Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости рыночной экономики, в том числе в Республике Беларусь
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение понятий рыночная экономика и социальная справедливость;
- установление принципов распределения доходов в обществе.
- рассмотрение методов измерения неравенства в обзетсве.
- рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………..3
1 Теоретические основы распределения доходов и проблемы справедливости в рыночной экономике……………………………………………………………5
1.1 Распределение доходов в рыночной экономике……………………...5
1.2 Принципы распределения доходов в обществе………………………6
2 Справедливость распределения доходов в рыночной экономике. Концепции справедливости……………..……………………………………………………..8
2.1 Справедливость распределения доходов в рыночной экономике…..8
2.2 Измерение неравенства распределения доходов. Причины и факторы неравенства…………………………………………………...………..13
2.3 Понятие социальной справедливости……………………...………..18
3 Распределение доходов и проблема справедливости в экономике Республики Беларусь………………………………………………………….....20
3.1 Неравеснтво доходов в экономике Республики Белаурсь………….20
3.2 Возможные пути решения проблемы неравенства доходов и бедности в Республике Беларусь……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………...…..37
Список литературы………………………………………………………………39

Вложенные файлы: 1 файл

Работа.doc

— 262.00 Кб (Скачать файл)

Уровень жизни определяют следующие факторы:

- обеспеченность работой;

- доход  в расчете на семью и на  одного человека;

- обеспеченность  жильем, одеждой, бытовой техникой, транспортом;

- доступность  услуг образования, здравоохранения,  культуры;

- возможность  обеспечения продуктами питания;

- возможность  пользования достоверной информацией;

- надежность  защиты прав и свобод, жизни  и собственности;

- гарантия  нормальной жизнедеятельности в  перспективе.

Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей:

- национальный доход  на душу населения;

- объем средств на  развитие социальной сферы;

- номинальные и реальные  доходы;

- индекс стоимости  жизни (рассчитываемый на базе "потребительской корзины"  в сопоставимых ценах на одну  семью, одного человека);

- объем личного потребления  на душу населения;

  - калорийность, биологическая ценность рациона питания.

Для измерения уровня жизни фактические показатели сравнивают со стандартом ("потребительской  корзиной").

Потребительская корзина — расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг.

 Различают: 

а) минимальную потребительскую  корзину, которая лежит в основе расчета прожиточного минимума;

б) рациональную потребительскую  корзину, которая лежит в основе расчета минимального потребительского бюджета.

Как уже отмечалось, минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум рассчитываются па основе минимальной "потребительской корзины". Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом.

Нормативный метод основывается на разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека с учетом особенностей половозрастных групп населения. Исходя из разработанных нормативов потребления,  формируется натурально-вещественный состав минимального потребительского бюджета.

Статистический  метод построения минимального потребительского бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.

Комбинированный метод включает элементы двух рассмотренных подходов.

Общая схема формирования минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 - Формирование минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума

 

Минимальная "потребительская корзина" с учетом уровня инфляции определяет минимальный потребительский бюджет (МПБ).

Минимальный потребительский  бюджет (МПБ) – это порог бедности, обеспечивающий сохранение здоровья, нормальное развитие и воспитание детей (это социальный порог выживаемости).

Законом Республики Беларусь «О формировании  и использовании  минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа  определения  и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала  для 8 социально-демографических групп населения.

Минимальный потребительский  бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений  уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.

В настоящее  время среднедушевой минимальный потребительский бюджет семьи их четырех человек служит основой для определения права граждан на получение льготных кредитов и субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений.

Постановлением  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 147 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2010 г. на период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г.:

семьи из 4-х  человек – 459620 руб.;

молодой семьи с одним ребенком – 473920 руб.;

трудоспособного населения – 575960 руб.;

пенсионеров – 478250 руб.;

студентов – 437430 руб.;

детей в возрасте до 3-х лет – 364120 руб.;

детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 443910 руб.;

детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 514890 руб.

Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета  семьи из 4-х человек в ценах  сентября 2010 года по статьям расходов:

продукты питания  – 54,0 %;

одежда, белье, обувь – 19,0 %;

пользование жилым  помещением и коммунальные услуги – 9,8 %;

бытовые услуги, транспорт, связь – 6,1 %;

предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 7,0 %;

культурно-просветительные  мероприятия и отдых – 1,9 %;

взносы и  платежи – 0,3 %;

предметы  санитарии, гигиены, лекарства – 1,9 %.

Прожиточный минимум – это порог нищеты, уровень за которым не обеспечивается воспроизводство населения (это биологический порог выживаемости).  Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.

Постановлением  Совета Министров Республики Беларусь № 1567 от 26 октября 2010 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2010 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г.:

 в среднем на душу населения – 283050 руб.;

для трудоспособного  населения – 302490 руб.;

для пенсионеров  – 252230 руб.;

для детей-студентов  – 302950 руб.;

для детей в  возрасте от 3 до 16 лет – 345380 руб.;

для детей в  возрасте до 3 лет – 251830 руб.

Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2010 года по статьям расходов:

продукты питания  – 54,0 %;

плата за пользование  жилым помещением и коммунальные услуги – 16,0 %;

предметы гардероба  – 17,4 %;

бытовые и транспортные услуги – 6,6 %;

товары бытового и хозяйственного назначения – 3,3 %;

взносы и  платежи – 0,5 %;

предметы первой необходимости, санитарии и лекарства  – 2,2 %.

Понятие "качества жизни" более сложное, чем уровень  жизни. Оно включает оценку экологии, свободного времени, условий и безопасности труда, здоровья и т.п. К основным показателям качества жизни относятся: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровье и физическое развитие населения и т.д.

Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.

Программы поддержания  уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных.

Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов  и степенью неравенства доходов. Степень бедности характеризуется  затратами на питание: чем выше доля затрат на питание в потребительских расходах, тем беднее семья. Преодоление бедности возможно путем роста эффективности общественного производства, политической и социальной защиты.

Различают два вида программ:

1) программы  социального страхования, которые частично возмещают потери заработка, связанные с заболеванием, пенсией, потерей работы. Эти программы финансируются за счет отчислений с заработной платы. Пособия являются заработанным правом, а не государственной благотворительной помощью.

Социальное  страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального  страхования служат: а) страховые  взносы застрахованных; б) страховые  взносы предпринимателей; в) субсидии государства.

2) программы государственной помощи  (пособия на детей, пенсии инвалидам и т.п.) – это государственные благотворительные программы, которые финансируются из общих налоговых поступлений. Для их получения необходимо свидетельство о своей неплатежеспособности (адресная помощь).

В РБ в основе официальной  методики измерения бедности лежит  концепция абсолютной бедности, которая  реализуется через построение минимальных  потребительских бюджетов для различных  социально-демографических групп  населения с учетом их минимальных потребностей и круга товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности.

В белорусском законодательстве нет понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта  — это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными.  Формирование прожиточного минимума осуществляется с использованием нормативного и статистического методов.

 По данным статистики, в 2001 году 28 % жителей Беларуси  жили за чертой бедности. Сейчас  официальные источники утверждают, что этот показатель снизился  до 18 %, то есть за чертой бедности  живет каждый шестой белорус.

В то же время  в Беларуси, как и во многих других странах Восточной Европы и бывшего  СССР, встречаются некоторые уникальные явления. К примеру, это так называемые «работающие бедные» — люди, которые  имеют работу, но не могут прокормить свою семью. Кроме того, в развитых странах образованный человек — практически синоним человеку состоятельному. В Беларуси даже высшее образование не может стать гарантией того, что человек не окажется за чертой бедности, отмечают специалисты.

По оценкам  Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), ежедневно нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок). Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год.

Бедность в  Республике Беларусь носит в основном временный характер. Распределение  населения по периодам их пребывания за чертой бедности характеризуется  следующим: 61,5% населения республики никогда не пребывает в бедности; 7,7%  населения бедны все 12 месяцев. Для остальных бедность – временное явление, длящееся менее года.

Необходимо  отметить, что методика измерения  бедности в Республике Беларусь нуждается  в дальнейшем ее совершенствовании. В настоящий момент важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения дохода или потребностей, но и с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала, к которым относятся:

- здоровье и  продолжительность жизни;

- уровень образования;

- возможность  участвовать в общественной жизни, иметь достаточный уровень дохода для удовлетворения других социально-культурных потребностей.

Согласно программе  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006  –  2010 годы, разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь“, главной целью социально-экономического развития республики на рассматриваемый период является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.

Для ее достижения необходимо обеспечить:

- рост реальных  денежных доходов населения, в  том числе заработной платы,  пенсий, стипендий, пособий и других  социальных выплат;

- работу органов  государственного управления в  интересах человека в целях  удовлетворения его потребностей;

- благоприятные  условия для интеллектуального,  творческого, трудового, профессионального   и физического совершенствования  человека;

Информация о работе Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости в экономике