Предпринимательская среда зарубежного рынка. Характеристика деловой среды в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 09:28, курсовая работа

Краткое описание

Задачами работы являются:
1) Определение понятия предпринимательство и предпринимательская среда.
2) Изучение методов анализа предпринимательской среды.
3) Изучение становления предпринимательства в других странах.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………с.3 Глава 1 Предпринимательство и предпринимательская среда..……………......с.3
1.1 Предпринимательство и предпринимательская среда: понятие, содержание, основные черты. Виды предпринимательской деятельности.............................с.3
1.2 Предпринимательская среда и методы ее анализа...…………………….....с.10
Глава 2. Предпринимательская среда зарубежного рынка……………....…...с. 19
2.1.Особенности развития предпринимательства в России. Роль государствен-
ной поддержки в формировании предпринимательской среды………………с. 20
2.2. Проблемы формирования предпринимательской среды и направления их решения ………………………………………………………………..................с. 23
Глава 3 Характеристика деловой среды в Республике Беларусь.……………..с.26
3.1 Этапы становления и проблемы развития деловой среды в Республике Беларусь………………………………………………………...............................с.20
3.2 Современное управление элементами деловой среды……………….……с.35 Заключение..............................................................................................................с.37
Список литературы.................................................................................................с.39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 107.69 Кб (Скачать файл)

Со стороны  государства субъектам малого и  среднего бизнеса предусмотрено  оказание информационной, имущественной, финансовой и других видов поддержки.

Важную роль в решении этой задачи сыграли  Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», подписанный Главой государства 1 июля 2010 г.

Принят также  целый ряд законодательных актов, направленных на предоставление широкомасштабных льгот субъектам предпринимательства, находящимся и осуществляющим деятельность в сельских населенных пунктах, малых  и средних городских поселениях.

К настоящему времени в стране реализуется  комплекс экономических, законодательных  и организационных мер по стимулированию и поддержке деловой активности, которая, конечно, наиболее ярко проявляется в предпринимательской среде.  Малое предпринимательство с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» «представлено» в стране в двух формах: субъекты малого предпринимательства – юридические лица (микроорганизации с численностью работающих до 15 человек и малые организации с численностью работающих 16–100 человек) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).

В республике принята Государственная программа  поддержки малого предпринимательства  на 2010–2012 гг. Среди основных мер  по ее реализации, в частности, предусматриваются:

  • совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства; финансовая поддержка малого предпринимательства;
  • повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;
  • расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др. В 2011 году на реализацию Программы предусматривалось выделение около 45 млрд. руб.

Планируется, что в результате ее осуществления  темп роста численности занятых  в малом предпринимательстве, включая  индивидуальных предпринимателей, составит в 2011 году 113%, а в 2012 году –115%.

Основная  часть этих денег направляется на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства для реализации инвестиционных проектов путем предоставления за счет бюджетных средств льготных банковских кредитов, которые выделялись с процентной ставкой в размере не выше ставки рефинансирования, установленной Национальным банком. В 2010 году малому бизнесу Беларуси было предоставлено 22,2 млрд. руб. кредитов на льготных условиях.

  В соответствии  с программами господдержки малого  бизнеса предприниматели также  получают субсидии для возмещения  части процентов по банковским  кредитам. Они имеют также возможность  возмещать часть расходов на  выплату лизинговых платежей. Субсидируются  и расходы, связанные с выставочно-ярмарочной  деятельностью, либо организация  таких мероприятий. На основе  республиканской разработаны региональные  программы поддержки малого предпринимательства  на 2010–2012 гг.  

К настоящему времени в республике создана  и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. На начало февраля 2011г. в Беларуси действовали, например, 54 центра  
поддержки предпринимательства и 11 инкубаторов малого предпринимательства.

 Центры оказывают субъектам предпринимательства, гражданам, желающим начать свое дело (безработные, молодежь, женщины и др.), информационные и консультационные услуги по организации и ведению предпринимательской деятельности, содействуют в получении финансовых и материально-технических ресурсов, участию в выставках, ярмарках, налаживанию деловых контактов, продвижению производимой ими продукции на внутренний и внешние рынки, подготовке и обеспечению указанных субъектов квалифицированными кадрами, проводят маркетинговые исследования и др.

В 2010 году в  центры поддержки предпринимательства  по различным вопросам предпринимательской  деятельности обратились 68,6 тыс. человек.

Инкубаторы  малого предпринимательства действуют  в г. Минске и во всех областях республики за исключением Брестской. Деятельность инкубаторов направлена на создание условий для роста и развития субъектов малого предпринимательства, в том числе инновационного. Микро- и малым предприятиям, индивидуальным предпринимателям предоставляются в аренду помещения, офисное оборудование и иное имущество, оказываются информационные, консультационные услуги, содействие в поиске партнеров, получении финансовых ресурсов, внедрении в производство современных технологий и др. Субъекты малого предпринимательства размещаются в инкубаторе в соответствии с утвержденными положениями на конкурсной основе. В приоритетном порядке здесь получают место те из них, которые осуществляют производство энергосберегающей, импортозамещающей продукции, внедряют новые технологии.

Сеть центров  и инкубаторов малого предпринимательства  ежегодно увеличивается, что создает  необходимые предпосылки для  приобщения населения к предпринимательской  деятельности, развитию предприимчивости.

Государство в рамках Государственной программы  содействия занятости населения  создает необходимые условия  и возможности безработным гражданам  для раскрытия предпринимательских  способностей. Многие предприниматели, будучи безработными, прошли переобучение при центрах занятости, получили субсидии, ссуды, использовали в качестве первоначального капитала льготные государственные кредиты. В 2010 году 3 056 безработных организовали свой малый бизнес с использованием средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения. Всего же за 2006–2011 гг. количество безработных, которым оказано содействие в организации предпринимательской деятельности в виде субсидий (31,3 млрд. руб.), составило 14 139 человек. За этот же период обучение основам предпринимательской деятельности прошли 3 690 человек. В 2011 году предусматривается выделить более 11 млрд. руб. для предоставления субсидий 3 030 безработным.

В целях повышения  профессионализма, создания положительного имиджа предпринимателей и стимулирования деловой активности населения в  республике ежегодно, начиная с 1997 года, проводится республиканский конкурс  «Лепшы прадпрымальнiк года».

Конкурс проходит сначала  на областном, а потом на республиканском  уровне. Причем к нему допускаются  те представители малого бизнеса, деятельность которых соответствует необходимым  условиям (отсутствие за отчетный период задолженности перед бюджетом и  государственными внебюджетными фондами, случаев нарушения техники безопасности и привлечения к уголовной  или административной ответственности, соответствие среднемесячной заработной платы среднеобластному показателю).

Победители республиканского конкурса награждаются нагрудным знаком «Лепшы прадпрымальнiк года», дипломом и призом, лауреаты конкурса – дипломом «Лаўрэат конкурса “Лепшы прадпрымальнiк года”».

Участник  конкурса, признанный его победителем  в течение трех лет подряд, награждается также дипломом «Почетный предприниматель».

О создании в стране благоприятных условий  для развития малого бизнеса свидетельствуют  данные о росте числа субъектов  хозяйствования в этой сфере экономики. За 2008–2011 гг. количество субъектов малого предпринимательства – юридических лиц увеличилось на 33 027, или на 62%, а численность индивидуальных предпринимателей выросла на 40 019, или на 17%.Согласно информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 января 2011 г. в стране состоит на учете 86 194 субъекта малого предпринимательства – юридических лиц. За 2010 год количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7 559 (или на 9,6%).Численность индивидуальных предпринимателей на 1 января 2011 г. – 231 834 человека. По сравнению с 1 января 2010 г. она увеличилась на 12 229 человек (или 5,6%). Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2010 год достиг 21%, в том числе от юридических лиц – 18,4%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%.

На протяжении последних лет наблюдается положительная  динамика доли занятых в малом  предпринимательстве в общем  количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работали 20,4% от занятых в экономике.

В 2009 году удельный вес субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц в общем  объеме валового внутреннего продукта составил 11,4%. По итогам 2009 года количество субъектов малого предпринимательства  – юридических лиц, занятых в  торговле и общественном питании, достигло 42%. В промышленности сосредоточено 19,9% субъектов малого предпринимательства – юридических лиц, строительстве – 10,2%, транспорте – 8,4%, сельском хозяйстве – 3,3% от общего количества субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. 

Широкие возможности  для проявления деловой инициативы и предприимчивости открывает реализация Указа Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2007 г. № 108 «О некоторых мерах по вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемого государственного имущества» и Указа Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2008 г. № 113 «О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций». В данном случае предприниматели имеют возможность приобрести предприятие, неиспользуемое или неэффективно используемое государственное имущество за одну базовую величину по конкурсу, на аукционах или просто получить их в безвозмездное пользование.

Наиболее  активно эта работа велась в Могилевской  области, где на аукционах с установлением  начальной цены продажи, равной одной  базовой величине, продано 974 здания и сооружения коммунальной собственности, а 59 объектов передано в безвозмездное  пользование юридическим лицам  частной формы собственности. Привлечение  частных инвестиций в приватизированные  таким образом предприятия и  сооружения позволяло провести их модернизацию, наладить производство, создать новые  рабочие места.

В предпринимательской  среде предприимчивость и деловая  инициатива в значительной мере обусловлены наличием доступных финансовых ресурсов. Существенную финансовую поддержку представителям малого и среднего бизнеса оказывают коммерческие банки, которые в последние годы явно активизировали работу в этом направлении и проявляют своеобразную предприимчивость. К примеру, БПС-Банк в декабре 2010 г. подписал соглашение об открытии кредитной линии на финансирование малого и среднего бизнеса на 25 млн. долл. с Евразийским банком развития. В ближайшее время ОАО «БПС-Банк» планирует подписать соглашение с Европейским банком реконструкции и развития об открытии кредитной линии на 50 млн. долл. на финансирование малого и среднего бизнеса. Такого рода факты свидетельствуют об улучшении финансовых условий для проявления субъектами малого бизнеса предприимчивости и деловой инициативы.

Беларусь, как  известно, взяла курс на вхождение  в тридцатку стран с наилучшим  деловым климатом. На этом пути сделано  уже немало. Но еще больше, пожалуй, предстоит сделать. В отчете-исследовании «Ведение бизнеса – 2011», представленном мировой общественности Всемирным  банком и Международной финансовой корпорацией, приведены рейтинги 183 стран по национальным условиям ведения  бизнеса. По результатам указанного отчета Беларусь заняла 68-ю позицию (в 2008 году – 115-ю). В то же время Республика Беларусь находится на третьем месте  среди государств мира, которые добились крупнейших успехов в создании более  благоприятной деловой среды  для отечественных предпринимателей за последние пять лет. Иначе говоря, с точки зрения темпов преобразований в области бизнес-среды республика вышла на лидирующие позиции в мире, что является оптимистическим подтверждением реальности ее вхождения в ближайшей перспективе в тридцатку стран с лучшими условиями ведения бизнеса. Такая динамика не только укрепляет позиции малого и среднего предпринимательства, способствует развитию предприимчивости среди различных слоев населения, но и повышает привлекательность государства для международного бизнеса. В конечном итоге это способствует притоку зарубежных инвестиций и развитию инновационных видов производств.

Особая роль в улучшении условий  ведения бизнеса, раскрепощении  деловой инициативы и развитии предприимчивости отводится Директиве № 4. Данный документ программный. В нем предусмотрен комплекс мер по устранению сохраняющихся проблем на пути развития предпринимательской деятельности и созданию по существу безбаръерной деловой среды. К таким укрупненным направлениям совершенствования деловой среды отнесены:

1. Развитие добросовестной конкуренции независимо от форм собственности. Главная цель здесь – либерализация ценообразования. На реализацию этой цели и направлен Указ Президента страны «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь», подписанный 25 февраля. Им предусматривается сохранение государственного регулирования цен (тарифов) на отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее большое значение для обеспечения экономической безопасности страны, на продукцию организаций-монополистов, а также на социально значимые товары (услуги). Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, будут формироваться субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.

Указом исключена  необходимость представления экономических  расчетов юридическими лицами и индивидуальными  предпринимателями при определении  уровня применяемых ими цен (тарифов), за исключением регулируемых.

Информация о работе Предпринимательская среда зарубежного рынка. Характеристика деловой среды в Республике Беларусь