской экономики, является транснационализация сферы НИОКР.
Географическая диверсификация японских ТНК характеризуется смещением акцентов на рынки развивающихся стран. По состоянию на 2010 г., 16,1 и 14,6% японских ПЗИ приходилось на США и ЕС соответственно, третье место занял Китай, на долю которого пришлось 12,7%. В целом в страны БРИКС в 2010 г. японские ТНК инвестировали на сумму 14,9 млрд долл., что составило почти треть японского экспорта прямых инвестиций.
При анализе потока японских ПЗИ в динамике становится очевидным рост интереса японских компаний к рынкам стран АСЕАН и БРИКС (см. рис 1). В 2008 г. японские компании, воспользовавшись кризисным снижением цен на акции, произвели активную экспансию на рынки США и ЕС, однако в 2009–2010 гг. пальму первенства переняли страны БРИКС.
Рисунок 1 Прямые зарубежные инвестицииЯпонии по странам и регионам. 2000–2010 гг., млрд долл.11
Развивающиеся страны Азии являются традиционными реципиентами японских ПЗИ благодаря географической близости, дешевой рабочей силе, благоприятной инвестиционной политике, исторически сложившимся связям, а главное, благодаря их роли как производственной базы и площадки для экспорта. На настоящем этапе японские компании проявляют интерес именно к динамично развивающемуся потребительскому рынку этих стран. Японские ТНК планируют осуществлять экспансию в Китай (58,9% из 380 опрошенных компаний), страны АСЕАН (27,4%) и Индию (20,8%).
Эта тенденция коррелирует с общемировой: поток японских ПЗИ составил 6% мировых в 2010 г.12, что свидетельствует о серьезной конкуренции. На азиатских рынках японские ТНК имеют конкурентные преимущества в виде налаженных торгово–экономических связей, культурной близости и прочих факторов. Позитивное влияние эффекта соседства, культурной и исторической близости на деятельность ТНК подтверждено эмпирическими исследованиями: ТНК склонны инвестировать в соседние страны по причине сходных характеристик спроса и наличия большей информации о ведении бизнеса в них. Тем не менее, для успешного функционирования этого недостаточно, японским ТНК необходимо трансформировать стратегию проникновения на рынки развивающихся стран в условиях ужесточившейся конкуренции с иностранными и местными компаниями.
Эволюция стратегии японских ТНК выражается в повышении степени транснационализации: от использования лишь производственных мощностей и дешевой рабочей силы компании переходят к детальному маркетингу рынков; от адаптации имеющейся продукции – к внедрению эксклюзивной продукции, ориентированной на конкретный рынок с учетом национальных, культурных, климатических и прочих особенностей.
Передовые позиции здесь занимает японская автомобильная промышленность, традиционно наиболее транснационализированная отрасль экономики Японии. В частности, лидеры японской автомобильной промышленности планируют выпуск автомобилей низшего ценового сегмента. С этой целью компания «Ниссан Мотор» планирует реанимировать марку «Дацун». Акцент делается на дешевизне этой марки, ее цена должна составить 6 тыс. долл./шт. Она ориентирована на рынки развивающихся стран – Россию, Индию, Индонезию и государства Средней Азии. Комплектация автомобиля для каждой страны будет учитывать особенности и потребности конкретного региона. К примеру, для Индии и Индонезии «Дацун» будет представлять микроавтобусы с увеличенным количеством пассажирских мест, что весьма важно для этих стран с высокой плотностью населения. В России «Ниссан» планирует выпускать малолитражные автомобили с объемом двигателя 800 куб.см; 90% комплектующих и деталей для новых автомобилей будет производиться на местах в сотрудничестве с местными автомобильными компаниями (в России в сотрудничестве и на базе российского «АвтоВАЗа»)13.
Экспансия на
рынки развивающихся стран
Тем не менее, было бы ошибочным сделать вывод о том, что западные рынки потеряли актуальность для японских ТНК. Накопленные японские инвестиции в этих странах несравнимы с аналогичными показателями в развивающихся. Кроме того, налаженные связи, каналы дистрибуции, отношения с зарубежными партнерами, да и в целом преимущества развитых стран, такие, как квалифицированная рабочая сила, развитая инфраструктура, развитые институты власти, стабильность и прочее продолжают играть важную роль для японских ТНК.
Что касается
отраслевой переориентации японских ТНК,
основной тенденцией является акцент
на секторе услуг, относительно закрытой
сферы японской экономики. Транснационализация
японского сектора услуг
Транснационализация сектора услуг развитых стран Запада началась в конце 1990 – начале 2000-х гг.: если в начале 1970-х гг. на долю сектора услуг приходилась лишь одна четвертая часть суммарного объема ПЗИ в мире, в 1990 г. – около половины, а к 2002 г. уже 60%. Одновременно снижается доля обрабатывающей промышленности – с 42 до 34%. Такая переориентация была связана с тем, что развитые страны вступили в постиндустриальный этап развития, и на долю сектора услуг приходится более 70% ВВП, в развивающихся – около 50%. Кроме того, большинство услуг не могут служить предметом внешней торговли – они должны производиться в месте их потребления и в тот момент, когда они потребляются. В связи с этим основным способом выхода на рынки услуг зарубежных стран является транснационализация бизнеса.
Отставание транснационализации сферы услуг Японии связано с историческими и культурными особенностями развития национальной экономики. Исторически это объясняется наличием уникальных экономических единиц – универсальных торговых компаний сого сёся. На протяжении всего ХХ в. эти компании оперировали за рубежом, предоставляя японскому бизнесу широкий спектр услуг: консалтинговые, маркетинговые, финансовые, страховые, торговые, кредитные и пр. Фактически сого сёся, обладая широкой сетью филиалов по всему миру, избавляли японский сектор услуг от необходимости транснационализации.
Особенности национальной культуры ведения бизнеса также сыграли здесь важную роль:
– во–первых, компании сферы услуг в Японии представлены в основном мелким и средним бизнесом;
–во–вторых, эти компании менее конкурентоспособны по сравнению с западными: их продуктивность ниже, а менеджмент не приспособлен для ведения транснационального бизнеса.
В секторе
услуг человеческий фактор играет важную
роль, а в развивающихся странах
высокая ротация персонала
В основном транснационализация
японского сектора услуг
Их индекс
географической распространенности (Geographical
Spread Index рассчитан как корень квадратный
множества индекса
Информация о работе Понятие, структура и сущность транснациональных корпораций