Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 18:01, реферат
Экономическая информация – совокупность сведений о социально-экономических процессах, служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сферах. Также под экономической информацией понимается информация, характеризующая производственные отношения в обществе.
9 Информационные системы управления
Информационные системы управления (ИСУ) представляют собой один из пяти основных видов компьютерных информационных систем. Их целью является удовлетворение информационных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений [5].
ИСУ используются при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с СЭОД. Система осуществляет поиск и обработку входных данных, поступающих из СЭОД фирмы и из ее окружения. В этих системах появляется возможность работы в запросно-ответном режиме за счет появления в их составе систем управления базами данных (СУБД). ИСУ выдает выходную информацию в виде управленческих отчетов, осуществляющих фильтрацию и агрегирование данных, представляемых в удобном для принятия решения виде. ИСУ не предназначены для использования в чисто автоматическом режиме. Все решения в нем принимает человек. Система может использоваться на любом уровне управления.
Структура ИСУ
Структуру ИСУ мы видим на рис. 4.3. База данных, построенная с использованием СУБД, содержит данные, поступающие из СЭОД организации и из окружения, а также информацию, поступающую только из окружения.
Рис. 4.3. Структура ИСУ [5]
Содержимое базы
данных при помощи соответствующего
программного обеспечения преобразуется
в периодические и специальные
отчеты, поступающие лицам, участвующим
в принятии решений в организации.
В отличие от СЭОД ИСУ не предназначена
для снабжения информацией
Информационные системы управления идеально подходят для удовлетворения идентичных информационных потребностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уровней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или специальных управленческих отчетов.
Виды отчетов, поставляемых ИСУ
ИСУ поставляют работникам фирмы следующие виды отчетов.
Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания (например, месячный анализ продаж компании). Специальные отчеты создаются, когда в компании произошло что-то незапланированное или по запросам управленцев.
Независимо от того, являются ли данные отчеты периодическими или специальными, они могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов:
11 Системы поддержки принятия решений
Определение (СППР). СППР представляют собой вид компьютерных информационных систем, помогающих управляющему в принятии решений, при решении плохо структурированных задач посредством прямого диалога с машиной с использованием данных, знаний и математических моделей [5].
СППР появились
усилиями американских ученых в конце
1970-х – начале 1980-х гг., чему в
значительной степени способствовало
широкое распространение
Отличительные особенности СППР. СППР характеризуется следующими отличительными особенностями:
Место СППР среди информационных систем. Информационную модель некоторой организации можно представить себе в виде иерархической модели, включающей в себя следующие три уровня (см. рис. 4.4):
На первом (низшем) уровне находятся СЭОД. В иерархии управленческих решений этот уровень соответствует уровню управленческого контроля, автоматизирующего документооборот в организации. Основными характеристиками СОЭД являются:
На втором (среднем) уровне, соответствующем уровню управленческого контроля, акцент переносится на процедуры обработки информации, выполняемые ИСУ. Указанная обработка обычно относится к планированию деятельности в таких функциональных сферах деятельности организации, как маркетинг, производство, финансы, бухучет, кадры. Основными характеристиками ИСУ следует считать:
На третьем (самом высоком) уровне управления, соответствующем стратегическому планированию, формируются наиболее важные решения организации. Используемые на этом уровне СППР (как будет ясно из дальнейшего, СППР могут использоваться на любом уровне управления) имеют следующие характеристики:
12 теристики экспертных систем
Экспертная система отличается от прочих прикладных программ наличием следующих признаков.
Экспертные системы отличаются и от других видов программ из области искусственного интеллекта.
Зачастую термин система, основанная на знаниях (knowledge-based system), используется в качестве синонима термина экспертная система, хотя, строго говоря, экспертная система — это более широкое понятие. Система, основанная на знаниях, — это любая система, процесс работы которой основан на применении правил отношений к символическому представлению знаний, а не на использовании алгоритмических или статистических методов. Таким образом, программа, способная рассуждать о погоде, будет системой, основанной на знаниях, даже в том случае, если она не способна выполнить метеорологическую экспертизу. А вот чтобы иметь право называться метеорологической экспертной системой, программа должна быть способна давать прогноз погоды (другой вопрос — насколько он будет достоверен).
Суммируя все сказанное, отметим — экспертная система содержит знания в определенной предметной области, накопленные в результате практической деятельности человека (или человечества), и использует их для решения проблем, специфичных для этой области. Этим экспертные системы отличаются от прочих, "традиционных" систем, в которых предпочтение отдается более общим и менее связанным с предметной областью теоретическим методам, чаще всего математическим. Процесс создания экспертной системы часто называют инженерией знаний (knowledge engineering) и он рассматривается в качестве "применения методов искусственного интеллекта" (см. [Feigenbaum, 1977]). Далее, в главах 2 и 3, мы более пристально рассмотрим отличие между общепринятым в программировании подходом к решению проблем и тем, который предлагается при проектировании экспертных систем.
В оставшейся
части этой главы мы рассмотрим следующие
вопросы. Сначала будут перечислены
четыре базовые функции, которые
реализуются в экспертных системах.
Эти функции здесь будут
13 Традиционные экспертные системы (ЭС) имеют лишь один механизм поддержки принятия решений – логический вывод, и лишь одно средство представления знаний – правила. В последнее время активно развивается новое поколение ЭС – гибридные экспертные системы (ГЭС). Для использования ГЭС в качестве средства поддержки принятия управленческих решений необходимо предусмотреть возможность учета характеристик лица, принимающего решения (ЛПР). Предлагается не использовать в системе единую жесткую схему логического вывода, а поддержку принятия решений осуществлять в соответствии с конкретной аналитической моделью пользователя.
При реализации подобных систем наиболее существенными являются следующие проблемы.
1. Экспертные
знания, а также информация, которой
оперирует ЛПР в процессе
2. Разумеется, качество
процесса принятия решения