Предпринимательская среда зарубежного рынка. Характеристика деловой среды в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачами работы являются:
1) Определение понятия предпринимательство и предпринимательская среда.
2) Изучение методов анализа предпринимательской среды.
3) Изучение становления предпринимательства в других странах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………с.3 Глава 1 Предпринимательство и предпринимательская среда..……………......с.3
1.1 Предпринимательство и предпринимательская среда: понятие, содержание, основные черты. Виды предпринимательской деятельности.............................с.3
1.2 Предпринимательская среда и методы ее анализа...…………………….....с.10
Глава 2. Предпринимательская среда зарубежного рынка……………....…...с. 19
2.1.Особенности развития предпринимательства в России. Роль государствен-
ной поддержки в формировании предпринимательской среды………………с. 20
2.2. Проблемы формирования предпринимательской среды и направления их решения ………………………………………………………………..................с. 23
Глава 3 Характеристика деловой среды в Республике Беларусь.……………..с.26
3.1 Этапы становления и проблемы развития деловой среды в Республике Беларусь………………………………………………………...............................с.20
3.2 Современное управление элементами деловой среды……………….……с.35 Заключение..............................................................................................................с.37
Список литературы.................................................................................................с.39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 107.69 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО  «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

                    Кафедра мировой экономики      

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на  тему: Предпринимательская среда зарубежного рынка. Характеристика деловой среды в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент

ВШУБ, 4 курс, ВВБ-1                         Т.А.Лисовская

 

 

 

 

Руководитель                                                                                    Е.А. Мартинович

 

 

 

 

 

 

 

Минск

2012

 

Введение……………………………………………………………………………с.3 Глава 1 Предпринимательство и предпринимательская среда..……………......с.3

1.1 Предпринимательство и предпринимательская среда: понятие, содержание, основные черты. Виды предпринимательской деятельности.............................с.3

1.2 Предпринимательская  среда и методы ее анализа...…………………….....с.10

Глава 2.  Предпринимательская среда  зарубежного рынка……………....…...с. 19

2.1.Особенности  развития предпринимательства в России. Роль государствен-

ной поддержки  в формировании предпринимательской среды………………с. 20

2.2. Проблемы формирования предпринимательской  среды и направления их решения ………………………………………………………………..................с. 23

Глава 3 Характеристика деловой  среды в Республике Беларусь.……………..с.26

3.1 Этапы становления и  проблемы развития деловой среды   в Республике Беларусь………………………………………………………...............................с.20

3.2 Современное управление элементами деловой среды……………….……с.35 Заключение..............................................................................................................с.37

Список литературы.................................................................................................с.39

 

ВВЕДЕНИЕ  
Предпринимательство – одна из важнейших составляющих современной экономики. За последние десять лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности. Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, деловую среду Беларуси,  важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Переход к рыночной системе хозяйствования это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики. В этой связи выявление сущностных признаков и закономерностей развития предпринимательства имеет чрезвычайно важное значение. Цель работы - изучение факторов предпринимательской среды; методы анализа предпринимательской среды, способы ее регулирования; возможные перспективы и проблемы развития деловой среды в Республике Беларусь Задачами работы являются:

1) Определение понятия  предпринимательство и предпринимательская  среда. 

2) Изучение методов анализа  предпринимательской среды.

3) Изучение становления  предпринимательства в других странах.

4) Прогнозирование развития  деловой среды Беларуси.

 

Глава 1

Предпринимательство и предпринимательская среда

1.1 Предпринимательство и предпринимательская среда: понятие, содержание, основные черты. Виды предпринимательской деятельности.

Рыночные отношения порождают  у многих граждан естественное стремление иметь "свое дело", с помощью  которого они приумножат свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства.

Предпринима́тельство — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической  деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это как раз и создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать, развиваться.

          Можно выделить важнейшие отличительные черты предпринимательства.

Во-первых, это самостоятельность  и экономическая свобода деятельности. Любой предприниматель независим  в принятии решения по поводу организации  собственного дела в любой экономической  сфере (естественно, кроме запрещенной законом).

Во-вторых, деятельность предпринимателя  связана с риском и неопределенностью  успеха начатого дела. Поэтому такая  деятельность предъявляет жесткие  требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь  важны и грамотность, и знания, и умения, и характер.

В-третьих, важнейшей отличительной чертой предпринимательской деятельности является опора на инновации. Это творчески-поисковая деятельность инициативных людей, которые реформируют и революционизируют производство и другие сферы деятельности.

Инновационный характер предпринимательства  может и должен проявляться во всех сферах деятельности, ибо в  противном случае эту деятельность по всем критериям трудно причислить к истинно предпринимательской.

         Именно творчески-поисковый инновационный характер предпринимательства, его нацеленность на достижение принципиально новых результатов отличают этот тип экономического поведения от репродуктивных (рутинных, шаблонных) типов экономической деятельности.

Формула предпринимательства  проста: получение максимальной прибыли  при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в  успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается  рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения  спроса и предложения.  Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских  действий (не опоздать, вовремя уловить  изменяющийся спрос). Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать  конкуренцию, он непрерывно совершенствует технологию своего производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в  сфере его действия.

Таким образом, научное понимание  предпринимательства не сводится лишь к одной единственной функции - извлечение прибыли. Это многосложное понятие, многофункциональное явление. Эффективность  предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами  полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса (рыночной стоимости  предприятия). Предпринимательство, бизнес — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты. Может осуществляться юридическим  лицом или непосредственно физическим лицом. В Беларуси,  как и во многих странах, для ведения предпринимательской  деятельности физическому лицу требуется  регистрироваться в качестве индивидуального  предпринимателя.

Предпринимательство успешно  развивается при наличии определенных условий и факторов, в совокупности обеспечивающих формирование определенной предпринимательской среды. Предпринимательская среда - это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы и требующих принятие решений, направленных либо на их устранение, либо на приспособление к ним. Устойчивая предпринимательская среда характерна для процедурного бизнеса. Неустойчивость среды интуитивного бизнеса резко сужает возможности для получения предпринимателем прибыли и делает бизнес крайне рискованным.

Всю предпринимательскую  среду делят на две части: внутренняя и внешняя.

Внутренней  предпринимательской средой фирмы называются ситуационные факторы внутри самой фирмы. Внутренние факторы являются в основном результатом управленческих решений, но не все могут контролироваться с помощью управленческих решений. К внутренним факторам относят: цели, структуру, технологию и людей.

Под внешней  предпринимательской средой понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие, или могущие оказать на нее значительное влияние и поэтому требующие управленческих решений.

Выделяют  следующие категории факторов внешней  предпринимательской среды:         

Факторы прямого  воздействия

1. Макроэкономическое  состояние экономики:

  • уровень, структура предложения и спроса на товары;
  • структура избыток или недостаток рабочих мест;
  • объёмы структура доходов населения и фирм;
  • размеры доступность свободных денежных средств, уровень дохода на инвестиционный капитал, структура спроса и предложения на финансовом рынке.

2. Инфраструктура бизнеса - система институтов и их взаимосвязей с помощью которых бизнес получает возможность устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции:

  • производственная инфраструктура - транспортные средства, дороги, линии электропередач, связи и.т.д.;
  • рыночная инфраструктура - услуги по распределению, реализации, хранению, доставке товаров (оптовые и розничные продавцы, магазины, товарные биржи и система посредников, биржи труда т.д.);
  • финансовая инфраструктура - оказание финансовых услуг банки, кредитные, инвестиционные учреждения, страховые компании;
  • информационная инфраструктура - система учреждений оказывающих услуги по сбору и предоставлению специализированной информации консалтинговые, аудиторские, инжиниринговые фирмы; маркетинговые исследования юридические и т.д.). 

Факторы косвенного воздействия:

  • Политика государства

На условия  ведения предпринимательской деятельности большое внимание оказывают изменения в политике государства. Особенно важными являются налоговая, денежно-кредитная политика, политика поддержки предпринимательства и т.д.

  • Социально-культурная среда

К социальной инфраструктуре относят систему  образования, сложившиеся в экономике  модели поведения хозяйствующих  субъектов, образ жизни. Большую  роль играют также нравственные и  религиозные нормы, отношение населения  к работе и т.д.

  • Правовая среда

Правовая  среда также является важным фактором обеспечивающим условия функционирования предпринимательской деятельности. Она включает в себя: законы, регулирующие предпринимательскую деятельность; процессуальные механизмы реализации законов; особенности неформальных, традиционных норм права; особенности юридического сопровождения бизнеса. Стране под воздействием истории становления правовой системы складывается специфическая модель правовой инфраструктуры бизнеса.

Использование всех возможностей права, всего богатства  свойственных ему средств воздействия - серьезный резерв обеспечения выполнения экономических решений. Обязательными  условиями эффективности правовой среды являются ее единство, взаимная согласованность входящих в нее законов, подзаконных актов всех уровней, судебной и арбитражной практики, деловых обыкновений и правил делового. Последнее предполагает, что действующие законы должны обеспечивать возможность решения любого возникающего в практике вопроса в соответствии с общими положениями данной правовой системы.

Пробел, т.е. возможность под предлогом отсутствия правовой нормы решить вопрос не в соответствии (а иногда и в противоречии) с общими положениями системы, подрывает последнюю, открывает путь для нарушения её единства, внутренней согласованности.

К сожалению, становящаяся белорусская правовая система и противоречива и содержит пока еще много пробелов. Для роста ее эффективности очень важно поддерживать обычаи делового оборота, стремления предпринимателей и их объединений к собирательству и выработке практикой правил, отбору и своего рода кодификации тех из них, которые обладают качествами рациональных и справедливых.

 Технологическая среда - отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на предпринимательство (информационное пространство, обработка данных и т.д.)

Физическая  и географическая среда включает в себя параметры географического расположения бизнеса, особенности его доступа к природным и людским ресурсам.

Виды предпринимательской  деятельности и социально-экономический  тип предпринимателя в рыночной экономике чрезвычайно разнообразны, но все они имеют единый родовой  признак - стремление к коммерческому  успеху, к увеличению дохода. Многообразие предпринимательской деятельности и их правовых форм связано с различием  форм собственности, на базе которых  действуют предприниматели.

Информация о работе Предпринимательская среда зарубежного рынка. Характеристика деловой среды в Республике Беларусь