Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 01:07, контрольная работа
Введение. России и народам, проживающим на её территории испокон веков приходилось бороться за свою независимость. С одной стороны, приходилось обороняться против явных врагов: татаро-монгол или Наполеона. С другой стороны, приходилось бороться за рынки сбыта своей продукции, за транспортные пути. Вспомним в этой связи хотя бы борьбу Петра 1 за выход к Черному и Балтийскому морям. Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны во все времена требовало развитой экономики.
Введение. 3
Глава 1. Общее понятие экономической безопасности и характеристики основных ее показателей. 4
Глава 2. Экономика России с точки зрения экономической безопасности. 10
Глава 3. Пути обеспечения экономической безопасности России. 26 Заключение. 33
Приложения. 34
Список литературы. 35
7. Загашвили
В.С. Экономическая
8. Илларионов
А.И. Критерии экономической
9. Мартин Г.П.,
Шуманн Х. Западня
10. Мовсесян А.,
Огнивцев С. Транснациональный
капитал и национальные
11. Некипелов
А.Д. Последствия глобализации
в финансовой сфере. В сб.: Макроэкономическая
и финансовая политика в
12. Орттинг Р. РАО ЕЭС Калифорнии. - Н.Г. 20.01.2001.
13. Паньков В. Экономическая безопасность // Интерлинк. - 2002. - № 3
14. Плисецкий А. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // МЭ и МО. - 2005. - № 5.
15. Плисецкий Д. Экономическая безопасность: валютно-финансовые аспекты // МЭ и МО. - 2004. - №5. - С. 28.
16. Пузанов В.И.
Интеллектуальные потенциалы
17. Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5; Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. - М., 1989.
18. Чекмарев В.В.
К теории экономического
19. Экономическая безопасность: Производство Ї Финансы Ї Банки / Под. ред. В.К. Сенчагова. - М.: Финстатинформ, 2004
20. Reddaway P. & Glinsky D. The tragedy of Russia's Reforms. Market Bolshevism Against Democracy. - Wash.: United States Institutes of Peace, 2001.
| |
| |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ | |
| |
Проблема
обеспечения национальной безопасности
стояла перед человечеством во все
времена, но к началу ХХI в. она приобрела особое
звучание. Это объясняется возрастанием
и усложнением взаимозависимости государств
и народов мира, интернационализацией
хозяйственной жизни, научно-техническим
прогрессом, в связи с чем появляются новые
факторы, способствующие экономическому
росту, и одновременно факторы риска, увеличивающие
и неопределенность в сфере не только
бизнеса, финансовых отношений, но и государственной
политики. Обостряющиеся социальные, экономические,
сырьевые и другие проблемы приобрели
глобальный характер. | |
| |
1 Путин
В.В. Послание Федеральному |
ЦВЕТКОВА
А.Ю.
к.э.н., доцент
ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный
горный институт им. Г.В.Плеханова (ТУ)
Проблемы обеспечения экономической
безопасности страны, стабильного экономического
развития государства и общества стоят
перед многими странами мира, особенно
в период кризиса. Современное социально-экономическое
положение России обусловливает чрезвычайную
актуальность целенаправленной деятельности
государства в сфере обеспечения экономической
безопасности страны и российского общества.
Реализация национальных интересов России
в большинстве случаев возможна только
при условии наличия достаточных экономических
возможностей и устойчивого экономического
развития. Таким образом, можно говорить
о том, что экономической безопасности
принадлежит определяющее место в общей
системе национальной безопасности [1].
Как показывает мировой опыт, обеспечение
экономической безопасности – это гарантия
независимости страны, условие стабильности
и эффективности жизнедеятельности общества,
достижения успеха. Поэтому обеспечение
экономической безопасности принадлежит
к числу важнейших национальных приоритетов.
Экономическая безопасность представляет
собой совокупность внутренних и внешних
условий, благоприятствующих эффективному
динамическому росту национальной экономики,
её способности удовлетворять потребности
общества, государства, индивида, обеспечивать
конкурентоспособность на внешних и внутренних
рынках, страхующую от различного рода
угроз и потерь.
Экономическая безопасность страны должна
обеспечиваться, прежде всего, эффективностью
самой экономики, то есть, наряду с защитными
мерами, осуществляемыми государством,
она должна защищать сама себя на основе
высокой производительности труда, качества
продукции и т.д. Обеспечение экономической
безопасности страны не является прерогативой
какого-либо одного государственного
ведомства, службы. Она должна поддерживаться
всей системой государственных органов,
всеми звеньями и структурами экономики.
В 2000 году была принята Концепция национальной
безопасности Российской Федерации [2]
– система взглядов на обеспечение в Российской
Федерации безопасности личности, общества
и государства от внешних и внутренних
угроз во всех сферах жизнедеятельности.
В Концепции сформулированы важнейшие
направления государственной политики
Российской Федерации.
Концепция определяет принципиальные
исходные положения по национальной безопасности
страны, которые должны стать основой
формирования внутренней и внешней политики
государства. В нем дан анализ места России
в мировом сообществе, определены ее национальные
интересы, процессы и явления, им угрожающие.
Первостепенную роль в обеспечении национальной
безопасности России играет защита национальных
интересов страны в сфере экономики. В
конечном счете, обеспечение всех элементов
национальной безопасности: оборонной,
экологической, информационной, внешнеполитической
и других – зависит от экономических возможностей
страны. В то же время разработка программы
первоочередных и долговременных мер
по обеспечению экономической безопасности
России и практические шаги в этом направлении
должны опираться на четкое осознание
современных угроз.
В соответствии с Концепцией национальной
безопасности, «в сфере экономики угрозы
имеют комплексный характер и обусловлены,
прежде всего, существенным сокращением
внутреннего валового продукта, снижением
инвестиционной, инновационной активности
и научно-технического потенциала, стагнацией
аграрного сектора, разбалансированием
банковской системы, ростом внешнего и
внутреннего государственного долга,
тенденцией к преобладанию в экспортных
поставках топливно-сырьевой и энергетической
составляющих, а в импортных поставках
- продовольствия и предметов потребления,
включая предметы первой необходимости»
[4]. Состояние отечественной экономики,
несовершенство системы организации государственной
власти и гражданского общества, социально-политическая
поляризация российского общества и криминализация
общественных отношений, рост организованной
преступности и увеличение масштабов
терроризма, обострение межнациональных
и осложнение международных отношений
создают широкий спектр внутренних и внешних
угроз национальной безопасности страны.
Ослабление научно-технического и технологического
потенциала страны, сокращение исследований
на стратегически важных направлениях
научно-технического развития, отток за
рубеж специалистов и интеллектуальной
собственности угрожают России утратой
передовых позиций в мире, деградацией
наукоемких производств, усилением внешней
технологической зависимости и подрывом
обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике лежат
в основе сепаратистских устремлений
ряда субъектов Российской Федерации.
Это ведет к усилению политической нестабильности,
ослаблению единого экономического пространства
России и его важнейших составляющих –
производственно-
Экономическая дезинтеграция, социальная
дифференциация общества, девальвация
духовных ценностей способствуют усилению
напряженности во взаимоотношениях регионов
и центра, представляя собой угрозу федеративному
устройству и социально-экономическому
укладу Российской Федерации [3].
Даже краткий анализ современных угроз
позволяет сделать вывод о необходимости
радикального изменения подходов к обеспечению
экономической безопасности страны. Нарастание
этих угроз во многом связано с просчетами
в выборе стратегии и тактики российских
реформ.
В ходе реформ, каких-либо преобразований
в обществе и экономике, в период кризиса
экономика особенно беззащитна перед
угрозами экономической безопасности.
Как показывает мировой опыт, в такие периоды
повышается неустойчивость экономики,
нарушается её нормальное функционирование.
Экономическая логика развития предполагает
диверсификацию рынков сбыта, и в этом
случае разумная долгосрочная политика
России должна увязывать энергетическую
стратегию и модернизацию страны, поскольку
экспорт энергоносителей является основным
финансовым источником развития, как это
следует из структуры российской внешней
торговли. В долгосрочной перспективе
Россия, как и любая страна с достаточными
человеческими и природными ресурсами,
будет пытаться модернизировать свою
обрабатывающую промышленность, особенно
машиностроение, при этом задача поиска
экспортных ниш будет все более актуальной
в условиях экономического кризиса.
В настоящее время необходимо развивать
внутренний российский рынок, повышать
платёжеспособность населения, всеми
мерами увеличивать благосостояние населения.
Следует повысить эффективность управления
собственностью – и в частном, и в государственных
секторах.
Необходимо уменьшить существующий перекос
национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного
сектора экономики путём размещения масштабных
государственных заказов в ВПК, атомную,
машиностроительную, авиационную и авиакосмическую,
химическую и фармацевтическую, электронную
промышленность, обеспечивающие создание
товаров с высокой добавочной стоимостью.
Источники
1. Блохин С.В. Понятие экономической безопасности
// oad.rags.ru/…/issues/
2. Концепция национальной безопасности
РФ. Указ Президента Российской Федерации
№24, 10.01.2000.
3. Кузык Б. Стратегия развития: задачи
перехода к геоэкономической
модели // Российский экономический журнал.
№3. 2008.
4. Миронова Т.А. Экономическое развитие
России в 2008 году // Аналитический вестник
Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 23 (154).
ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Доклад Председателя ЦС РУСО
академика РАСХН В.С. Шевелухи
на Втором Пленуме РУСО
Уважаемые товарищи!
Россия из могучей мировой державы в результате вероломного разрушения СССР, ликвидации социалистического строя и образа жизни советских людей и реставрации капитализма в стране ускоренными темпами превращается в третьестепенную державу, теряет свою независимость и национальную безопасность. Незамедлительная остановка этого разрушительного процесса сегодня - главная задача государства, ученых и всего общества. Наибольший «вклад» в разрушение СССР, безопасности России, экономики и всей жизни внесли персонально политические оборотни Ельцин и Горбачев, а также их ближайшие сподвижники Яковлев и Шеварднадзе. Процесс разрушения продолжается и в настоящее время. Реальной силой, способной противодействовать ему, является КПРФ, другие патриотические партии и движения России.
Безопасность – главное условие устойчивого и эффективного функционирования государства. Под безопасностью понимается защищенность человека, общества и страны в целом от опасного воздействия важнейших отрицательных факторов, наносящих ущерб здоровью и самой жизни людей, экономике, механизмам государственного управления и окружающей среде. В зависимости от факторов влияния и объектов воздействия безопасность может быть военная, социально-экономическая, продовольственная, энергетическая, экологическая, ресурсная, управленческая, информационная. Не меньшее значение имеют биологическая, медицинская, научно-образовательная, техногенная, радиационная, транспортная, духовно-нравственная, политическая, космическая, криминальная, террористическая, алкогольная, наркотическая и другие виды безопасности.
Каждая из них может оказаться главной, решающей для судьбы народа и государства в зависимости от масштабов, силы и направления их действия. Поэтому в политической, социально-экономической и других видах деятельности государства должен быть обеспечен комплексный подход в стратегическом планировании и практических мерах по обеспечению безопасности.
В истории СССР и России внешние и внутренние силы многократно испытывали их на прочность и делали все для того, чтобы столкнуть страну с социалистического пути развития. В горбачевский, так называемый перестроечный период и, особенно, в эпоху ельцинских «реформ» была создана чрезвычайная ситуация, при которой наша страна оказалась в глубоком системном кризисе с катастрофическими последствиями.
Во все времена фундаментальная и прикладная науки всегда имели и имеют в настоящее время основополагающее значение в создании и укреплении безопасности государства. Ученые Института истории науки и техники РАН сделали важнейший вывод: невостребованность науки, какие бы экономические трудности страна не испытывала, самым пагубным образом сказывается на состоянии всех видов национальной безопасности. Об этом же неоднократно предупреждали руководителей России выдающиеся деятели российской науки Вернадский, Сергей Вавилов, Капица и другие.
В современный период развития России и мировой цивилизации в целом не меньшее значение, чем собственно военные для безопасности страны, имеют также невоенные факторы.
К большому сожалению, эти важнейшие принципы и подходы не учтены в полной мере в Доктрине национальной безопасности Российской Федерации, введенной указом Президента от 10 января 2000 года.
Позиция Президента Российской Федерации В.В.Путина по проблемам безопасности человека, общества и государства изложена в его посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Президент заявил: «Прежде всего, нас не устраивает уровень жизни людей. За время длительного экономического кризиса Россия потеряла почти половину своего экономического потенциала… Необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека. Мы должны общими усилиями создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране, улучшить состояние здоровья российской нации, остановить рост наркомании, избавиться от детской беспризорности. Мы должны снизить уровень смертности, увеличить продолжительность жизни людей, преодолеть демографический спад». Так заявлял Президент 26 мая 2004 года.
А вот что он сказал через год. «Прежде чем говорить о приоритетах и ставить задачи, назову самые острые проблемы, стоящие перед страной. Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм, но Россия – это, прежде всего люди. Люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь – главная задача власти. Любой. Однако сегодня в нашем доме далеко до комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить. Нас, граждан России, из года в год становится все меньше и меньше. Уже несколько лет численность населения страны в среднем ежегодно уменьшается на 750 тыс. человек… Уже через 20 лет россиян может стать меньше на 22 млн. человек. Я прошу вдуматься в эту цифру, - заявил Президент. Это же седьмая часть населения страны. Если нынешняя тенденция сохранится, выживаемость нации окажется под угрозой. Нам реально грозит стать дряхлеющей нацией. Сегодня демографическая ситуация одна из тревожных».
«Другой серьезной проблемой – добавил Президент, - является то, что продолжает оставаться экономическая слабость России. Подрастающий разрыв между передовыми государствами и Россией толкает нас в страны третьего мира. … Мы по-прежнему продолжаем жить в условиях прогрессирующего экономического отставания. Я прошу Вас обратить на это особое внимание, - сказал Президент. Экономический рост находится на грани риска. Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры». Сказано, как есть на самом деле. Напрашивается один важнейший вывод – Россия потеряла национальную безопасность! Налицо глубокий национальный кризис. Президент и Правительство должны принимать экстренные меры по выводу России из него, обеспечить безопасность страны по всем направлениям ее развития. Но они этих мер не принимают.
Кризис – это рубеж, крайнее состояние общества, достижение им критической массы и черты недовольства и недоверия людей властям.
Меры по безопасности, принимаемые властью оппозицией диаметрально противоположны по своему содержанию, но однозначны по своей конечной цели – обезопасить себя от поражения и уничтожения. Оппозиция и власть используют разные методы самозащиты. Все зависит от целей и задач, которые они перед собой ставят, а также от того, кому они служат. Власть служит мировому капиталу и национальной олигархической буржуазии, а оппозиция защищает интересы трудового народа.
В сегодняшней России власть выкачивает национальные богатства – нефть, газ и капитал за рубеж, а оппозиция ведет борьбу за сохранение и эффективное их использование в своей стране. Власть делает все, чтобы обезглавить оппозицию в России, максимально ограничить деятельность КПРФ и других левопатриотических прогрессивных партий и движений, а затем ликвидировать их. Одновременно она кровно заинтересована в разрушении международной солидарности и взаимодействия национально-освободительных, коммунистических и рабочих партий и движений. Антикоммунизм направляется мировым капитализмом из однополюсного центра – США. В настоящее время активность антикоммунистов резко возросла.
Системы государственного управления, политических и социально-экономических структур выстроены по вертикали и приспособлены в России для обеспечения жесткой правовой и управленческой деятельности по подавлению оппозиции и превращению страны в сырьевую колонию, недопущению создания союзного государства Россия-Белоруссия, ликвидации социальной и политической базы для перехода России на социалистический путь развития. Разрушение реальных секторов экономики – промышленности и сельского хозяйства, по замыслу американских консультантов и российских реформаторов, должно сделать Россию полностью зависимой от Международного Валютного Фонда (МВФ) и Международного Банка Реконструкции и Развития и других мировых и региональных финансовых источников, а главное – разрушить социальную базу оппозиции, устранить с политической арены рабочий класс и коллективное крестьянство.