Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 22:36, контрольная работа

Краткое описание

В последнее время актуальной темой для владельцев компаний стал полный или частичный выход собственников из управления своим бизнесом. Часто этот опыт становится для собственника неудачным: приводит к постоянным конфликтам с наемным менеджером, снижению эффективности, а иногда и потере бизнеса. Для того чтобы передача управления проходила с наименьшими потерями для собственника и давала ожидаемый результат необходимо соблюдать ряд правил, попробуем разобраться каких.

Содержание

1.Проблема «Собственник-управляющий (менеджер)» 3
2.Технология и производство 15
3.Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера 18
Список использованной литературы и источников 23

Вложенные файлы: 1 файл

отраслевые рынки.docx

— 72.29 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим характеристики Х и Y, которые служат благом для потребителей. Товары А и С включают эти характеристики в разных пропорциях (рис 1). Лучи ОА и ОС - продуктовые лучи, отражают интенсивность характеристик, доступных для потребителя при разных объемах приобретения товаров. Так, Ха1 и Уа1 - интенсивность характеристик, которую получает потребитель, купив единицу товара А, Ха2 и Уа2 - две единицы товара А и т. д. Тангенс угла наклона продуктового луча показывает сочетание характеристик в данном товаре: очевидно, что товар А отличается преобладанием свойства Y, а товар С - преобладанием свойства

X.

Рис.1 «Модель Ланкастера: выбор потребителя между товарами А и С»

Пусть доход покупателя, таков, что он может приобрести А' = I/Pa количество товара А и A' = I/Pc количество товара С, а также линейные комбинации этих наборов. Отрезок [А'; С] - аналог бюджетной линии - носит название эффективной границы на плоскости характеристик.

Пусть предпочтения потребителя таковы, что максимальную полезность обеспечивает комбинация характеристик, отраженная точкой Е. Если товары А и С являются делимыми, комбинация Е будет обеспечена сочетанием А* и С* количества товаров.

Предположим на рынок входит новая фирма с продуктом В по цене Рв. Вид эффективной границы на плоскости характеристик изменится (рис.2.). Покупатель имеет возможность получить дополнительную полезность, приобретая вместо набора (А*, С*) товар В в количестве В*.

Рис.2 «Последствия входа на рынок товара В»

В результате перехода покупателей от одних продавцов к другим происходит снижение рыночных долей фирм, продающих товары А и С. Однако полного вытеснения их с рынка не происходит, поскольку среди общего числа покупателей есть люди с иными предпочтениями. Возможности ценовой конкуренции товарных марок А, В и С за конкретного покупателя зависят от индивидуальных предпочтений: от возможности замещения характеристик друг другом. Если свойства Х и У служат дополняющими благами в определенной пропорции, даже существенное изменение цен на товары В и С может не оказать влияния на спрос. Напротив, если Х и У для потребителя являются характеристиками-совершенными заменителями, даже небольшое изменение относительных цен может сократить индивидуальный спрос на продукт до нуля. В общем случае можно предполагать, что покупатели разных типов занимают сопоставимые доли в общей численности и функцию полезности покупателя можно рассматривать как функцию Кобба-Дугласа.

Для того чтобы вытеснить торговые марки А и С с рынка, фирма В должна назначить достаточно низкую цену Рв2. При такой цене ни один покупатель, для которого Х и У служат благами, не будет приобретать товары А и С. Напротив, при цене, превышающей Рв1, даже покупатель, для которого комбинация характеристик, свойственная товару В, предпочтительна по сравнению с остальными, будет приобретать набор, включающий товары А и С.

Рис.3 «Остаточный спрос на товар В в модели Ланкастера»

Остаточный спрос на товар В представлен на рис.3. При ценах ниже Рв2, остаточный спрос совпадает с рыночным. При цене Рв2 фирму В покидают клиенты, приверженные товарным маркам А и С (характеристики Х И У служат дополняющими при соответствующих комбинациях). При дальнейшем повышении цены объем остаточного спроса плавно снижается. Когда цена превышает Pв1 - падает до нуля, в этот момент фирму покидают клиенты, приверженные ее марке.

Модель Ланкастера показывает взаимосвязь ценовой и неценовой конкуренции между фирмами. Эффективность ценовой конкуренции тем выше, чем совершеннее возможности замещения характеристик, заключенных в товаре, для потребителя, и наоборот. Но даже жесткая приверженность марке не исключает успешной ценовой конкуренции. Модель Ланкастера служит методологической основой формирования ценовой политики с учетом целей, которые фирма на рынке дифференцированного продукта ставит перед собой.

 

 

 

Список использованной литературы и источников

  1. http://www.cons-dir.ru/index.files/Article_1.htm
  2. http://rusadvice.org/business/management/sobstvennik_i_menedzher_kto_realno_upravlyaet_predpriyatiem.html
  3. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков. Учебное пособие. Изд-во Политехнического университета, 2009. - 340 с.
  4. Вурос А.Д., Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков - Учебник. - М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002. - 253 с

 

 


Информация о работе Продукт как совокупность характеристик: модель Ланкастера