Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 22:38, реферат

Краткое описание

Цель курсовой работы: определение теоретико-методологических основ организации системы прогнозирования и программирования регионального социально-экономического развития.
К основным задачам исследования можно отнести:
· определение теоретических основ организации системы прогнозирования и программирования социально-экономического развития региона;
· рассмотрение технологии прогнозирования регионального развития;
· анализ среднесрочного прогноза социально-экономического развития Пензенской области;
· характеристика показателей индикативного управления экономикой Пензенской области.

Содержание

Введение
Глава 1 Теоретико-методологические основы организации системы прогнозирования и программирования социально- экономического развития субъекта РФ.
1.1 Понятие, виды и организация системы прогнозирования социально-экономического развития региона.
1.2 Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования
1.3 Понятие, задачи и структура региональных программ социально-экономического развития
Глава 2 Анализ социально-экономического развития и индикативного планирования экономики Пензенской области.
2.1 Среднесрочное прогнозирование социально-экономического развития Пензенской области (до 2010 года)
2.2 Система индикативного управления экономикой Пензенской области
Заключение
Список использованных источников информации

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «Экономическая теория».doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

8.   Коваленко Е. Региональная экономика и управление. – М., 2007.

9.   Корчагин Ю.А. Региональная финансовая политика и экономика. – Ростов-на-Дону, 2006.

10.      Котилко В.В. Региональная экономическая политика: учебное пособие. - М–, 2002.

11.      Кутафин О.Е. Муниципальное право РФ. Учебник для вузов, 2-е изд., перераб. И доп. – М., 2003.

12.      Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М., 2006.

13.      Махотаева М. Целевое управление социально-экономическими системами. // Проблемы теории и практики управления. - 2006. - № 4. - С. 66-78.

14.      Митрофанова И.В. Программно-целевое управление социально-экономическим развитием региона. // Социально-гуманитарное знание. - 2006. - № 2. - С. 36-50.

15.      Полтерович В.М. Экономическое равновесие и хозяйственный механизм. – М., 2000.

16.      Рохчин В.Е. Стратегическое планирование развития регионов России. – СПб, 2003.

17.      Суворов А.В., Горст М.Ю. Система макроэкономических балансов для прогнозирования экономики региона. // Проблемы прогнозирования. - 2003. - № 4. - С. 23-36.

18.      Хасаев Г.Р., Цыбатов В.А. Технология прогнозирования регионального развития: опыт разработки и использования. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 2. - С. 56-69.

19.      Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск, 2001.

20.      Шорохов В.П., Колькин Д.Н. Оценка конкурентоспособности региона. // Проблемы прогнозирования. - 2007. - № 1. - С. 64-76.

 

ВВЕДЕНИЕ

Изучение процессов совокупного  спроса и совокупного предложения как факторов, влияющих на экономическое равновесие, является важнейшей задачей для экономистов любой страны.

В условиях перехода Российской экономики на рыночные отношения  все чаще возникают вопросы о  ходе и направлении экономических  реформ, о тех экономических теориях, которые положены в их основу. На собственном опыте мы убеждаемся в необходимости квалифицированного макроэкономического анализа. Но экономическая мысль еще не создала такого универсального метода исследования, который бы мог раскрыть содержание всех экономических процессов в рамках одной теории. Макроэкономический анализ рыночной экономики – сложный многоуровневый процесс, основу которого составляет изучение взаимодействия «совокупного производителя» и «совокупного покупателя». Закономерности равновесия совокупного спроса и совокупного предложения входят в любую макроэкономическую модель.

Для раскрытия макроэкономических закономерностей необходимо, прежде всего, рассмотреть категории совокупного спроса и совокупного предложения, все перемены в экономике страны можно, так или иначе, объяснить изменениями в уровнях совокупного спроса и совокупного предложения.

Исходя из вышесказанного, в данной работе я рассмотрел существующие категории совокупного спроса и  совокупного предложения, равновесие совокупного спроса и предложения в общем экономическом равновесии, а так же его особенности в России.

 

1. СОВОКУПНЫЙ  СПРОС, ЕГО СТРУКТУРА И ФАКТОРЫ  ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

Совокупный спрос —  это спрос на общий объем товаров  и услуг, который может быть предъявлен при данном уровне цен. Он имеет две формы: натурально-вещественную и стоимостную. Натурально-вещественная форма совокупного спроса отражает общественную потребность населения, фирм и государства в товарах и услугах. Его структура может быть представлена: во-первых, определенными видами продуктов и услуг непроизводственного потребления, удовлетворяющими личные и иные непроизводственные потребности; во-вторых, совокупностью всех средств производства и производственных услуг (научные исследования и разработки, направленные на совершенствование технологии; обслуживающая производство информация; связь и т. д.).

Совокупный спрос в  стоимостном выражении представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в  экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами: населением, предприятиями и государством, и общим уровнем цен в экономике. В структуре совокупного спроса можно выделить:

- потребление С — спрос на потребительские товары и услуги;

- инвестиции I — спрос на инвестиционные товары;

- государственные закупки G — спрос на товары и услуги со стороны государства;

- чистый экспорт Xn — разность между спросом иностранцев на отечественные товары (экспортом) и отечественным спросом на иностранные товары (импортом).

Совокупный спрос равен  общей сумме спросов на конечную продукцию: C + I + G + Xn.

Одни компоненты совокупного  спроса относительно стабильны, изменяются медленно, например потребительские  расходы. Другие — более динамичны, например инвестиционные расходы, их изменения вызывают колебания экономической активности.

Кривая совокупного  спроса AD показывает количество товаров  и услуг, которое потребители  готовы приобрести при каждом возможном  уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии. Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен. Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:  MV=PQ,

отсюда P=MV/Q или Q=MV/P или AD=MV/P, где

Р – уровень цен  в экономике, в данном случае –  индекс цен;

Q — реальный объем  выпуска, на который предъявлен  спрос;

М — количество денег в обращении;

V — скорость обращения  денег.

Следовательно, AD находится  в прямой зависимости от денежной массы и скорости обращения денег  и в обратной — от уровня цен. 1

Рис. 1. Совокупный спрос.

Графически модель совокупного спроса представляется в виде кривой с отрицательным наклоном, которая характеризует обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен. На рис.1 кривая совокупного спроса AD показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Она дает такие комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике, при которых товарный и денежный рынки находятся в равновесии.

Изменение общего уровня цен (ценовых факторов) при прочих равных условиях (неизменных неценовых факторах) влияет на объем совокупного спроса и обуславливает движение по кривой AD/2

Отметим, что факторы, влияющие на кривую спроса на отдельный  товар, не имеют смысла при рассмотрении совокупностей. На макроуровне совокупный спрос определяется следующими ценовыми факторами:

- эффект процентной  ставки, смысл которой заключается  в том, что при увеличении  цены процентная ставка увеличивается,  следовательно, величина инвестиций, согласно кривой инвестиционного  спроса - уменьшается, отсюда, по  основному макроэкономическому уравнению:

Y=C+I+G+X

При прочих равных условиях уменьшение инвестиций ведет к уменьшению ВНП (Y);

- эффект богатства  или эффект реальных кассовых  остатков. При росте цен население,  имеющее финансовые активы, станет  реально беднее и будет вынуждено сократить свои расходы;

- эффект импортных  закупок. Суть этого эффекта  в том, что изменение цен  в одной стране приводит к  изменениям объема экспорта при  неизменных ценах за рубежом,  что в свою очередь влияет  на расходы населения внутри  страны. Так, например, при росте цен на отечественные товары население станет больше покупать импортные товары, что приведет к уменьшению экспорта, с одной стороны, и сокращению покупок отечественных товаров - с другой;

- убывающий наклон  кривой совокупного спроса можно объяснить через количественную теорию денег, которая выражается равенством:

М*V=Р*Y,  где: М - количество денег; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен; Y - реальный объем производства.

Неценовые факторы сдвигают кривую совокупного спроса вправо или влево. Эти факторы не зависят от изменения уровня цен Р, но под их влиянием происходит изменение спроса, поэтому результатом будет сдвиг кривой AD вправо или влево (рис. 43-45).

Основные причины сдвижки можно отразить через основное макроэкономическое уравнение:    Y=C+I+G+Xn

Изменение любого из четырех  компонентов при P приводит к изменению Y.

Рис. 2 Влияние неценовых факторов на совокупный спрос

Неценовые факторы совокупного  спроса включают в себя:

1) изменения в потребительских  расходах домашних хозяйств (С) - когда изменяются: благосостояние потребителей, ожидания потребителей, задолженность потребителей, налоги;

2) изменения в инвестиционных  расходах (I) - когда изменяются: процентные  ставки, ожидаемые прибыли от  инвестиций, налоги с предприятий, технологии, избыточные мощности;

3) изменения в государственных  расходах (G);

4) изменения в расходах на  чистый объем экспорта (Xn): национальный  доход в зарубежных странах,  валютные курсы.3

Рис. 3. Последствия роста спроса     Рис. 4 Последствия роста спроса в

в краткосрочном  периоде     долгосрочном периоде

 

В краткосрочном периоде  рост совокупного спроса приходит к  увеличению выпуска и увеличению занятости, не оказывая влияния на уровень  цен (рис. 3). Такое воздействие оказала в период кризиса 30-х годов государственная политика стимулирования совокупного спроса. Но если состояние экономики близко к состоянию полной занятости в долгосрочном периоде рост совокупного спроса вызовет не увеличение выпуска, так как возможности уже на пределе, а отразится на уровне цен, т.е. вызовет инфляцию (рис. 4).

 

2. СОВОКУПНОЕ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ  НА НЕГО.

Совокупное предложение (AS) отражает связь между совокупным объемом выпуска и уровнем  цен в экономике. Можно сказать, что совокупное предложение - это общее количество благ и услуг, которые фирмы и домашние хозяйства готовы представить на рынок при каждом данном уровне цен. Объем выпуска фирм, разумеется, зависит от цен, которые устанавливаются на их товары и услуги на рынке. Предложение в макроэкономике отражает прямо пропорциональную зависимость между ценой на продукт (Р) и количеством предлагаемого продукта (Y).

На уровень предложения  влияют цены на продукцию и затраты  на факторы производства.

Совокупное предложение  следует рассматривать отдельно в краткосрочном периоде и в долгосрочном периоде. Это объясняется большой значимостью влияния изменений количества факторов производства.

На графике совокупное предложение имеет несколько  необычный вид. Можно выделить три  участка кривой (рис. 5).

Рис. 5. Совокупное предложение

Горизонтальный, или кейнсианский, отрезок отражает совокупное предложение  в краткосрочном периоде. Кейнс, именем, которого назван участок, дал следующее объяснение горизонтального характера этого участка. Он рассмотрел экономику в период спада, т. е. когда имеются в наличии зрительные запасы факторов производства, поэтому в краткосрочном периоде возможно увеличение реального национального производства без повышения уровня цен за счет привлечения дополнительного количества безработных и других факторов производства.

Кривая совокупного  предложения в долгосрочном периоде - классический участок - имеет вид  вертикальной прямой. Представители  классической школы считают, что  в долгосрочном периоде в экономике  всегда будет естественный уровень  занятости и будут использоваться все имеющиеся ресурсы, т.е. никакое изменение цен в долгосрочном периоде не может привести к изменениям реального национального производства, так как все факторы производства используются полностью.

На графике имеется промежуточный участок, который говорит о том, что здесь уровень цен на продукцию и объем производства растут одновременно. Это объясняется тем, что не все отрасли и предприятия достигают полной загрузки имеющихся ресурсов и не во всех отраслях.

Мы рассмотрели кривую совокупного предложения как зависимость уровня цен и реального национального производства. Но на совокупное предложение могут оказывать воздействие и прочие факторы, не зависящие от изменения цен на продукцию (неценовые факторы). Эти прочие факторы будут сдвигать кривую совокупного предложения вправо или налево вверх

Рис. 6 Влияние неценовых факторов на совокупное предложение

 

Неценовые факторы, сдвигающие кривую совокупного предложения, включают в себя:

- изменения цен на  ресурсы: земля, трудовые ресурсы, капитал, предпринимательские способности;

- изменения в производительности;

- изменения правовых  норм: налоги с предприятий и  субсидии, государственное регулирование.

Изменения в совокупном предложении в виде сдвижек кривой могут оказывать существенное воздействие на экономику.

Экономическая политика, ориентированная на совокупное предложение, например, на рост производительности факторов, способна привести к увеличению объема выпуска и сокращению инфляционного  давления на экономику.4

Информация о работе Прогнозирование и программирование социально-экономического развития региона