Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 14:24, курсовая работа
Бюджетная линия показывает все возможные комбинации пары товаров или услуг, которые могут быть приобретены потребителем при данном уровне цен на товары или услуги и при фиксированной величине денежного дохода.
Потребительское предпочтение также может быть представлено графически в виде кривых безразличия. Кривые безразличия показывают множество потребительских пар, обладающие равной полезностью для потребителя и выбор среди которых бесполезен для потребителя.
Точка пересечения линии ограничения по бюджету и кривой безразличия называется равновесной точкой, которая показывает максимальный уровень удовлетворения потребностей потребителя при данной величине дохода.
Введение..........................................................................................................3-5
Глава1.Благо и потребительский выбор
1.1 Благо и его классификация…………………………………………...6-8
1.2 Основные постулаты теории поведения потребителей......................9
1.3 Общие принципы и предпосылки теории потребительского выбора…………………………………………………………………...............9-12
1.4 Методика оценки характера поведения потребителей………………13
1.5 Исследование мотиваций потребителя путем тестирования цен.......................................................................................................................14-16
Глава2.Теория и практика потребительского выбора
2.1 Кардиналистская теория потребительского выбора……………..17-21
2.2 Ординалистская теория потребительского выбора………………21-27
2.3 Полезность. Теория предельной полезности потребительского выбора………………………………………………………………………….27-30
2.4 Эффект замещения и дохода потребительского выбора……………31
2.4.1 Эффект замещения и дохода по Хиксу …………………….32-34
2.4.2 Эффект замещения и дохода по Слуцкому…………………34-35
2.5. Потребительский выбор и максимимизация полезности в нем……………………………………………………………………………36-40
2.6. Проблема бюджетных ограничений потребительского выбора………………………………………………………………………….40-41
Глава3.Проблемы потребительского выбора в экономике Украины
3.1 Территориальная дифференциация потребительского рынка Украины………………………………………………………………………42-44
3.2 Проблемы платежеспособности населения Украины.......
Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.
(2.9)
Бюджетное ограничение - это ограничение при выборе потребителем комбинаций благ, определяемое доходом потребителя и ценами благ.
Потребительский набор представляет собой комбинацию доступных потребителю товаров и услуг при его бюджетном ограничении.
Например, потребитель имеет 120 грн. в неделю на свои личные расходы. Предположим, что на эти деньги он обычно покупает беляши в столовой и книги в книжных магазинах города, где он живет и учится. При этом беляш стоит 10 грн, а книга - 20 грн. Каждый раз, тратя свои деньги, он должен решить, что купить, то есть сделать потребительский выбор. Даже в условиях такого ограниченного ассортимента благ у него есть несколько вариантов того, как потратить свои 120 грн. Назовем хотя бы четыре варианта.
Таблица 2.2. Потребительские наборы, доступные потребителю | |||||
Потребительские наборы |
Беляши (шт.) |
Книги (шт.) |
Общие расходы = доходу (грн.) | ||
кол-во |
расходы |
кол-во |
расходы |
||
A |
12 |
120 |
0 |
0 |
120 |
B |
8 |
80 |
2 |
40 |
120 |
C |
4 |
40 |
4 |
80 |
120 |
D |
0 |
0 |
6 |
120 |
120 |
Выбирая комбинацию А, потребитель покупает только беляши
(12 порций), а выбирая комбинацию D, он покупает
только книги (6 книг). Потребительские
наборы В и С включают не только беляши,
но и книги (соответственно 8 беляшей и
2 книги, 4 беляша и 4 книги). Каждый раз его
выбор ограничен ценами на блага и его
доходом (общие расходы). В целом бюджетное
ограничение означает равенство всех
расходов на приобретаемые блага доходу
потребителя.
расходы на беляши + расходы на книги =
доход.
Линия бюджетного ограничения показывает все максимально возможные комбинации благ, доступные потребителю.
Линию бюджетного ограничения можно сравнить с известной нам кривой производственных возможностей. По аналогии ее можно было бы назвать "кривой потребительских возможностей". Потребитель здесь также выбирает из максимально возможных наборов благ. Увеличивая покупки какого-то блага, он должен отказаться от какого-то количества другого блага, так как его ресурсы (доход) ограничены. Отказ от покупки определенного количества другого блага представляет собой альтернативные издержки потребителя. Например, если потребитель предпочтет потребительский набор В набору А, то его альтернативные издержки покупки одной книги будут равны двум беляшам.
Глава 3.Проблемы
потребительского выбора в Украине
3.1 Территориальная дифференциация потребительского
рынка Украины
Среди актуальных проблем украинской экономики выделяются проблемы формирования региональных потребительских рынков, обеспечения населения доброкачественными потребительскими товарами отечественного производства, улучшения структуры и динамики потребления. Решение этих проблем требует учета региональных особенностей потребительского рынка, обусловленных территориальной дифференциацией доходов и расходов населения, характером товарооборота и производства товаров, местными ресурсными возможностями. Выявление региональной специфики рынка потребительских товаров, особенностей и масштабов индивидуального потребления, анализ тенденций и закономерностей их развития как элементов системы рыночной организации национальной экономики имеют большое значение для разработки региональной политики государства.
Анализ территориальной дифференциации регионального потребительского рынка осуществляется в два этапа. На первом этапе проводится априорное формирование базы данных, на втором выполняются количественные операции с применением системы показателей.
Априорный анализ потребительского рынка убеждает в существовании устойчивой тенденции к усилению его территориальной дифференциации. Одним из проявлений этих процессов является возрастающая дифференциация населения по уровню доходов. Особенно заметны региональные различия. Результаты расчетов показывают, что в период с 1997 по 2000г. среднедушевые доходы в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Харьковской областях, в Севастополе и особенно в Киеве (почти в 2,5 раза - в 1997г., В 3.5 раза выше среднего уровня – в 2000г.) значительно превышают общий среднедушевой доход по Украине. Группа регионов, которые приближаются к среднему уровню, весьма нестабильна; например, Крым, Винницкая и Полтавская области по показателю «доходов в расчете на одного жителя» перешли в группу регионов с уровнем ниже среднего.
Методика оценки территориальной дифференциации включает также изучение специфики, условий и тенденций развития регионального потребительского рынка; для этого требуется, прежде всего, анализ сбалансированности спроса и предложения на основе сравнения динамики доходов и расходов населения в разрезе регионов, производства потребительских товаров и товарооборота за 1997-2000гг. На первый взгляд, доходы и расходы в этот период приблизительно равны. Так, в среднем по Украине доходы составляли: 1997г. – 988,7 грн., 1998г. – 1082,3; 1999г. – 1241,4; 2000г. – 1759,1 грн. Расходы соответственно составляли 946,6; 1062,4; 1194,4; 1695,7. Такое соответствие свидетельствует о достаточно высоком уровне сбалансированности. Но сравнение доходов и расходов по регионам обнаруживает определенные тенденции к нарушению этого, пусть и приблизительного, но равновесия. Например, наблюдается превышение расходов над доходами в 1997г. в 7 регионах (Волынская, Закарпатская, Одесская, Харьковская, Херсонская, Черновицкая области и г. Киев), в 1998г. – в 12 регионах (Крым, Винницкая, Волынская, Закарпатская, Львовская, Одесская, тернопольская, Харьковская, Херсонская, Хмельницкая, Черновицкая области и г. Киев), в 1999г. – в 8 регионах (Крым, Волынская, Закарпатская, Львовская, Одесская, Харьковская, Черновицкая области и г. Киев), в 2000г. – в 9 регионах (Крым, Волынская, Закарпатская, Львовская, Одесская, Харьковская, Херсонская, Черновицкая области и г. Киев). Если такое превышение приурочено к определенному году, то его можно объяснить влиянием случайных факторов. Но следует определить модальные регионы, где данная тенденция воспроизводится из года в год: Крым, Волынская, Закарпатская, Львовская, Одесская, Харьковская, Херсонская, Черновицкая области, г. Киев. Причем расхождение иногда достигает 25%. Например, в Киеве превышение расходов над доходами составило в 1997г. около 23%, в 1998г. – 14%, в 1999г. – 25%, в 2000г. – 13% . Такие тенденции, выявленные на основе данных официальной статистики, свидетельствуют о существенном влиянии теневой экономики на потребительский рынок. То есть часть доходов остается непродекламированной с целью уменьшения налогового давления. Сравнительный анализ позволяет определить масштабы и влияние этого «параллельного мира» на исследуемую систему в определенном периоде.
Методика оценки территориальной дифференциации регионального потребительского рынка предусматривает определение степени сбалансированности спроса и предложения на региональном уровне, со сравнением регионального производства товаров народного потребления и регионального товарооборота на основе объемных и качественных показателей. Анализируя динамику среднедушевого розничного товарооборота за 1997-2000гг., можно сделать вывод, что постоянно воспроизводится определенная тенденция к повышению территориальной дифференциации данного показателя. Эта тенденция получает проявление в том, что только в Днепропетровской, Запорожской, Харьковской областях и в г. Киеве в течение указанных 4х лет розничный товарооборот в расчете на душу населения был выше среднего уровня. В 2000г. в Киевской и в 1997г. – во Львовской областях данный показатель был ниже среднего, а в 1999 и 2000г. – в Полтавской, Черниговской областях и в г. Севастополе.
Постоянно воспроизводится также тенденция к сохранению региональной структуры товарооборота в исследуемом периоде. Так, наибольший удельный вес в розничном товарообороте имеет г. Киев (15,09%55 – 1997г.; 14,72 – в 1998г.; 15,28 – в 1999г.; 14,28 – в 2000г.) при значительном превышении общего среднего значения. За Киевом идет Донецкая область (приблизительно 10% в период с 1997 по 2000г.), причем среднедушевой показатель товарооборота ниже соответствующего общеукраинского показателя, и потому для характеристики уровня жизни в регионе следует рассмотреть во времени именно эти показатели в комплексе с относительными характеристиками. Далее идут Днепропетровская, Харьковская, Запорожская области, которые характеризуются превышением среднедушевых показателей товарооборота по сравнению с общеукраинскими. Анализ динамики производства потребительских товаров в расчете на душу населения по регионам свидетельствует: в течение данного периода в Винницкой, Киевской, Полтавской, Сумской, Харьковской, Хмельницкой, Черкасской, Черниговской областях и в г. Киеве этот показатель превышал средний уровень.
3.2 Проблемы платежеспособности населения Украины
Украина официально признает существование у себя бедности (июль 2002 года). Так, статистики отмечают более высокий уровень образования населения в Киеве и Севастополе, а самый низкий - в Донецкой и Луганской областях, замечая, что лучшее образование позволяет человеку найти лучшую работу. Наилучшей ситуация на рынке труда является в Киеве и Винницкой области, а наихудшая - в Волынской и Черновицкой областях.
Материальное благосостояние населения выше опять же в Киеве, средняя зарплата в столице составляет 548 гривен в месяц, а в Донецкой области (383 гривны в месяц), соответственно здесь более высоким является и уровень потребления, а наихудшая ситуация в Житомирской, Тернопольской и Хмельницкой областях, для которых характерным является получение части общей прибыли населения в натуральной форме.
Госкомстат сейчас переходит к оценке благосостояния граждан не по уровню доходов, а по уровню расходов, которые в Украине, как правило, на 40% превышают официальные прибыли населения. По ее словам, полной картины бедности в Украине статистики пока не имеют из-за отсутствия отдельных данных. В последний раз количество бедных подсчитывалось в 1999 году и составляло тогда 27,8% населения Украины.
Сравнительная характеристика потребительских цен в начале и середине 2003 года
На 2,8 процента снизились в августе 2003 года цены на продовольственные товары на потребительском рынке Украины, а на непродовольственные - существенно не изменились.
На потребительском рынке Украины в августе
цены на продовольственные товары в целом
снизились на 2,8.
Наиболее существенно (на 35,0-18,9%) подешевели
картофель, овощи и фрукты, на 9,9-0,5% снизились
в цене сахар, мука, крупы и бобовые, яйца,
макаронные изделия, хлеб и хлебобулочные
изделия. В то же время на 7,6-0,9% подорожали
мясо и птица, сливочное масло, табачные
изделия, животные жиры, колбасные изделия
и копчености, кондитерские изделия.
Индекс цен на непродовольственные товары
составил 100,0%. На 1,1-0,3% выросли цены на
автомобили и автотовары, перевязочные
материалы, мыло хозяйственное и туалетное,
синтетические моющие средства. В то же
время на 0,4-0,2% подешевели бензин, вычислительная
техника и металлическая посуда.
Цены (тарифы) на услуги выросли на 0,4%.
Наиболее (на 2,0-0,6%) подорожали услуги высших
учебных заведений, гостиниц, пансионатов,
плата за канализацию, ремонт предметов
личного пользования, техническое обслуживание
автомобилей.
Наибольшее повышение цен в августе зафиксировано
в добывающей промышленности (на 2,0%). При
этом в добыче неэнергетических материалов
цены выросли на 2,8%, энергетических - на
1,6%.
В обрабатывающей промышленности цены
повысились на 1,1%. Больше всего (на 2,0-0,9%)
выросли цены в металлургии и обработке
металла, производстве кокса и продуктов
нефтепереработки, древесины и изделий
из нее, транспортного оборудования, целлюлозно-бумажной,
полиграфической промышленности и издательском
деле, пищевой промышленности и переработке
сельхозпродуктов.
В производстве и распределении электроэнергии,
газа и воды цены снизились на 0,6%.
Размер минимальной заработной платы
90 грн. |
01.04.2000 – 30.06.2000 |
118 грн. |
01.07.2000 – 31.12.2001 |
140 грн. |
01.01.2002 – 30.06.2002 |
165 грн. |
01.07.2002 – 31.12.2002 |
185 грн. |
01.01.2003 – 30.11.2003 |
205 грн. |
01.12.2003 – 31.10.2004 |
(23)
Похоже, благосостояние нашего народа
постепенно растет. И даже обгоняет (по
данным Государственного комитета статистики)
рост цен в стране. К примеру, в июле средняя
зарплата увеличилась на 13 гривен - до
489 гривен 50 копеек. Напомним, что в июне
средний заработок в Украине составлял
476 гривен 16 копеек, а в начале года - январе
- 400 гривен 59 копеек.
Таким образом, в начале нынешнего года средней зарплаты (400 гривен 59 копеек) хватало на 267 килограммов самых дешевых макарон. А вот на среднюю зарплату в июле (489 гривен 50 копеек) можно было купить уже только 170 килограммов. Впрочем, к августу (когда, собственно, выплачиваются заработки за июль) цены на крупы и сахар несколько снизились. Но зато на 30-40 копеек подорожали яйца.
Традиционно самые высокие доходы были у финансистов: средняя зарплата в этой сфере составила 1127 гривен 32 копейки. На втором месте числятся транспортники и связисты - 704 гривни 75 копеек.
С июля государство увеличило оклады бюджетникам. В результате труд работников образования и здравоохранения стал оплачиваться несколько выше. Так, средняя зарплата у медиков выросла до 309 гривен 54 копеек (в начале года она составляла 228 гривен 40 копеек), а у педагогов - до 316 гривен 19 копеек (в начале года - 277 гривен 1 копейка). Самой низкооплачиваемой отраслью в нашей стране по-прежнему является сельское хозяйство: в июле средняя зарплата составила всего 220 гривен 2 копейки. Летом прошлого года средняя зарплата по стране превысила прожиточный минимум (хотя законодательство требует, чтобы прожиточный минимум превышала не средняя, а минимальная зарплата). С тех пор разрыв между этими социальными стандартами с каждым месяцем увеличивался. В июле средняя зарплата превышала прожиточный минимум для трудоспособного населения (365 гривен) более чем на 34 процента.