Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 21:26, дипломная работа
Цель работы - изучить современное состояние рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.
Введение 3
Глава 1. Роль рынка труда в регулировании занятости населения Российской Федерации 6
1.1 Понятие и характеристика современного рынка труда в Российской Федерации 6
1.2 Безработица, ее виды и специфика в России 15
1.3 Перспективы регулирования рынка труда России 22
Глава 2. Политика занятости населения и ее правовое регулирование 28
2.1 Проблемы занятости трудоспособного населения: полная и неполная занятость 28
2.2 Государственная служба занятости, ее функции, структура и финансирование 37
2.3 Основные направления деятельности государственной службы занятости 45
Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России 57
3.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства 57
3.2 Решение проблем занятости социально незащищенных слоев населения: , молодежь, инвалиды, женщины 67
Заключение 81
Список использованной литературы 86
– совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения с целью недопущения развития негативной трудовой мотивации у безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости;
– повышение эффективности использования бюджетных средств на реализацию политики занятости путем разработки механизма оценки эффективности программ содействия занятости населения с точки зрения их социально-экономической результативности в части непосредственного трудоустройства после завершения участия безработного гражданина в конкретной программе.
В целом же повсеместное развитие активной политики занятости в целях эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы должно являться основным приоритетным направлением государственного регулирования рынка труда в России.
Завершая рассмотрение в настоящей главе рынка труда и его особенностей в Российской Федеации, можно сделать следующие выводы. Занятость населения составляет необходимое условие для воспроизводства рынка труда, так, как от нее зависит уровень жизни людей, издержки общества на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности актуальны для экономики любой страны, решение которых призван решать рынок труда. Без реального функционирования рынка труда невозможна структурная перестройка российской экономики. В то же время он сам не может функционировать без взаимодействия с рынком капиталов, жилья, без решения вопросов, связанных с особенностями воспроизводства рабочей силы наемного работника в переходный к рынку период и т.д. Происходит нституциональное оформление рынка труда; создана государственная служба труда и занятости, функционируют биржи труда; активную политику проводят законодательные и исполнительные органы власти России, но полноценного рынка труда в России пока еще нет.
В условиях рыночных отношений социально остро стоят проблемы занятости населения и безработицы. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход. Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных категорий занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную и др.
Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве. Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п.
Полная занятость — это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.
Полная занятость связана с предоставлением
трудоспособному населению реальных возможностей
заниматься общественно полезным трудом,
при этом число рабочих мест соответствует
числу безработных или превышает его.
Рабочие места должны заполняться подготовленной
рабочей силой. Лучших результатов можно
достигнуть только тогда, когда профессионально-
Но у этой проблемы есть и еще один аспект. Он состоит в том, чтобы обеспечить не просто полную и продуктивную занятость, но и экономически эффективную занятость. Под экономической эффективностью понимают занятость, которая обеспечивает достойный доход, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Данное определение дает полную характеристику экономической эффективности с качественной стороны.
Непостоянная (временная) занятость). В большинстве стран мира временные работники (включая занятых по срочным контрактам, занятых по контрактам на выполнение определенного объема работ, сезонных работников, сотрудников агентств, предоставляющих трудовые услуги третьим лицам, разовых работников, работников по вызову и т. д.) являются наиболее быстро растущим сегментом нестандартной занятости. Их численность непрерывно увеличивается даже в тех экономиках, где общая занятость остается постоянной или снижается.
В России в 2006 году насчитывалось более 4 миллионов временных работников. За предыдущее десятилетие их доля в общей численности занятых заметно возросла - с 3% в 1992 году до более 9% в 2006 году.27 Этот тип нестандартной занятости получил в России намного больший размах, чем в других постсоциалистических странах. По степени распространенности непостоянной занятости она вполне сопоставима с США и некоторыми другими развитыми странами.
Быстрый рост количества временных рабочих мест в российской экономике происходил вопреки жестким административным и законодательным ограничениям на их использование, которые были унаследованы от прежней плановой системы.28 Важно также отметить, что в большинстве случаев выбор подобной формы трудовых отношений носил добровольный характер. По-видимому, чаще всего срочный найм отвечал интересам обеих сторон - как работников, так и работодателей.29
Неполная занятость. Госкомстат России не публикует официальных оценок уровня неполной занятости. По определению МОТ, термин "работник на неполное время" служит для обозначения лица, у которого обычное количество рабочих часов меньше, чем у сравнимых работников, занятых полное время. Однако эта дефиниция является слишком общей и не поддается однозначной статистической интерпретации. В результате не существует единого общепринятого способа измерения неполной занятости и в национальной статистике разных стран для этого используются различные методы. Отчасти с этим связан значительный разброс, который наблюдается в ее оценках даже среди стран с близким уровнем экономического развития.
Можно выделить три основных подхода, которые применяются для разграничения полной и неполной занятости:30
- "качественный" - исходя из оценок, которые сами респонденты дают режиму своей занятости (используются ответы на вопрос, какую работу они имеют - с полной или неполной рабочей неделей);
- "количественный" - исходя из продолжительности обычного (нормального) рабочего времени. При таком подходе лица, обычно работающие меньше определенного количества часов, квалифицируются как занятые неполное рабочее время (в качестве пороговой чаще всего принимается величина в интервале от 30 до 40 рабочих часов в неделю);
- "комбинированный" - сочетающий
элементы двух предыдущих
Применительно к российскому рынку труда более продуктивным представляется "качественный" подход, который основывается на предположении, что работники полнее информированы об индивидуальных особенностях своего режима занятости и способны точнее определить его характер. Более механический подход, использующий к качестве критерия для разграничения полной и неполной занятости некую "нормальную" продолжительность рабочей недели, несмотря на свою кажущуюся объективность имеет серьезные недостатки. Во-первых, в нестабильных условиях переходной экономики само понятие "нормальной" продолжительности рабочей недели не всегда поддается четкой интерпретации. Во-вторых, для многих категорий работников (преподавателей, врачей, шахтеров и др.) российское законодательство предусматривает более короткую продолжительность рабочего времени, чем стандартные 40 часов, - 36, 30 и даже менее часов в неделю.31 В подобной ситуации выбор любого количества рабочих часов в качестве жесткой границы, отделяющей полную занятость от неполной, оказывается в значительной мере произвольным. Наконец, такой подход не позволяет выявлять конкретные причины, по которым работники попадают в состояние неполной занятости. В той мере, в какой она является результатом их собственного выбора, ее можно считать "добровольной". Однако она может носить "вынужденный" характер и вызываться либо отсутствием рабочих мест с полным рабочим временем, либо сокращением продолжительности труда по инициативе работодателей.
Переход к рыночным отношениям в современной России обозначил необходимость новой конфигурации политики занятости. Неравномерная динамика переходных процессов в экономике России предопределила соответствующий характер государственной политики в сфере занятости и на рынке труда, что, в частности, выразилось в избирательности и ограниченности реализуемых мер. В условиях дефицита средств система социальных гарантий в значительной мере лишилась своего реального наполнения, при этом эффективность ее функционирования падала. Степень государственного влияния на процессы, формирующие динамику рынка труда, существенно снизилась, в результате массовой и точечной приватизации значительно сократилась роль государства как крупнейшего работодателя. В свою очередь частный сектор экономики в условиях системного производственного и инвестиционного кризиса в большинстве своем оказался неспособен обеспечить занятость в прежнем объеме, скорость адаптации агентов рынка к новым условиям явно не соответствовала скорости их формирования.
Отмеченные особенности продолжают сохраняться и сегодня, усугубляя непростую ситуацию с обеспечением населения достойной и оплачиваемой работой, а предприятий — квалифицированной рабочей силой. В тоже время, более 15 лет, прошедших с момента начала осуществления рыночных реформ, оказались не слишком продуктивными в решении унаследованных из прошлого и появившихся в эти годы в сфере занятости и рынка труда России проблем.
К числу наиболее актуальных макроэкономических проблем сферы занятости и рынка труда России необходимо, на наш взгляд, отнести следующие.
- Постоянное сокращение
- Недостаточно согласованное
- Невысокий (при своей значительной отраслевой и региональной дифференциации) средний уровень оплаты труда, определяющий соответствующий уровень доходов большей части населения. По оценке Госкомстата России, за чертой бедности проживает 25.2 млн. российских граждан, т.е. 17,6% населения страны.34 По-прежнему сохраняется практика нерегулярной оплаты труда работников: на 1 декабря 2007 г. обязательства по выплате заработной платы не были выполнены на сумму 3461 млн.рублей.35
- Снижение численности занятых
в науке и образовании. За 1993 – 2007 гг. изменение этого показателя
составило 1,8 млн. чел., а доля отрасли «Наука
и научное обслуживание» в общей численности
занятых сократилась за тот же период
более чем в два раза. Средний возраст
работников отрасли приближается к 45 годам
(максимальному среди всех отраслей показателю),36 что является следствием слабого притока
молодых перспективных кадров. Уменьшился
приток молодежи и в другие отрасли, требующие
высокой квалификации труда. Этот приток
не восполняет и не может восполнить значительную
потерю кадров (особенно рабочих). Отток
работников из отраслей промышленности
и науки в условиях инвестиционной пассивности
не компенсируется организационно-
- Нестабильный характер
- Значительный объем общей и
скрытой безработицы, длительные
сроки пребывания в безработице
(около 40% безработных находятся
в этом состоянии более года),
низкая конкурентоспособность
- Качественное (структурное) несоответствие
параметров спроса на труд
и его предложения в
- Усиление структурных
Информация о работе Проблемы занятости населения на современном этапе