Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 22:08, доклад
Современная рыночная экономика не может существовать без государственной хозяйственной деятельности. Классики экономической теории, такие как А. Смит, Д. Рикардо, считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т. е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929—1933 гг. кризис капиталистической экономики обозначил конец периода свободного предпринимательства, показал неспособность рыночной системы развиваться без вмешательства государства. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики теоретически доказал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1946). Эта теория получила практическое применение в экономике США (в 50-е годы) и принесла определенные положительные результаты в хозяйственной деятельности. В дальнейшем теория государственного регулирования Кейнса легла в основу экономической политики почти всех развитых капиталистических стран.
Рассмотренные причины вмешательства государства в экономику, одновременно определяют и его основные цели. Регулирование государством рынка (частного капитала) направлено на достижение следующих экономических целей:
1. Экономический рост. Эта цель предполагает увеличение объемов производства материальных благ, улучшение их качества, обеспечение более высокого уровня жизни.
2. Экономическая эффективность. Эта цель требует получения наибольших (наилучших) результатов при минимальных затратах имеющихся ограниченных производственных ресурсов.
3. Полная занятость трудоспособного населения. Реализация этой цели позволит обеспечить всех, кто может и желает работать, занятием (рабочим местом) в соответствии с их потребностями и квалификацией.
4. Стабильный уровень цен. Значительное повышение или снижение общего уровня цен дестабилизирует экономику в целом, возникают напряжение, различного рода сложности в экономической деятельности (инфляция и дефляция), которых крайне важно избегать.
5. Экономическая свобода. Предприниматели, хозяйствующие субъекты рыночной экономики должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.
6. Справедливое распределение доходов. С позиции рыночной экономики доходы, полученные в результате конкурентной борьбы, справедливы. Принцип: «На равный капитал — равная прибыль» действует как тенденция. Уравнительное распределение недопустимо. В то же время ни одна группа граждан в цивилизованном обществе не должна пребывать в нищете, когда другие купаются в роскоши.
7. Экономическая обеспеченность. В обществе, к сожалению, существуют хронически больные, нетрудоспособные, престарелые и другие иждивенцы. Необходимо обеспечить их нормальное существование за счет средств государственного бюджета и различных социальных и благотворительных фондов.
8. Торговый баланс. Предполагается поддержание разумного соотношения экспорта и импорта внешней торговли национальной экономики, а также баланс международных финансовых сделок.
Этот перечень можно дополнить и другими целями, например улучшением охраны окружающей среды и т. д.
Анализ перечисленных
целей позволяет отметить, что
некоторые из них могут противоречить
другим или взаимно исключать
друг друга. Например, экономический
рост и полная занятость могут
вызвать повышение цен и
Выработка конкретных программ
достижения крупных экономических
целей общества лежит в основе
экономической политики того или
иного государства. Эти цели реализуются,
если государство (правительство) выполняет
как минимум следующие экономич
1) создание правовой базы и общественной атмосферы, способствующей нормальному функционированию рынка;
2) защиту конкуренции;
3) производство социально значимых товаров (услуг);
4) защиту населения от вредных побочных последствий предпринимательства;
5) перераспределение доходов и ресурсов
6) стабилизацию экономики.
Методы государственного воздействия на экономику
Методы государственного регулирования экономики - специфические для государства как общественного института способы достижения поставленных целей.
Все методы государственного регулирования можно разделить на две основные группы - административные, базирующиеся в основном на элементах принуждения, ограничения экономической свободы субъектов, и экономические, ориентированные на включение механизмов их личной заинтересованности, хотя все методы, будучи способами государственного воздействия, реализуются посредством ряда административных актов. Сразу следует отметить, что оптимальное соотношение между административными и экономическими методами определить очень сложно. Ясно, что в основе такой пропорции важнейшим будет тот же принцип экономической выгоды (но не только он): если административные способы оказываются эффективнее, следует отдавать предпочтение им, если экономические - надо пользоваться именно ими, хотя расчеты подобного рода непросты. В целом, поскольку современная смешанная экономика базируется именно на рынке, то государство в первую очередь ориентировано на использование инструментов экономического характера, в большей степени гарантирующих фундаментальные ценности демократического общества, в первую очередь экономическую свободу.
Существуют следующие способы воздействия на экономику.
Во-первых, это правовая система.
Государство посредством
Вторым методом
В-третьих, государство в
своей экономической
В-четвертых, следует признать чрезвычайно высокую значимость направлений, способов расходования бюджетных средств государством. Размеры выделяемых финансовых средств отраслям, регионам, сферам непроизводственной и социальной деятельности в очень значительной степени могут содействовать их развитию либо, наоборот, свертыванию. Государственные расходы могут вызывать экономический рост, либо сдерживать его, ускорять НТП и структурную перестройку экономики, либо приводить к деиндустриализации при значительных дефицитах бюджета, содействовать прорывам в мировую экономику, либо консервировать отсталость национальной экономики. И здесь очень важно вспомнить о приоритетах целей экономической политики, так как размеры государственных расходов ограничены, а дефицит бюджета следует поддерживать в разумных пределах - 5 - 6% ВВП.
Следующим инструментом государственного регулирования является денежно-кредитный механизм: воздействие на экономику посредством изменения учетной ставки процента, норм обязательных резервов и операций на открытом рынке. Влияние на экономику в данном случае оказывается через деньги - своеобразную кровеносную систему экономического организма. Такое воздействие осуществляется, прежде всего, в целях достижения стабильности цен, поощрения инвестиций, антициклического регулирования, стабилизации платежного баланса и др.
Необходимость форсирования экономического роста создала также такой специфический инструмент государственного воздействия на экономику (на воспроизводственный процесс), как ускоренная амортизация оборудования, способствующая быстрому обновлению техники и создающая дополнительный спрос.
В современной смешанной экономике весьма распространены и успешно применяются методы прогнозирования и индикативного планирования, а также программирования экономики. Они позволяют сконцентрировать усилия частного бизнеса и государства для реализации каких-либо значимых для национальной экономики целей и выполнения крупных программ (региональных, структурных, научно-технических, отраслевых, внешнеэкономических). Планы и программы, как правило, имеют долгосрочный характер, не являются директивными, но обладают высокой степенью эффективности, поскольку опираются на весь комплекс мер стимулирующего характера, осуществляемый государством.
Особо следует отметить специфические методы регулирования государством внешнеэкономических связей. Это и воздействие на валютный курс и платежный баланс (например, валютные интервенции, операции с золотом, таможенная политика), и международные договоры и соглашения, касающиеся движения товаров, капиталов, рабочей силы, валютных отношений, международной интеграции.
Приведенная классификация инструментов вмешательства государства в экономику, конечно, весьма условна. Из отмеченных методов первые два относятся преимущественно к прямым административным способам, а остальные - в основном к экономическим. Данный перечень, естественно, неполон как в смысле широты, так и глубины охвата данной проблемы. В первом случае можно было бы отметить и другие методы воздействия государства - например, методы военной экономики, а также способы, опосредуемые иными сферами общественной жизни - через культуру, общественную идеологию и психологию, религию и пр. (известно, что влияя на общественное сознание, государство может содействовать либо пресекать нежелательные процессы и чисто экономического характера - допустим, подавлять инфляционные ожидания граждан). Во втором случае речь идет о возможной и необходимой конкретизации методов регулирования. Частично этот пробел в анализе восполнен в предыдущих главах, но в более полной мере знакомство с такими методами возможно уже только за пределами учебного курса собственно экономической теории - либо в других учебных дисциплинах, либо с помощью специальных трудов научного, методического и нормативного характера.
В заключение следует отметить, что все методы как прямого, так и косвенного воздействия фактически интегрированы в рыночный механизм и являются элементами сложнейшей системы смешанной экономики и потому неизбежно взаимодействуют друг с другом. При этом сама сложность системы не позволяет в полной мере проследить и учесть все существующие возможные прямые и обратные связи. В силу этого методы регулирования (так же, как и цели, о чем сказано выше) в принципе могут противоречить друг другу, что весьма часто и обнаруживается на практике (например, несоответствие между принятыми законами и их финансированием).
Противоречивость между
целями и между инструментами
государственного воздействия на экономику,
а также целей и инструментов
между собой заставляет обратиться
специально к проблемам государственного
регулирования экономики. При этом
обнаружится и ряд других, неизвестных
пока моментов. Одновременно станет более
понятна и неоднозначность
Во многих трудах дается "стандартное" объяснение государственного вмешательства в экономику. В качестве стартовой точки берется поведение экономики при почти полном отсутствии правительства, т.е. при абсолютно свободной рыночной экономике. Применительно к реальной экономической жизни возможное и необходимое вмешательство государства определяется по отклонениям от ситуации идеального рынка. Логика здесь обычно такова. Допустим, существует полный набор рынков, и в экономике действует совершенная конкуренция, складывается равновесие между спросом и предложением. В результате достигается положение, когда никто не может повысить свое благосостояние, не ухудшив благополучие кого-то другого. Это называют достижением "эффективности по Парето"'. Предположим также, что индивидуумы всегда лучше, чем правительство, знают, что принесет им удовлетворение. Отсюда логически конструируется предположение, что государственное вмешательство на основе избранного принципа эффективности не является необходимым. В природе не существует "совершенных" рынков, вследствие чего и приходится прибегать к мерам внешнего подрегулирования. Дело в том, что регулирование экономики государством и другими общест-венно-политическими институтами выступает органической предпосылкой самой возможности устойчивых экономических, в том числе рыночных отношений. Государственные интересы и сам фактор государства непременно присутствуют в функционировании рыночной экономики на всех этапах ее существования и развития в более или менее зрелом виде. Это с очевидностью демонстрирует вся современная практика как высокоразвитых, так и развивающихся стран. В научных публикациях приводятся весомые аргументы, обосновывающие важность государственного регулирования для успешного функционирования рыночных хозяйственных систем.
В заключении можно выделить следующие основные причины для государственного вмешательства: 1) отсутствие в реальности совершенной конкуренции; 2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия; 3) необходимость общественного перераспределения благ в соответствии с факторами, неподвластными рынку; 4) отсутствие многих видов рынков в достаточно развитом виде (например, фьючерсных и страховых); 5) наличие внешних факторов (экстерналий), требующих компенсационных действий; 6) существование значительных сфер, связанных с созданием и потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная наука и т.п.); 7) разграничение "достойных потребностей" и тех, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, наркотики и др.).
Конкретные механизмы
государственного регулирования национальной
экономики определяются не только общими
устоявшимися в мире закономерностями,
но и характером, особенными чертами
экономики страны. В этом плане
российская экономика как объект
регулирования отличается рядом
специфических особенностей. Об этом
говорят уникальные пространственные
масштабы российской экономики. Крайне
неразвита специфически рыночная инфраструктура,
особенно в части инфраструктурного
оснащения рыночных отношений на
периферии. Имеется огромная дистанция
в уровне экономического и социального
развития между меньшинством регионов,
получившим название "доноров", и
остальной частью страны. Россию отличает
уникальная сложность природно-
Информация о работе Причины государственного вмешательства в экономику