Предпринимательство как фактор производства. Мировой и российский опыт развития предпринимательской активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших социально-экономических задач, таких как создание рабочих мест, повышение конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Отметим, что малый бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса.

Содержание

Введение
Теоретические аспекты развития малого предпринимательства в России и зарубежном
История возникновения и развития предпринимательства в мире
Понятие и сущность предпринимательства
Участники предпринимательской деятельности в России
Предпринимательский риск
Анализ

Вложенные файлы: 1 файл

Предпринимательство как фактор производства.Курсовая.docx

— 97.71 Кб (Скачать файл)

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Основы экономики»

 

 

тема «Предпринимательство  как фактор производства. Мировой и российский опыт развития предпринимательской активности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Теоретические аспекты развития малого предпринимательства в России и зарубежном
    1. История возникновения и развития предпринимательства в мире
    2. Понятие и сущность предпринимательства
    3. Участники предпринимательской деятельности в России
    4. Предпринимательский риск
  2. Анализ
  3.  

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство — это самостоятельная деятельность, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке

Данная тема актуальная для  России на сегодняшний день, так  как переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно - экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Одним из важнейших направлений экономических реформ, способствующих развитию конкурентной рыночной среды, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, формирование широкого круга собственников является развитие малых форм производства.

Опыт ведущих стран  современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора  экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально  тащит за собой экономическое  и социальное развитие.

Малый бизнес в России играет большую роль в формировании стабильной рыночной структуры, развитии экономического сектора. Помимо этого малый бизнес выполняет большой ряд важнейших  социально-экономических задач, таких  как создание рабочих мест, повышение  конкуренции, что, в конечном счете, приводит к уменьшению безработицы, снижению цен. Отметим, что малый  бизнес развивает кредитование малого предпринимательства, способствует снижению процентных ставок по кредитам для бизнеса и улучшению качества банковского обслуживания, сервиса.

Задачи данной работы:

  • глубже охарактеризовать российский малый бизнес;
  • выделить основные проблемы;
  • понять причины препятствующие развитию малого бизнеса.

Объект исследования - предпринимательство.

Цель работы – на основе теоретических источников, а также  практического материала рассмотреть  отечественный и зарубежный опыт развития малого предпринимательства, проанализировать состояние малого предпринимательства в Российской Федераций, и предложить направления его развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– рассмотреть историю  развития российского и иностранного малого предпринимательства;

– охарактеризовать современное  состояние малого предпринимательства  в России и за рубежом;

– изучить систему государственной  поддержки и регулирования малого бизнеса в отечественной и  зарубежной практике;

– проанализировать состояние  и дать характеристику деятельности предприятий малого бизнеса в России;

– исследовать проблемы малого бизнеса в России;

– рассмотреть развитие малого бизнеса в России.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА  В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

1.1 История  возникновения и развития предпринимательства в мире

С точки зрения римских  юристов, «предпринимательством» считалось  занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем –  арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах [4, c.18]. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов» [5, с.7].

В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

Впервые экономическое определение  слова «предприниматель» появилось  во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним  понимался человек, берущий «на  себя обязательство по производству или строительству объекта».

Впервые научное определение  слова «предприниматель» появилось  в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной.

Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, то есть различной информацией и знаниями. А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства. А. Маршалл и его последователи считали, что предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность – есть не у всех.

До начала XVIII века государственной  поддержки предпринимательства  в России как таковой почти  не было.  Однако и тогда можно  было встретить интересные моменты. Так, с XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет. Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли  купцов-иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные товары в наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын-Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял направления внешнеторговой политики русского правительства. В нем предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со стороны крупных путем создания торговых компаний на комиссионных началах. Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу. Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех приграничных городах и на ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вырученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары.

Петр I не допускал полной монополии  частных лиц: «Регламент Мануфактур-коллегии»  имел специальный пункт - «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон [2, c. 12].

Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был  период с 1861 г. по 1917г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось  вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом  предшествующего внутреннего и  международного развития [10, с.34].

К началу реформ (1861г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ  с капиталом в 256 млн. руб., более  двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками  тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861г.) дала импульс по-настоящему широкому и  интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов  и заводчиков (1870г.). Получила бурное развитие ведущая в современном  рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

В 1861-1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом  примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом  порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем  промышленность ведущих европейских  держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860-1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

Российская промышленность развивалась в данный период главным  образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома (“товарищи”) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (“пайщики”) и участники акционерного общества (“акционеры”) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.

К концу XIX - началу XX в. ведущую  роль в промышленности Российской империи  стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. В  паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики  руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению  круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами  фирмы.

В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической  старости. В связи с этим история  развития российского предпринимательства  печальна. Прервавшись почти на 70 лет правления Советской власти, оно вряд ли может рассчитывать на возрождение. Надо строить систему  нового предпринимательства, соответствующую  современной рыночной системе. Однако нужно не забывать уроки истории, ведь осознание прошлых ошибок – важнейший момент в концепции управления

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно  назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства  из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений  о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. Во-вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В-третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду – как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов [6, с.29].

Период НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно

считать утверждение Советом  Труда и Обороны (СТО) «Основных  положений к восстановлению крупной  промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК  СССР 29.06.1927г. «Положения о государственных  трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической политики возрождение предпринимательской деятельности рассматривалось как вынужденная необходимость, отступление перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда ранее, были четко сформулированы: держать предпринимателей для своих целей. Но даже в этих условиях предпринимательство стало развиваться на всех уровнях. Четвертый этап в истории отечественного предпринимательства был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет – с конца 20-х годов до второй половины 80-х годов. Это был период безраздельного господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики предпринимательство практически было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого сектора экономики, предпринимательская деятельность в меньших масштабах и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.

Информация о работе Предпринимательство как фактор производства. Мировой и российский опыт развития предпринимательской активности