Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 00:44, курсовая работа
Объектом курсовой работы является ОАО «Полоцкий молочный комбинат». Предметом исследования является получение, увеличение и распределение прибыли промышленной организации.
Курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в условиях конкуренции, а также пути её увеличения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1) Изучение теоретических аспектов сущности, видов и функций прибыли.
2) Экономическая оценка прибыли и рентабельности организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………...
3
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………...
5
1.1 Сущность, виды и значение прибыли в условиях конкуренции...
5
1.2 Порядок образования и распределения прибыли в промышленности………………………………………………………...
10
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………..
2.1 Экономическая характеристика деятельности организации……..
2.2 Оценка динамики прибыли и рентабельности организации……..
2.3 Порядок распределения и использования прибыли в организации……………………………………………………………...
3 РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ ОРГАНИЗА- ЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫЩЕНИЯ ЕЁ КОНКУРЕНТНОСПОСОБ- НОСТИ………………………………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….
Учреждение образования
«Полоцкий торгово-технологический колледж»
Белкоопсоюза
Цикловая комиссия учетных и экономических учебных дисциплин
Дисциплина: Экономика организации
КУРСОВАЯ РАБОТА
Прибыль промышленной организации – основной показатель деятельности на примере ОАО «Полоцкий молочный комбинат»
Направление специальности 2-25 01 10 -01«Коммерческая
деятельность (экономическая деятельность и услуги)»
Полоцк 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ………………………... |
5 |
1.1 Сущность, виды и значение прибыли в условиях конкуренции... |
5 |
1.2 Порядок образования и распределения
прибыли в промышленности………………………………………… |
10 |
2 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………….. |
|
2.1 Экономическая характеристика деятельности организации…….. |
|
2.2 Оценка динамики прибыли и рентабельности организации…….. |
|
2.3 Порядок распределения и использования
прибыли в организации………………………………………………… |
|
3 РЕЗЕРВЫ И ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ
ОРГАНИЗА- ЦИИ С ЦЕЛЬЮ ПОВЫЩЕНИЯ ЕЁ КОНКУРЕНТНОСПОСОБ-
НОСТИ………………………………………………………………… |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………. |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… |
ВВЕДЕНИЕ
Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью. Прибыль представляет собой конечный финансовый результат, характеризующий производственно-хозяйственную деятельность всей организации, то есть составляет основу экономического развития предприятия. Этот показатель может дать ответ самому рынку о том, что действительно ли продукция востребована и получила ли развитие в данном сегменте.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно-методических систем обеспечения этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов ее анализа и планирования. Таким образом, становится понятно, что если у предприятия есть доход и прибыль, то предприятие работает, осуществляет свою деятельность и тем самым приносит доход государству в виде оплачиваемых налогов.
Так почему же прибыль так важна для организации, и как добиться её повышения? Этот вопрос мы и будем рассматривать в данной работе. Т.к. рыночная экономика хоть даже и в самое тяжёлое время, но всё-таки не стоит на месте, а постоянно развивается, то данный вопрос всегда актуален в наше время и почти каждый человек, который находится возле нас, интересуется им.
Объектом курсовой работы является ОАО «Полоцкий молочный комбинат». Предметом исследования является получение, увеличение и распределение прибыли промышленной организации.
Курсовая работа имеет целью изучить сущность прибыли, ее роль в условиях конкуренции, а также пути её увеличения.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1) Изучение теоретических аспектов сущности, видов и функций прибыли.
2) Экономическая оценка прибыли и рентабельности организации.
3) Выявление путей увеличения прибыли организации с целью повышения её конкурентоспособности.
При выполнении курсовой работы использованы следующие методы исследования: методы теоретического и экономического анализа, метод сравнительного анализа, метод классификаций и др.
Методологической основой написания курсовой работы послужили законодательные и нормативные документы, действующие в Республике Беларусь, а также специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов, информация о деятельности организации ОАО «Полоцкий молочный комбинат».
Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ПРИБЫЛИ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
1.1 Сущность, виды и значение прибыли в условиях конкуренции.
Прибыль - одна из важнейших экономических категорий рыночной экономики, может быть, самой важной, так как прибыль является целью предпринимательской деятельности, ее смыслом. Прибыль является основным оценочным показателем хозяйственной и коммерческой деятельности организации. Прибыль всегда определяется в стоимостной форме.
В условиях рыночных отношений организация должна стремиться если не к получению максимальной прибыли, то, по крайней мере, к тому объему прибыли, который позволял бы ему не только прочно удерживать свои позиции на рынке сбыта товаров и оказания услуг, но и обеспечивать динамичное развитие производства в условиях конкуренции. Прибыль, с теоретической точки зрения, представляет собой сложное и неоднозначное понятие. В мировой науке до сих пор существуют разные подходы в трактовке ее происхождения и сущности.
Подходы к сущности исследуемого понятия «прибыль» представлены в виде информационной таблицы 1.1
Таблица 1.1 - Подходы к определению сущности понятия «Прибыль»
Название литературного источника, автор, год |
Определение |
Финансы предприятий: учеб. Пособие/Н.Е. Заяц Ф., 2005 г. |
Прибыль - это экономическая категория, которая отражает доход, созданный в сфере хозяйственной деятельности [1, с.113]. |
Экономика предприятия. Краткий курс/А.И. Ильин., 2008г. |
Как экономическая категория прибыль представляет собой чистый доход, созданный в сфере материального производства, а на уровне организации чистый доход принимает форму прибыли [2, с.205]. |
Экономика предприятия: учеб. Пособие/Г.З. Суша., 2003 г. |
Прибыль является обобщающим показателем деятельности организации. Как экономическая категория она свидетельствует о превышении доходов над текущими расходами [3, с.265]. |
Экономика предприятия. В 2 ч. Ч. 2: учеб. Пособие/ А.С. Головачёв, 2008 г. |
Прибыль выступает как избыток общего денежного дохода над совокупными затратами на производство и реализацию продукции, т.е. над себестоимостью [5, с.426]. |
Экономика предприятия: учеб пособие/Л.Н. Нехорошева, 2005 г. |
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности [6, с. 261]. |
Ресурсы удалённого доступа | |
Политическая Экономика,2014 г. |
Прибыль - это разница между общим доходом (валовой выручке) организации от реализации продукции и совокупными затратами на ее производство [4]. |
Википедия, 2014 г. |
Прибыль - положительная разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг [8]. |
Анализ прибыли предприятия, 2014 г. |
Прибыль — это важнейший качественный показатель эффективности деятельности организации, характеризующий рациональность использования средств производства, материальных, трудовых и финансовых ресурсов [9]. |
Примечание: собственная разработка на основе изучения специальной экономической литературы
Обобщив подходы, встречающие в литературе можно сделать определение: прибыль – это отдел экономической категории, который является важнейшим обобщающим показателем эффективности деятельности организации и представляет собой разницу между общим доходом организации от реализации продукции и совокупными затратами на ее производство.
Наиболее известные роли прибыли в деятельности хозяйственного субъекта, по мнению Н.А. Алексеенко, являются:
1)Прибыль - основная цель деятельности предприятия.
2)Прибыль - главный источник собственных средств любой организации как для текущей деятельности (чистые активы), так и для развития производства (инвестиции) и других собственных нужд.
3)Прибыль
- главный структурный элемент
собственных финансовых
4)Прибыль - главный источник спасения организации от банкротства.
5)Прибыль
обеспечивает реализацию
6)Прибыль - финансовый источник решения экологических проблем.
7)Прибыль
- индикатор отраслевого
8)Прибыль
- важнейший источник
Сущность прибыли можно проявить и в ее функциях (см. рисунок 1.1). Как экономическая категория прибыль выполняет результативную, стимулирующую и финансирующую функции.
Рисунок 1.1- Характеристика функций прибыли [6, с.262].
Нами была изучена классификация прибыли, предложенным Н.А. Алексеенко, которую представили в виде таблицы 1.2
Таблицы 1.2- Классификация прибыли организации
Признак |
Вид |
1.По
видам хозяйственной |
1.1.Прибыль
в результате реализации 1.2.Прибыль вследствие 1.3.Прибыль от |
2.По составу формирующих элементов |
2.1.Маржинальная прибыль 2.2.Валовая прибыль 2.3.Прибыль от реализации 2.4.Прибыль отчётного периода 2.5.Брутто прибыль 2.6.Прибыль чистая |
3.В
зависимости от характера |
3.1.Прибыль в результате обычной (традиционной) деятельности 3.2.Прибыль вследствие |
4.По характеру налогообложения |
4.1.Налогооблагаемая прибыль 4.2.Льготируемая прибыль |
5.По характеру отображения в учёте |
5.1.Бухгалтерская прибыль 5.2.Экономическая прибыль |
6.По характеру использования |
6.1.Капитализируемая прибыль 6.2.Потребленная прибыль |
7.По характеру инфляционно очистки |
7.1.Номинальная прибыль 7.2.Реальная прибыль, т.е. прибыль, скорректированная
в соответствии с темпом |
8.По степени использования |
8.1.Нераспределённая прибыль 8.2.Прибыль к распределению |
9.По достаточности уровня |
9.1.Минимальная прибыль 9.2.Нормальная прибыль 9.3.Максимальная прибыль |
Примечание: собственная разработка на основе изучения специальной экономической литературы
Таким образом, из изложенного можно заключить, что с точки зрения получения экономических выгод прибыль организации состоит из двух главных компонентов:
Для оценки работы организации недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает хорошо. Многие торговые субъекты хозяйствования, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют разные объемы продаж, разные затраты. Поэтому для определения эффективности произведенных затрат необходимо использовать относительный показатель – уровень рентабельности. Прибыль и рентабельность – тесно взаимосвязанные понятия, но не тождественные по своим аналитическим возможностям. Показатели рентабельности бывают трех видов. Первые характеризуют окупаемость издержек производства или инвестиционных проектов. Вторые – рентабельность продаж. Третьи – доходность капитала или его части [10].
Прибыль и рентабельность организации – это показатели, которые отражают результат деятельности вашей компании. К чему привела ваша работа? Оправдывает ли себя ваш бизнес и приносит ли достаточную прибыль? Чтобы оценить общее финансовое состояние вашей организации, требуется провести анализ прибыли и рентабельности. Рентабельность наиболее полно характеризует итоги деятельности компании. Она отражает важную информацию о том, с какой отдачей были использованы ресурсы компании. Рентабельность широко применяется при определении уровня инвестиционной привлекательности компании, а также в ходе ценообразования. Можно сказать, что именно показатели прибыли и рентабельности могут лучше всего рассказать о финансовых результатах деятельности компании. Чем они лучше, тем эффективнее бизнес, тем сильнее его финансовая устойчивость.
1.2 Порядок образования и распределения прибыли в промышленности
Эффективность политики управления прибылью организации определяется результатами ее формирования и характером распределения.
Финансовый результат деятельности организации складывается из суммы финансовых результатов:
- от реализации продукции, работ, услуг;
- операционных доходов и расходов;
- внереализационных доходов и расходов.
Соответственно этим направлениям формируется прибыль: