Проблемы занятости населения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы - изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Роль рынка труда в регулировании занятости населения Российской Федерации 6
1.1 Понятие и характеристика современного рынка труда в Российской Федерации 6
1.2 Безработица, ее виды и специфика в России 15
1.3 Перспективы регулирования рынка труда России 22
Глава 2. Политика занятости населения и ее правовое регулирование 28
2.1 Проблемы занятости трудоспособного населения: полная и неполная занятость 28
2.2 Государственная служба занятости, ее функции, структура и финансирование 37
2.3 Основные направления деятельности государственной службы занятости 45
Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России 57
3.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства 57
3.2 Решение проблем занятости социально незащищенных слоев населения: , молодежь, инвалиды, женщины 67
Заключение 81
Список использованной литературы 86

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы занятости населения - дипломная.doc

— 470.50 Кб (Скачать файл)

Следовательно, в каждый данный момент времени какая-то часть наемных работников находится между выходом одних и включением других в части рынка труда. Это как раз и есть то состояние, когда работники предлагают свой труд, перемещаясь между предприятиями. Здесь труд, как и любой другой товар, циркулирует в качестве объекта торговли. А сфера торговли есть сфера обращения товара и денег, которая находится за пределами сферы производства товара. В сфере обращения продавец товара постоянно перемещается между предприятиями в поисках покупателей, как бы циркулируя между ними.

Позиция Международной организации труда в отношении занятости и безработицы выражена в Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы.18 Касаясь содействия продуктивной занятости, Конвенция устанавливает, что содействие полной, производительной и свободно избранной занятости всеми соответствующими средствами, включая социальное обеспечение, должно быть приоритетной задачей национальной занятости. Такие средства должны включать, среди прочего службы занятости, профессиональную подготовку и профориентацию. В период экономического кризиса в политику приспособления следует включать, согласно предписанным условиям, меры, поощряющие инициативы, направленные на широкомасштабное использование рабочей силы. Обращается внимание на меры обеспечения профессиональной мобильности, защиты безработных и предоставления им подходящей работы.

Поэтому процветает то общество, где созданы условия для наилучшего использования человеческого ресурса, его воспроизводства и обогащения с учетом интересов каждого человека, где высоко ценится труд и проявляется постоянная забота о повышении его эффективности.

Масштабы российского рынка труда огромны. Большую группу экономически активного населения составляют женщины, студенты, учащиеся и пенсионеры. По данным Международной организации труда уровень безработицы в России значительно выше официальных показателей и составляет не мене 9,5% от численности населения.19 Хотя, по данным Федеральной службы по труду и занятости, в последние годы в России наметилась тенденция снижения численности безработных. В 2006 году численность безработных снизилась примерно на 300 тысяч человек. 1,55 миллиона человек - такова численность официально зарегистрированных безработных в России на момент окончания 2007 года. Численность безработных на начало 2007 года составляла 1,7 миллиона человек, а к сентябрю 2007 года безработными оставались 1,4 миллиона человек, то есть колличество безработных сократилось в течение года на 16%.  И связано это, по мнению главы Роструда Максима Топилина, с развитием экономики в стране.20 По оценкам Роструда, численность занятого населения по сравнению с сентябрем 2006 года в России увеличилась на 3,1% и составила 71 миллион человек. В 2007 году наблюдалось устойчивое снижение всех показателей, характеризующих безработицу в стране, в том числе в центры занятости за содействием по трудоустройству обратилось на 2,8% меньше граждан, чем в 2006 году.21 Основным фактором снижения безработицы является повышение макроэкономических показателей, создание новых рабочих мест. Главную роль в этом процессе играет рост инвестиционной активности и реализация национальных проектов. Так же началось развитие особых экономических зон. Активно заключаются соглашения с иностранными компаниями, например, по открытию производств автомобилей. В большинстве регионов реализуются свои, если можног так сказать, «инвестиционные проекты местного значения». А это все — новые рабочие места. Есть и еще один оптимистический показатель — за последние полгода на 30 процентов выросло количество вакансий, заявленных в службы занятости. Другое дело, что не всегда работодатель может предложить достойную оплату труда. Но с приходом новых инвестиций, открытием современного производства, увеличивается потребность в высококвалифицированных специалистах. И понятно, что найти их можно только, предложив достойную заработную плату.

Специфика рынка труда в России заключается в сочетании низкого уровня официально зарегистрированного с крупномасштабной скрытой безработицей. Причина такого высокого уровня скрытой безработицы состоит в том, что людям, как правило, невыгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с нормальной работы человек лишается многих льгот). Кроме того, многие предприятия сокращают рабочую неделю, количество вакантных мест, увеличивают вынужденные отпуска. Государство сдерживает массовое высвобождение рабочий силы, проводя соответствующую политику. В результате безработица приобрела скрытую форму. Следовательно, уровень безработицы в России будет определяться не только динамикой производства, но и темпами превращения скрытой безработицы в открытую, к чему вынуждают вводимые рыночные механизмы.

В результате значительного сокращении объемов производства в сельском хозяйстве России, а также институционных преобразований за 2001–2006 гг. численность работников сельскохозяйственных предприятий уменьшилась на 4,2 млн. человек, или на 45%. Если в 2001 г. разница между численностью трудоспособного сельского населения в трудоспособном возрасте и численностью занятости работников составила 8%, то в 2007 г. – 25%. Высвобождаемые из предприятий и организаций сельской экономики работники переходят в личное подсобное и домашнее хозяйство. Численность занятых в этой сфере только за указанный период увеличилась с 2,0 до 4,4 млн. человек, а их доля в составе трудоспособного сельского населения в трудоспособном возрасте – с 11,3 до 24,6%. С учетом личного подсобного хозяйства занятость в аграрном секторе достигает 65% трудоспособного сельского населения. Безработица на селе растет опережающими темпами по сравнению с городом. В последние годы на селе практически не создавались новые рабочие места, поэтому безработица перешла в застойную фазу.22

В российской экономике и особенно в агропромышленном комплексе рынок труда еще не представляет собой саморегулирующую систему, действующую на основе экономических законов. Специфика проведения экономических реформ требует определенного государственного регулирования этим рынком. Так как отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизмы рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, стала безработица – в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

1.3 Перспективы регулирования  рынка труда России 

Необходимость государственного регулирования рынка труда обусловлена не только его экономическим, но и социальным характером, так как данный рынок, как никакой другой, связан с человеческим фактором, с выживанием и развитием как отдельной личности, так и всей нации. Социальный характер рынка труда становится особо ощутимым в периоды экономических кризисов и нестабильности, как, например, в современной России.

Государственное регулирование рынка труда представляет собой сложную систему мер и мероприятий, охватывающих в своем взаимодействии не только сферу занятости как таковую, но практически все элементы экономической системы общества.

Такой подход находит отражение у Л. Чижовой, А. Кашепова.23 По их мнению, регулирование рынка труда может  быть рассмотрено как в широком, так и в узком (сугубо прагматичном) смысле этого термина. В соответствии с теорией рынка труда, его регулирование, в широком смысле слова, будет охватывать все процессы, связанные с формированием и стимулированием эффективного спроса на труд и его предложения. В узком смысле слова регулирование рынка труда можно рассматривать как систему конкретных мер, направленных на оказание помощи безработным гражданам.

Направления и методы государственного регулирования занятости и рынка труда разнообразны и определяются конкретной экономической ситуацией в стране, остротой проблем, возникающих на рынке труда. Наиболее распространенными из них являются:

1. Создание новых рабочих мест. Это и стимулирование работодателей, создающих новые эффективные  рабочие места в перспективных  сферах деятельности, и  в трудоемких отраслях и производствах, в отраслях, имеющих высокий мультипликативный эффект, и в развитии смежных, взаимосвязанных отраслевых комплексов; финансирование службами занятости вновь создаваемых рабочих мест в сфере надомного труда и т.д. В этих целях используются такие рычаги как налоговые и кредитные льготы, государственные заказы, ускоренная амортизация т. д.

2. Развитие и поддержка малого  бизнеса. Известно, что наибольшее  число рабочих мест, в том числе  для социально уязвимых групп рабочей силы, обеспечивает развитие мелкого предпринимательства в таких формах, как индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских хозяйств. Кроме того, в практике многих стран применяется такая форма содействия самозанятости, как выдача субсидий отдельным гражданам для открытия собственного дела; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга, в составлении бизнес-плана и т.п.

3. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Это позволяет решить сразу две задачи: сократить предложение рабочей силы и обеспечить массовую её переподготовку для работы в изменившихся условиях движения экономики. При этом необходимость адаптации рынка труда к растущей инновационности воспроизводственного процесса, например, развитию биоиндустрии и нанотехнологий, и другим признакам «супериндустриализации» вынуждает  страны пересмотреть свою политику в системе образования и переподготовки.

4. Организация общественных работ. Это направление рассчитано главным образом на безработных, охваченных наиболее острыми, застойными формами безработицы. Общественные работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального (регионального) хозяйства, его социальной, транспортной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного иностранного и отечественного капитала в регионы.

Реализация этих направлений возможна методами как прямого, так и косвенного регулирования рынка труда. К прямым методам можно отнести: законодательно - правовые акты и инструкции, регулирующие деятельность участников социально-трудовых отношений, формирование государственных программ занятости с указанием конкретных источников их финансирования, организацию соответствующих структур содействия занятости с определением их конкретных функций. К косвенным мерам относятся налоговая, денежно- кредитная, амортизационная политика государства. Все они одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.

Инструментом многослойной системы политики регулирования рынка труда стали разработанные на различных уровнях программы содействия занятости населения, каждая из которых представляет собой комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, нормативно-правовых и других мероприятий, взаимосвязанных по финансовым ресурсам, исполнителям, срокам реализации и направленных на проведение активной политики занятости и социальную поддержку безработных.

Следует согласиться с утверждением известного российского ученого А.И. Рофе о том, что в качестве важнейших принципов, которых следует придерживаться при разработке программ, выделяются следующие:

1. Комплексный подход к решению  проблем занятости и регулирования  рынка труда, который заключается  в учете всех факторов (экономических, социальных, демографических и др.), способствующих обеспечению продуктивной  занятости населения в соответствии с потребностью в рабочих местах;

2. Приоритет активных действий  в политике на рынке труда (содействие  в трудоустройстве, профессиональное  обучение и профессиональная  ориентация, общественные работы, временная  занятость, содействие в развитии  предпринимательской инициативы и др.);

3. Эффективное использование финансовых  средств, направляемых на разработку  и реализацию программ, и минимизация  их затрат.24

Здесь необходимо выделить утвержденную Распоряжением Правительства РФ от 06.05.2003 г. Концепцию действий на рынке труда на 2003-2005 гг.,25 а также Концепцию действий на рынке труда на 2007-2010 гг. (проект), одобренную Правительством РФ 16.02.2007 г.,26 которые определяют основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения в масштабах страны. Также в Концепции дается анализ ситуации на рынке труда в России, сформулированы факторы, которые будут влиять на развитие рынка труда в нашей стране в ближайшие годы. В то же время разработан план мероприятий по реализации данной Концепции, который определяет конкретных исполнителей мероприятий, сроки исполнения и ожидаемые результаты. Проект новой Концепции на 2007-2010 гг. предлагает сконцентрироваться на борьбе не с безработицей, а со структурными перекосами на рынке труда, дать право регионам устанавливать собственные ставки пособия по безработице, финансировать перемещение трудовых сил в регионах, переход к отраслевым системам оплаты труда и отказ от "тарифных сеток".

На основе анализа современного состояния рынка труда в России в перспективе можно выделить несколько направлений и задач государственного регулирования рынка труда:

Во-первых, конечной целью реформирования социально-трудовых отношений в  экономике России должно стать формирование цивилизованного рынка труда, который характеризуется, прежде всего, значительной степенью регулируемости.

Во-вторых, необходимо повышение эффективности работы государственной службы занятости населения путем проведения целенаправленных мер по совершенствованию технологии ее работы. Основной целью здесь выступает сохранение государственной службы занятости населения в качестве одного из определяющих институтов при проведении эффективной социально-экономической политики.

В-третьих, при проведении активных мероприятий на рынке труда, стратегическими целями для государства здесь являются:

– создание эффективной многофункциональной системы профессионального обучения и переобучения безработных граждан, незанятого и занятого населения, гибко реагирующей на изменения спроса на рабочую силу, а также обеспечение подготовки высококвалифицированных работников и тем самым повышение конкурентоспособности национальной экономики;

Информация о работе Проблемы занятости населения на современном этапе