Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:16, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости рыночной экономики, в том числе в Республике Беларусь
Задачами данной работы являются:
- рассмотрение понятий рыночная экономика и социальная справедливость;
- установление принципов распределения доходов в обществе.
- рассмотрение методов измерения неравенства в обзетсве.
- рассмотрение социально-ориентированной рыночной экономики в Республике Беларусь.
Введение…………………………….……………………………………………..3
1 Теоретические основы распределения доходов и проблемы справедливости в рыночной экономике……………………………………………………………5
1.1 Распределение доходов в рыночной экономике……………………...5
1.2 Принципы распределения доходов в обществе………………………6
2 Справедливость распределения доходов в рыночной экономике. Концепции справедливости……………..……………………………………………………..8
2.1 Справедливость распределения доходов в рыночной экономике…..8
2.2 Измерение неравенства распределения доходов. Причины и факторы неравенства…………………………………………………...………..13
2.3 Понятие социальной справедливости……………………...………..18
3 Распределение доходов и проблема справедливости в экономике Республики Беларусь………………………………………………………….....20
3.1 Неравеснтво доходов в экономике Республики Белаурсь………….20
3.2 Возможные пути решения проблемы неравенства доходов и бедности в Республике Беларусь……………………………………………….23
Заключение…………………………………………………………………...…..37
Список литературы………………………………………………………………39
Уровень жизни определяют следующие факторы:
- обеспеченность работой;
- доход в расчете на семью и на одного человека;
- обеспеченность жильем, одеждой, бытовой техникой, транспортом;
- доступность
услуг образования,
- возможность
обеспечения продуктами
- возможность пользования достоверной информацией;
- надежность защиты прав и свобод, жизни и собственности;
- гарантия
нормальной жизнедеятельности
Для оценки уровня жизни применяют ряд показателей:
- национальный доход на душу населения;
- объем средств на развитие социальной сферы;
- номинальные и реальные доходы;
- индекс стоимости жизни (рассчитываемый на базе "потребительской корзины" в сопоставимых ценах на одну семью, одного человека);
- объем личного потребления на душу населения;
- калорийность, биологическая ценность рациона питания.
Для измерения уровня жизни фактические показатели сравнивают со стандартом ("потребительской корзиной").
Потребительская корзина — расчетный набор, ассортимент товаров и услуг, характеризующий уровень и структуру месячного (годового) потребления человека или семьи. Она включает продовольственные и непродовольственные товары и услуги. Размер потребительской корзины зависит от достигнутого уровня и качества жизни и сильно различается по странам. В развитых странах она насчитывает несколько сотен наименований товаров и услуг.
Различают:
а) минимальную потребительскую корзину, которая лежит в основе расчета прожиточного минимума;
б) рациональную потребительскую корзину, которая лежит в основе расчета минимального потребительского бюджета.
Как уже отмечалось, минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум рассчитываются па основе минимальной "потребительской корзины". Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом.
Нормативный метод основывается на разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека с учетом особенностей половозрастных групп населения. Исходя из разработанных нормативов потребления, формируется натурально-вещественный состав минимального потребительского бюджета.
Статистический метод построения минимального потребительского бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.
Комбинированный метод включает элементы двух рассмотренных подходов.
Общая схема формирования минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Формирование минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума
Минимальная "потребительская корзина" с учетом уровня инфляции определяет минимальный потребительский бюджет (МПБ).
Минимальный потребительский бюджет (МПБ) – это порог бедности, обеспечивающий сохранение здоровья, нормальное развитие и воспитание детей (это социальный порог выживаемости).
Законом Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» установлена правовая основа определения и использования минимального потребительского бюджета. Минимальный потребительский бюджет представляет собой расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека. Минимальные потребительские бюджеты утверждаются ежеквартально постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала для 8 социально-демографических групп населения.
Минимальный потребительский бюджет применяется как социальный норматив для прогнозирования изменений уровня жизни населения; усиления социальной поддержки нуждающихся граждан; формирования системы народнохозяйственных пропорций и приоритетов, обеспечивающих поэтапное приближение потребления граждан к научно обоснованному уровню.
В настоящее
время среднедушевой минимальны
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15 октября 2010 г. № 147 утверждены следующие размеры среднедушевых минимальных потребительских бюджетов в ценах сентября 2010 г. на период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г.:
семьи из 4-х человек – 459620 руб.;
молодой семьи с одним ребенком – 473920 руб.;
трудоспособного населения – 575960 руб.;
пенсионеров – 478250 руб.;
студентов – 437430 руб.;
детей в возрасте до 3-х лет – 364120 руб.;
детей в возрасте от 3-х до 6-ти лет – 443910 руб.;
детей в возрасте от 6-ти до 14-ти лет – 514890 руб.
Структура среднедушевого минимального потребительского бюджета семьи из 4-х человек в ценах сентября 2010 года по статьям расходов:
продукты питания – 54,0 %;
одежда, белье, обувь – 19,0 %;
пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 9,8 %;
бытовые услуги, транспорт, связь – 6,1 %;
предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения – 7,0 %;
культурно-просветительные мероприятия и отдых – 1,9 %;
взносы и платежи – 0,3 %;
предметы санитарии, гигиены, лекарства – 1,9 %.
Прожиточный минимум – это порог нищеты, уровень за которым не обеспечивается воспроизводство населения (это биологический порог выживаемости). Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1567 от 26 октября 2010 г. утверждены следующие размеры бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах сентября 2010 г. в расчете на один месяц на период с 1 ноября 2010 г. по 31 января 2011 г.:
в среднем на душу населения – 283050 руб.;
для трудоспособного населения – 302490 руб.;
для пенсионеров – 252230 руб.;
для детей-студентов – 302950 руб.;
для детей в возрасте от 3 до 16 лет – 345380 руб.;
для детей в возрасте до 3 лет – 251830 руб.
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в ценах сентября 2010 года по статьям расходов:
продукты питания – 54,0 %;
плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги – 16,0 %;
предметы гардероба – 17,4 %;
бытовые и транспортные услуги – 6,6 %;
товары бытового и хозяйственного назначения – 3,3 %;
взносы и платежи – 0,5 %;
предметы первой необходимости, санитарии и лекарства – 2,2 %.
Понятие "качества жизни" более сложное, чем уровень жизни. Оно включает оценку экологии, свободного времени, условий и безопасности труда, здоровья и т.п. К основным показателям качества жизни относятся: условия и безопасность труда; наличие и использование свободного времени; состояние экологии; здоровье и физическое развитие населения и т.д.
Следует отметить, что требования к уровню и качеству жизни с течением времени повышаются. Они могут заметно различаться в отдельных странах и регионах.
Программы поддержания уровня доходов и уровня жизни дифференцированы. Они нацелены на обеспечение роста доходов тех, кто способен зарабатывать и защиту нетрудоспособных и социально незащищенных.
Уровень благосостояния населения определяется соотношением номинального, реального доходов и степенью неравенства доходов. Степень бедности характеризуется затратами на питание: чем выше доля затрат на питание в потребительских расходах, тем беднее семья. Преодоление бедности возможно путем роста эффективности общественного производства, политической и социальной защиты.
Различают два вида программ:
1) программы социального страхования, которые частично возмещают потери заработка, связанные с заболеванием, пенсией, потерей работы. Эти программы финансируются за счет отчислений с заработной платы. Пособия являются заработанным правом, а не государственной благотворительной помощью.
Социальное страхование осуществляется в двух формах: обязательное и добровольное. Источниками средств фондов социального страхования служат: а) страховые взносы застрахованных; б) страховые взносы предпринимателей; в) субсидии государства.
2) программы государственной помощи (пособия на детей, пенсии инвалидам и т.п.) – это государственные благотворительные программы, которые финансируются из общих налоговых поступлений. Для их получения необходимо свидетельство о своей неплатежеспособности (адресная помощь).
В РБ в основе официальной
методики измерения бедности лежит
концепция абсолютной бедности, которая
реализуется через построение минимальных
потребительских бюджетов для различных
социально-демографических
В белорусском законодательстве нет понятия «бедность», есть лишь термин «малообеспеченность». Ее черта — это бюджет прожиточного минимума. Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», принятого 6 января 1999 года, граждане (семьи), имеющие среднедушевой доход ниже бюджета прожиточного минимума, признаются малообеспеченными. Формирование прожиточного минимума осуществляется с использованием нормативного и статистического методов.
По данным статистики,
в 2001 году 28 % жителей Беларуси
жили за чертой бедности. Сейчас
официальные источники
В то же время
в Беларуси, как и во многих других
странах Восточной Европы и бывшего
СССР, встречаются некоторые
По оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), ежедневно нищета и голод уносят 25 тыс. человеческих жизней. Более 60% голодающих - женщины, 25% - дети (каждые 5 секунд от голода умирает ребенок). Число хронически недоедающих людей увеличивается в среднем на 4 млн. в год.
Бедность в Республике Беларусь носит в основном временный характер. Распределение населения по периодам их пребывания за чертой бедности характеризуется следующим: 61,5% населения республики никогда не пребывает в бедности; 7,7% населения бедны все 12 месяцев. Для остальных бедность – временное явление, длящееся менее года.
Необходимо отметить, что методика измерения бедности в Республике Беларусь нуждается в дальнейшем ее совершенствовании. В настоящий момент важно организовать мониторинг бедности не только с точки зрения дохода или потребностей, но и с точки зрения возможностей развития человеческого потенциала, к которым относятся:
- здоровье и продолжительность жизни;
- уровень образования;
- возможность участвовать в общественной жизни, иметь достаточный уровень дохода для удовлетворения других социально-культурных потребностей.
Согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы, разработанной в соответствии с Законом Республики Беларусь ”О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь“, главной целью социально-экономического развития республики на рассматриваемый период является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей.
Для ее достижения необходимо обеспечить:
- рост реальных денежных доходов населения, в том числе заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
- работу органов
государственного управления в
интересах человека в целях
удовлетворения его
- благоприятные
условия для интеллектуального,
Информация о работе Проблемы неравенства доходов, бедности и социальной справедливости в экономике