Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – выявить современные проблемы и оценить перспективы развития розничных банковских услуг.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть специфику розничных банковских услуг и их виды;
- проанализировать рынок розничных банковских услуг в РФ;
- выявить проблемы продвижения банковских услуг в РФ и наметить пути их решения;
- оценить перспективы и предложить направления дальнейшего качественного развития рынка розничных банковских услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Факторы и тенденция развития рынка розничных банковских услуг на современном этапе
1.1 Специфика розничных банковских услуг и их виды
1.2 Риски розничных операций банков в России
1.3 Проблемы продвижения банковских услуг в России
2 Анализ розничных банковских услуг в РФ
2.1 Уровень спроса на наличные деньги при совершении розничных платежей
2.2 Анализ платежей с использованием платежных карт
2.3 Анализ платежей с использованием сети Интернет и мобильных телефонов
3 Пути продвижения розничных банковских услуг в РФ
3.1 Основные направления развития банковского розничного рынка
3.2 Пути продвижения банковских розничных услуг на рынок
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 148.60 Кб (Скачать файл)

Платежные системы. Традиционно, в структуре российского рынка платежных карт представлены российские и международные платежные системы. Наибольшую долю (по количеству платежных карт, объему и количеству операций) занимают международные платежные системы, лидерами среди которых являются VISA и MasterCard. Однако в 2012 году доля «активных» карт в общем количестве карт международных платежных систем невелика - 50 процентов, в то время как аналогичный показатель по картам российских платежных систем был выше и составлял 85 процентов. Как и в предыдущие годы, держатели платежных карт международных платежных систем в большей степени ориентированы на получение наличных денежных средств, чем на операции по безналичной оплате товаров и услуг, о чем свидетельствует структура операций, совершенных с использованием карт международных платежных систем, в которой доля безналичных операций по оплате товаров и услуг составила 40,8 процентов по количеству и 18,1 процентов по объему операций. Среди российских платежных систем наибольший удельный вес по количеству и объему операций, а также инфраструктуре обслуживания платежных карт приходился на системы «Золотая Корона» и «Union Card/NCC». На конец 2012 года на территории Российской Федерации функционировало около 60 отечественных платежных систем с использованием платежных карт, и их количество остается практически неизменным на протяжении последних 12 лет.

 Инфраструктура для осуществления операций с использованием платежных карт. По результатам развития российского рынка платежных карт можно отметить, что в 2012 году сохранялась положительная тенденция развития инфраструктуры, обеспечивающей проведение операций с использованием платежных карт, как по безналичной оплате товаров и услуг, так и по получению наличных денежных средств. За год количество устройств, принимающих платежные карты, увеличилось на 20,9 процентов. На конец 2012 года на территории России для осуществления операций с использованием платежных карт насчитывалось 1837,2 тыс. устройств, в том числе банкоматов, которые использовались как для выдачи наличных денежных средств, так и для совершения платежей в адрес предприятий торговли (услуг).

Операции  по выдаче наличных денежных средств  с использованием платежных карт осуществлялись кредитными организациями  с использованием 1118,0 тыс. электронных терминалов, 1112,1 тыс. банкоматов и 14,1 тыс. импринтеров.

Для совершения платежей с использованием платежных  карт на предприятиях торговли (услуг) кредитными организациями были использованы 1528,5 тыс. электронных терминалов и 128,9 тыс. импринтеров (темп прироста 21,6 процентов и -1,7 процентов соответственно). Безналичные операции также совершались посредством 136,2 тыс. банкоматов и 15,9 тыс. электронных терминалов удаленного доступа, темп прироста которых за 2012 год составил 24,0 процентов и 79,3 процентов соответственно.

На конец 2012 года на долю 10 из 679 кредитных организаций, обслуживающих платежные карты и эмитирующих банковские карты приходилось 60 процентов банкоматов, 70 процентов электронных терминалов и 86 процентов импринтеров (рисунок 1). Следует отметить, что в 2012 году в качестве приоритетного направления технологического развития устройств кредитные организации рассматривали увеличение их числа за счет многофункциональных банкоматов и терминалов.

Положительной тенденцией 2012 года можно считать продолжение  дальнейшего развития проекта создания консолидированной инфраструктуры розничных услуг заинтересованных кредитных организаций, доступной  для всех их клиентов на единых финансовых условиях, как если бы операции совершались  в инфраструктуре одной кредитной  организации. На конец 2012 года объединенная инфраструктура 50 кредитных организаций - участников данного проекта (в 2011 году – 30 кредитных организаций) включала в себя около 10 тысяч банкоматов (в 2011 году – 5,9 тысяч банкоматов), расположенных в большинстве регионов Российской Федерации. Помимо данных устройств, указанная инфраструктура также включает в себя пункты выдачи наличных (ПВН) кредитных организаций - участников проекта.

 

 

Рисунок 1 - Доля десяти крупнейших кредитных организаций

на рынке эмиссии платежных  карт и в инфраструктуре

 по обслуживанию платежных карт, 2012 г.

* 10 крупнейших банков по инфраструктуре - ОАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ЗАО "БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ", ГПБ (ОАО), ОАО АКБ "РОСБАНК", "МАСТЕР-БАНК" (ОАО), ВТБ 24 (ЗАО), ОАО АКБ "СВЯЗЬ-БАНК", ОАО "БАНК МОСКВЫ", ОАО "АЛЬФА-БАНК", ОАО "УРАЛСИБ"

 

В 2012 года более двух десятков кредитных организаций реализовывали соглашения на основе двух- и трехсторонних договоров путем объединения собственных банкоматов и ПВН в единые сети. Во многом это обусловлено размером межбанковской комиссии, установленным международными платежными системами VISA и MasterCard, когда при совершении операции по снятию наличных денег, банком-эмитентом возмещается банку - эквайреру, которому принадлежит банкомат или ПВН, выданная держателю платежной карты сумма, а также выплачивается межбанковская комиссия за обслуживание данной операции. Реализация на практике подобных соглашений позволяет кредитным организациям, за счет увеличения инфраструктуры, устанавливать внутренний единый размер межбанковской комиссии, наиболее выгодно отличающийся от размера межбанковской комиссии, установленного в МПС.

В настоящее  время вопросу регулирования  межбанковских комиссий, устанавливаемых  платежными системами, с учетом соблюдения интересов участников рынка платежных  услуг, уделяется серьезное внимание со стороны Межведомственного совета по подготовке предложений по разработке мер, направленных на оптимизацию платежного оборота на территории Российской Федерации, созданного Приказом Минфина России № 398 от 1.11.2011 г. (далее – Межведомственный совет), в состав которого входят представители Банка России, заинтересованных министерств и ведомств, банковского сообщества, а также участников рынка платежных услуг.

 

2.3 Анализ  платежей с использованием сети Интернет и мобильных телефонов

 

Еще одним активно развивающимся  направлением, способствующим развитию новых услуг кредитных организаций, является развитие дистанционного банковского  обслуживания (ДБО) на базе современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе с использованием сети Интернет и мобильных телефонов.

На 01.01.2013 более 90% кредитных организаций предоставляли клиентам возможность дистанционного доступа к своим счетам для осуществления платежей. При этом, по сравнению с предыдущим отчетным периодом количество счетов клиентов с дистанционным доступом через сеть Интернет и с использованием мобильных телефонов, открытых в кредитных организациях физическим лицам, увеличилось в 1,9 раза и в 2,2 раза соответственно. В течение 2011 года доля счетов с дистанционным доступом в общем количестве счетов, по которым с начала года проводились операции, увеличилась на 7,1 процентного пункта и достигла 48,5 процентов.

В российской практике к  положительным тенденциям данного  сегмента рынка розничных платежных  услуг можно отнести объединение  кредитных организаций в целях  создания единого инновационного платежного сервиса, который позволяет пользователю с любого персонального компьютера, мобильного телефона, iPhone, iPad или устройства на платформе Android (далее – мобильные устройства) круглосуточно управлять своим банковским счетом, быстро оплачивать различные товары и услуги, переводить денежные средства.

Указанная интеграция позволяет  кредитным организациям решать проблемы снижения высоких инвестиционных издержек на создание собственных сетей банкоматов и терминалов мгновенной оплаты, которые  сопряжены со значительными операционными (аренда площадей, ремонт и техническая  доработка банкоматов и терминалов, инкассация, управление сетью продаж) и капитальными затратами (закупка и амортизация банкоматов и терминалов). В связи с этим, Платежный сервис, в силу иной бизнес-модели, имеет значительное преимущество перед управлением сетью банкоматов и терминалов по уровню операционных затрат.

Платежный сервис представляет собой многостороннее межбанковское  соглашение, обеспечивающее для кредитных  организаций-участников возможность  от своего имени предоставлять своим  клиентам услугу ДБО.

Каждый банк - участник может  выступать как в качестве эмитента, так и в качестве эквайрера  Платежного сервиса, и предлагать клиенту: оплату услуг, круглосуточную покупку  авиа и железнодорожных билетов, покупку в интернет-магазинах (в том числе в режиме – платеж с банковской гарантией автоматического возврата денежных средств при любых проблемах с поставкой товара), оплату налогов, штрафов и других сборов, оплату стандартным банковским платежным поручением, переводы на банковские карты международных платежных систем и через системы денежных переводов, а также мгновенный перевод денег клиенту любого другого банка-участника Платежного сервиса и получение такого перевода.

Росту количества и объема операций с использованием возможностей Платежного сервиса способствует рост пользователей сети Интернет, абонентов  сотовой связи и пользователей  ПК и мобильных устройств, видов  периодических платежей клиентов.

Следует отметить, что в  структуре Платежного сервиса Интернет-банкинг  и мобильный банкинг среди  других платежных инструментов предлагают конечному пользователю наиболее конкурентный уровень комиссии за проведение платежей, что на практике является предпосылкой значительного роста оборотов сегмента мобильного и Интернет-банкинга в  среднесрочной перспективе.

млн. операций

Рисунок 2 – Переводы денежных средств без открытия счета

Переводы физических лиц без открытия банковского счета. На территории Российской Федерации переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковского счета совершаются через кредитные организации как с использованием, так и без использования систем денежных переводов, и единую систему почтовых денежных переводов (ФГУП «Почта России»). Подавляющая часть переводов денежных средств физических лиц без открытия банковского счета, осуществленных через кредитные организации (как с использованием, так и без использования систем денежных переводов), в 2012 году осуществлялась на территории Российской Федерации - 96,4 процентов от общего количества переводов денежных средств (1246,9 млн. операций) и 88,6 процентов от общего объема переводов денежных средств (3531,9 млрд. руб.). В 2011 году – 1296,5 млн. операций на сумму 3007,5 млрд. руб. (рисунок 2).

Доля переводов денежных средств физических лиц без открытия банковского счета, осуществленных на территории Российской Федерации  через системы денежных переводов, составила в 2012 году 6,2 процентов от общего количества и 13,4 процентов от общего объема переводов денежных средств, осуществленных на территории Российской Федерации (в 2011 году- 4,5 процентов и 16,0 процентов соответственно).

В структуре переводов  денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского  счета, совершенных в 2012 году через кредитные организации, наибольшую долю (88,9 процентов по количеству и 66,3 процентов по объему) занимали переводы в адрес юридических лиц в оплату коммунальных услуг, сотовой связи, услуг сети Интернет, в погашение кредитов, расчеты за товары и пр. (в 2011 году – 87,4 процентов по количеству и 62,9 процентов по объему); в адрес физических лиц – лишь 11,1 процентов по количеству и 33,7 процентов по объему (в 2011 году – 12,6 процентов и 37,1 процентов соответственно).

В структуре переводов  физических лиц без открытия счета, совершенных в 2012 году через системы денежных переводов, на основании информации, поступившей от систем денежных переводов, наибольшую долю по объему занимали переводы в адрес физических лиц – 92,1 процентов (387,3 млрд. руб.), в то время как наибольшее количество переводов составляли переводы в пользу юридических лиц – 81,9 процентов (77,8 млн. ед.), большая часть из которых (более 60 процентов) были направлены в погашение кредитов, оплату операторов сотовой связи и коммунальных услуг.

Для денежных переводов в  пределах России, как правило, устанавливаются  минимальные и максимальные пороговые  диапазоны денежных переводов, с  которых удерживается комиссионный сбор в виде определенного процента от конкретной суммы денежного перевода. Характерным также является установление минимальной и максимальной суммы  комиссионного сбора. Как правило, минимальные суммы комиссионных сборов устанавливаются в пределах 15-50 руб. либо от 2 до 5 долларов США/Евро (в отдельных системах денежных переводов - 150 руб.).

В 2012 году величина среднего объема денежного перевода между физическими лицами составила 22,5 тыс. рублей (рост по сравнению с показателем 2011 года на 3,7 процентов), а величина среднего объема денежного перевода в пользу юридического лица - 0,4 тыс. рублей (снижение по сравнению с показателем 2011 года на 10 процентов).

                      тыс.руб.

Рисунок 4 – Величина денежных переводов

Переводы денежных средств  физических лиц без открытия банковского  счета совершаются через кассы  и через платежные терминалы  или банкоматы с функцией приема наличных денег (далее – пункты обслуживания клиентов). В период с 2010 по 2012 год включительно наблюдается тенденция устойчивого развития инфраструктуры: увеличение пунктов обслуживания клиентов с 38,2 тыс. ед. в 2010 году до 193,6 тыс. ед. по состоянию на конец 2012 года, или в 5 раз.

Переводы денежных средств  с привлечением банковских платежных  агентов и прием платежей через  платежных агентов. По данным статистической отчетности Банка России по итогам 2012 года объем поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций от платежных и банковских платежных агентов, принятых ими от физических лиц в оплату товаров (работ, услуг), в том числе за жилое помещение и коммунальные услуги, составил 499,7 млрд. рублей, превысив показатель 2011 года в 1,7 раза. Доля указанных поступлений в общем объеме поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций в 2012 году составила 1,6 процентов, превысив показатель 2011 года на 0,4 процентного пункта. Учитывая, что количество поступлений наличных денег в кассы кредитных организаций от платежных и банковских платежных агентов в 2012 году осталось на том же уровне, что и в 2011 году, средняя сумма платежа увеличилась на 21% и составила 176 рублей. В 2012 году наибольшая доля платежей приходилась на оплату услуг связи – (85 процентов по количеству и 55 процентов по объему). При этом существенное снижение доли платежей за услуги связи по сравнению с 2011 годом, что свидетельствует о расширении спектра платежей на более крупные суммы, совершаемых через платежных и банковских платежных агентов (оплата коммунальных платежей, погашение банковских кредитов). Следует отметить, что перечень услуг, прием наличных денег за которые осуществляют платежные и банковские платежные агенты, в 2012 году продолжал расти, и сегодня в него входят платежи в пользу Росреестра, Федеральной службы судебных приставов и ГИБДД, визовые консульские сборы. В 2012 году по сравнению с 2011 годом значительно (более чем на 20 процентов) увеличилось количество таких услуг, как пополнение банковского счета (счета, предназначенного для операций с использованием платежных карт, счета по учету вкладов (депозитов), а также погашение кредитов, погашение займов в пользу организаций, не являющихся кредитными. По объему совершаемых среднемесячных операций зафиксирован рост на 100 и более процентов для таких услуг, как погашение кредитов, пополнение банковского счета, оплата коммунальных платежей. Что касается инфраструктуры, предназначенной для предоставления услуг платежными и банковскими платежными агентами, то за прошедший год их структура практически не изменилась. По-прежнему преобладают электронные устройства самообслуживания – платежные терминалы, доля которых составила почти 70 процентов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг