Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа
При переходе к рыночным отношениям страны с переходной экономикой, в том числе и Беларусь, столкнулись с проблемами бедности, безработицы и т.п. Появилась потребность в пересмотре социальной защиты в целом, а социальная политика стала главным приоритетом государства с целью обеспечения достойного уровня и качества жизни каждого гражданина. Так, в Республике Беларусь наряду с необходимостью решения проблем реформирования системы социальной защиты, обострились проблемы финансирования обязательств государства по пенсиям и социальной помощи.
2. По способу управления.
Социальное страхование должно
управляться на принципах
3. По основаниям предоставления.
Обеспечение по социальному
Классификация форм социальной защиты:
1. В зависимости от роли субъекта получателя. Социальная защита может быть активной и пассивной. Активная социальная защита предполагает активную позицию субъекта получателя, напр., в виде трудоустройства. Если не удается чела трудоустроить, то назначается пособие по безработице.
2. По способу учета
и компенсации социального
3. По субъектному составу:
государственная,
4. В зависимости от
основания предоставления: договорные
и недоговорные формы
5. В зависимости от
степени охвата субъектов
Экономические источники социальной защиты:
- средства налогоплательщиков (государственный бюджет);
- страховые средства работодателей и работников;
- общественная и частная благотворительность.[1, стр.36-44]
Итак, социальная защита – это система мер государства для обеспечения социальных прав человека в ситуации социального риска (беременность, материнство, болезнь, инвалидность, старость, безработица, потеря кормильца, ЧС и т.д.). Важнейшей задачей социальной политики является адресная социальная поддержка со стороны государства слабозащищенных слоев, которые имеют право на социальную помощь. Кроме того, чтобы определить количество бедных используется черта бедности, в РБ такой чертой является бюджет прожиточного минимума – это критический уровень жизни, который правительство должно гарантировать своим гражданам.
3. Особенности социальной защиты населения в Республике Беларусь.
В Республике Беларусь целью социальной политики является обеспечение устойчивого роста уровня и качества жизни населения и сокращение бедности. В процессе трансформационного перехода по сравнению со многими другими странами, вставшими на путь рыночных преобразований, Беларуси удалось не допустить значительных негативных явлений в социальной сфере, связанных с безработицей, резким расслоением населения по уровню доходов, снижением доступности услуг здравоохранения и образования и др.
В рамках выбранной страной
социально ориентированной
Активная социальная политика и очевидные успехи в экономике позволили Беларуси занять согласно данным, рассчитываемым ООН, самое высокое место среди стран СНГ по индексу человеческого развития, учитывающему уровень жизни населения, его образованность и продолжительность жизни.
Государство рассматривает социальное партнерство как важнейший механизм регулирования трудовых отношений и денежных доходов населения. На принципах такого партнерства и взаимодействия сторон (статья 14 Конституции), которые отвечают международным правилам, осуществляется взаимодействие профсоюзов, нанимателей и государственных органов управления.
Состав сторон и их
представителей, а также порядок
переговоров на разных уровнях и
стадиях социального
Представителями сторон, выражающими их интересы, являются:
от имени работников — органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или иные организации, представляющие интересы работников;
от имени нанимателей — руководители предприятий и организаций независимо от формы собственности или другие уполномоченные лица; полномочные органы объединений нанимателей, иные уполномоченные нанимателями органы;
от имени государства — Совет Министров, уполномоченные им органы государственного управления, а также органы государственной власти на местах (область, город, район).
Соглашения заключаются на республиканском (Генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (коллективные договоры) уровнях. На обсуждение выносятся преимущественно следующие вопросы:
1. механизм регулирования оплаты труда и ее размер, индексация доходов населения;
2. улучшение условий охраны труда, экологическая безопасность; продолжительность рабочего времени и времени отдыха, отпуска;
3. занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
4. социальная защита — пенсионное обеспечение, помощь безработным, инвалидам и малообеспеченным слоям населения;
5. организация взаимоотношений между представителями нанимателей и работников.
В республике создан и функционирует Национальный совет по трудовым и социальным вопросам. В областях, отраслях, городах и районах действуют согласительные комиссии по трудовым и социальным вопросам, на предприятиях — комиссии по коллективным переговорам. Урегулированием коллективных трудовых конфликтов занимается Республиканский трудовой арбитраж. Гарантом соблюдения конституционных прав социальных партнеров является Конституционный суд Республики Беларусь.
Политика в области
регулирования доходов
Основные положения, задачи и подходы к совершенствованию оплаты труда в отраслях народного хозяйства были заложены в Концепции реформы оплаты труда, одобренной Советом Министров в октябре 1991 г. С января 1992 г. введены в действие Единая тарифная сетка работников Республики Беларусь и рекомендации по ее применению, которые постоянно совершенствуются. С введением Единой тарифной сетки учреждения и организации социальных отраслей бюджетной сферы и предприятия внебюджетного сектора экономики были поставлены в равные условия по ставкам (окладам) оплаты труда специалистов.
В основу механизма управления
заработной платой положен также
принцип сочетания
Предусмотренная законом минимальная продолжительность оплачиваемого отпуска составляет 24 дня при пятидневной рабочей неделе. Государственное социальное страхование распространяется на всех работников.
В настоящее время вопросы найма и увольнения, режима труда и отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, вопросы социального развития коллектива регулируются также коллективным договором и индивидуальными трудовыми договорами (контрактами) с работниками, которые, в свою очередь, регулируются государственным законодательством.
Целью законодательной базы Республики Беларусь по социальной защите являются недопущение снижения жизненного уровня населения, и, прежде всего, наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидов, многодетных и неполных семей), повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на защиту населения.[21]
Основополагающую роль в социальной политике играет закон Республики Беларусь «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), в котором закреплена система государственного социального страхования как основная форма социального обеспечения граждан. В ней определено место пенсий и пособий.[5]
К базисным для социальной сферы относится также закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» (1999 г.), который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума, его использования при формировании и реализации государственной политики регулирования уровня жизни, а также при осуществлении мер социальной защиты населения.
Законом Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» установлена правовая основа определения прожиточного минимума и его использования. Бюджет прожиточного минимума представляет собой стоимостную величину минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы. Он рассчитывается в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам, и ежеквартально утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.[7]
Бюджет прожиточного минимума как социальный норматив используется для анализа и прогнозирования уровня жизни населения; оказания государственной социальной помощи малообеспеченным гражданам (семьям); обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2008 г. № 1628 утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2008 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2008 г. по 31 января 2009 г.:
в среднем на душу населения – 223660 руб.;
для трудоспособного населения – 245270 руб.;
для пенсионеров – 195780 руб.;
для студентов – 233870 руб.;
для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 265100 руб.;
для детей в возрасте до 3 лет – 191470 руб.
Структура бюджета
прожиточного минимума в
продукты питания – 53,3 %;
плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 15,9 %;
предметы гардероба – 15,5 %;
бытовые и транспортные услуги – 6,9 %;
товары бытового и хозяйственного назначения – 3,2 %;
взносы и платежи – 3,0 %;
предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,0 %
На социальное обеспечение, помимо ассигнований из государственного бюджета, направляются ресурсы внебюджетного Фонда социальной защиты населения, который формируется за счет взносов на государственное социальное страхование (35% от фонда оплаты труда для нанимателей и 1% от индивидуальной заработной платы работающих граждан).[18]
Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 18 социально-демографических групп населения.
Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
В настоящее время
среднедушевой минимальный
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2008 г. № 143 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2008 г. на период с 1 ноября 2008 г. по 31 января 2009 г.:
семьи из 4-х человек – 346190 руб.;
мужчины трудоспособного возраста – 416800 руб.;
женщины трудоспособного возраста – 420560 руб.;
молодой семьи с двумя детьми – 327200 руб.;
Информация о работе Проблема бедности и социальная защита населения