Понятие, сущность, роль конкуренции в развитии рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 15:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы состоит в исследовании понятия, сущности и роли конкуренции в рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Охарактеризовать теоретические аспекты конкуренции:
раскрыть понятие и сущность конкуренции;
исследовать роль конкуренции в рыночной экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Понятие и сущность конкуренции
1.2 Место и роль конкуренции в развитии рыночной экономики
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Анализ конкурентных рынков
2.2 Антимонопольная политика в странах с развитой рыночной
экономикой и в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курс1 готовая.docx

— 82.94 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, конкуренция должна обеспечивать такое развитие, чтобы  стремление предприятий к получению  максимальной прибыли способствовало техническому прогрессу, т.е. конкуренция  выполняет функцию обеспечения  прогресса.

В-третьих, конкуренция выполняет  функцию распределения. Она должна создать такие условия, когда  распределение дохода от производственных факторов осуществляется в зависимости от их производительности. Такое распределение является наилучшей основой для стимулирования повышения эффективности производства и тем самым обеспечивает максимальный рост объемов производимой продукции, т.е. объемов предложения.

В-четвертых, наряду с перечисленными экономическими функциями, ориентированными на повышение эффективности производства и рост благосостояния, конкуренция выполняет также функцию обеспечения свободы деятельности. Дело в том, что и в рыночной системе деятельность и возможности выбора участников рынка подвержены ограничениям, но конкуренция предполагает, с одной стороны, наличие альтернативы для любой деятельности, с другой стороны, она открывает субъектам рыночных отношений свободу действий [12].

Посредством конкуренции  происходит распределение не только  факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют разные типы конкурентного  поведения рыночных субъектов:

  • креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  • приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  • обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций [15].

С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую  принято называть добросовестной и  эффективной.  Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют  давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию (таблица 1.3) [10].

Таблица 1.3

Внутриотраслевая и межотраслевая  конкуренция

Признаки

Внутриотраслевая конкуренция

Межотраслевая конкуренция

Субъекты

предприятия одной отрасли

предприятия разных отраслей

Объекты

лучшие условия  производства и сбыта

сферы наиболее прибыльного  вложения капитала

Предпосылки

различие индивидуальной стоимости однородных товаров

различие нормы прибыли  в отраслях экономики

Результат

рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары

средняя прибыль и цена производства


 

В современной экономике  особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.

В зависимости от способа  поведения фирмы на рынке выделяют ценовую и неценовую конкуренцию.

Ценовая конкуренция - борьба между производителями за получение  дополнительной прибыли посредством уменьшения издержек производства и снижения цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества. Ценовая конкуренция проявляется в использовании демпинга (продажа товара по ценам ниже его себестоимости), ценовой дискриминации (предоставлении одного и того же товара по разным ценам для разных групп населения), лизинга (долгосрочного договора аренды), дифференциации качества товара при одной и той же цене и другого. Неценовая конкуренция уменьшает значение цены как фактора потребительского спроса.

Неценовая конкуренция - это  борьба между субъектами рынка на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более  эффективных методов сбыта, использования  маркетинга, расширения видов предоставляемых  услуг и гарантий  покупателям, улучшения условий оплаты и других приемов [7].

Конкуренция очень сильно зависит от  количества производителей-продавцов  и покупателей. В экономической  теории различают совершенную и  несовершенную конкуренцию.

Совершенная конкуренция  означает такое состояние экономической  системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

Несовершенная конкуренция  существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная  конкуренция включает следующие виды:

  • монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
  • олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
  • монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.

Формы конкуренции и соответствующие  им типы рыночных структур показаны в  таблице (1.4) [12].

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, характер ее зависит от развитости и степени монополизации производства. 

Монополии - крупные хозяйственные  объединения, контролирующие отрасли и рынки  за счет высокой степени концентрации производства и капитала и установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополизм - это исключительное положение одного из хозяйствующих субъектов, дающее возможность диктовать свою волю прочим субъектам, регулировать производство данного вида продукции и устанавливать господство на рынке.

Таблица 1.4

Формы конкуренции и  типы рыночных ситуаций

основные

 черты

Совершенная

конкуренция

Чистая

монополия

Олигополия

Монополистическая конкуренция

количество фирм на рынке

множество независимых

одна крупная

несколько крупных

достаточно много

тип

продукта

стандартизиро-

ванный

уникальный

стандартизиро-ванный

дифференциро-ванный

контроль над ценой

отсутствует

полный контроль

влияние ценового лидера

влияние ограничено

вход в отрасль

относительно

легкий

очень трудный

трудный

вход и выход возможны


 

В ряду рынков с монопольной  структурой особое положение занимают так называемые естественные монополии. В связи со значительной экономией  от масштаба производства и технологической  нецелесообразностью развития конкуренции  на рынке может существовать только один хозяйствующий субъект, удовлетворяющий спрос клиентуры и получающий прибыль. Рассредоточить производство на несколько предприятий нецелесообразно, так как это приведет к неоправданному росту затрат. Рынкам естественной монополии присущи все основные характеристики рынка монопольного типа. Однако способы воздействия государства на эти рынки (прежде всего установление цен и тарифов) будут отличными от тех, которые целесообразны по отношению к прочим монопольным предприятиям [12].

Следовательно, на рынках монополистической  конкуренции именно уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей — основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуг др.), местоположение и т.д.

 

2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНЦИИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

 

2.1 Анализ конкурентных рынков

 

Реально сложившаяся практика экономической жизни в мире показывает, что рынок и конкуренция - главный  механизм развития современной экономики, более мощный и действенный, чем любой иной фактор её движения. Эффективность функционирования рынка тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для её проявления. Конкуренция требует определённого, желательно оптимального сочетания экономических, технологических и социальных предпосылок. Нарушение этого условия затрудняет проявление конкуренции и даже сводит её на нет. Итог - застой в экономике, снижение её эффективности, возможное падение жизненного уровня населения страны.

Конкуренция - сердцевина современного рыночного механизма не только потому, что масштабы её проявления за последние  десятилетия неизмеримо выросли. Главное  в том, что конкуренция - это органичное свойство рынка, его неотъемлемая черта. Отсутствие «нормальной» конкуренции, её разрушительное либо, напротив, слабое проявление - чёткий индикатор явного неблагополучия на рынке, появления больших диспропорций в его развитии. К примеру, «дефицитный рынок» ведёт к устранению или сводит к минимуму конкуренцию между производителями за покупателей, одновременно вызывая конкуренцию между покупателями за товар. Постоянно действующий «дефицитный рынок» можно лишь с оговорками назвать рынком. Такой рынок - порождение определённой системы хозяйствования, в условиях которой связанный по рукам и ногам рынок не в состоянии выполнить свои классические функции [14].

В советской экономической  литературе наличие монополии и  конкуренции связывалось исключительно с капиталистической системой. Считалось, что они выступают её типичными и существенными признаками. В исследованиях советских учёных подчёркивались негативные стороны и последствия указанных явлений. В командной экономике существование монополии отрицалось, а конкуренция, как способ реализации предприимчивости, не признавалась. С середины 80-х годов ситуация резко изменилась. Переходная экономика требует действенных институтов и механизмов становления рыночных отношений, в системе которых монополия и конкуренция играют ведущую роль.

Рыночная конкуренция  в нашей экономике была устранена  с ликвидацией частной собственности. Тотальное огосударствление в советский  период привело к исчезновению рынка и товарного производства, ликвидации одного из исходных условий возникновения конкуренции - обособленности свободных производителей как собственников средств производства и произведённого продукта [6].

Что же всё-таки необходимо в нашей стране для нормального  функционирования рыночной экономики? В первую очередь - благоприятная конкурентная среда. Формирование конкурентной среды - сложный процесс с точки зрения практики и чёткости определения её содержания в экономической теории. Конкурентная среда может быть определена как исторически конкретная социально-экономическая структура общественного производства, особый тип социально-экономических отношений между субъектами и объектами. Она обеспечивает товарно-денежный обмен, организованный по законам товарного производства.

Конкурентная среда, как  и рыночная экономика в целом - не стихия и не анархия. В своей  основе она функционирует согласно строго рассчитанным целевым программам. Наличие такой среды характерно для рыночной экономики - особой фазы в развитии общественного производства. Известно, что не всякое товарное производство и рынок рождают рыночную экономику. Но всякая рыночная экономика базируется на высшем уровне развития товарно-денежного обращения.

Конкурентной среде предшествует становление конкуренции как  таковой, т.е. формы взаимоотношений  хозяйствующих субъектов в процессе реализации их индивидуальных интересов. При её отсутствии практически любой  товаропроизводитель, даже не занимающий господствующего положения на рынке, обладает монопольной властью, возможностью диктовать потребителям свои условия [5].

В нашей стране сложился особый тип монопольного хозяйства, не имеющий аналогов в мире. Причинами его появления были:

Информация о работе Понятие, сущность, роль конкуренции в развитии рыночной экономики