Пути и направления совершенствования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения международного рынка услуг. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1: Экономическая сущность международного рынка услуг и его современная тенденция развития ………………………………………………6
1.1. Понятие, экономическая сущность и факторы воздействия на рынок услуг………………………………………………………………..6
1.2. Географическое распределение, динамика и отраслевая структура рынка услуг………………………………………………………………..14
1.3. Современная тенденция развития рынка услуг, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами….20
Глава 2: Анализ международного рынка услуг и факторов, воздействующих на его развитие…………………………………………………………………...26
2.1. Анализ динамики и отраслевая структура сферы услуг…………...26
2.2. Анализ воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс)…………………………………………………………………...28
2.3. Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг и анализ глобализации услуг……………………………………………………….33
Глава 3: Пути и направления совершенствования международного рынка услуг……………………………………………………………………………....40
Выводы и предложения…………………………………………………………44
Список литературы………………………………………………………….......46

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 243.58 Кб (Скачать файл)

 


  1. Батманова, Е. С., Томилов П. С., Мировая экономика и международные экономические отношения/ Е. С. Батманова, П. С. Томилов – Екатеринбург: УГТУ, 2010.- 111с.
  2. Булатов А.С. Мировая экономика / Под ред. Булатова А.С. – М.: Юристъ, 2009. – 344с.

Термин «поставка услуг» означает производство, распределение, маркетинг, продажу и доставку услуг.

В современных условиях выделяют четыре способа международной торговли услугами.

  1. Трансграничная торговля (cross-border trade), когда продавец и покупатель услуги не перемещаются через границу, ее пересекает только услуга. Такой способ продажи услуг значительно приближен к продаже товаров в международной торговле, например, предоставление юридических консультаций из-за границы по телефону (или факсу) либо участие в корреспондентской обучающей программе зарубежного учебного заведения (на ее долю приходится свыше 40% всего объема международной торговли услугами).
  2. Потребление за границей (consumption abroad), когда потребитель из одной страны приобретает и потребляет услугу на территории другой страны. В этом случае различие по сравнению с торговлей товарами состоит в том, что услуга и продавец услуги не перемещаются через границу, ее пересекает потребитель услуги, например, выезд за границу на учебу или для лечения (20%).
  3. Торговое (коммерческое) присутствие в стране предоставления услуги (commercial presence, либо right of establishment), когда фирма, предоставляющая услугу, пересекает границу и, находясь на территории данной страны, открывает представительство или дочернюю фирму, через которые осуществляет предоставление услуги. Сама услуга и ее потребитель в данном случае через границу не перемещаются (около 40%).
  4. Присутствие физических лиц, предоставляющих услугу (presence of natural persons providing services), когда услуга заключается непосредственно в деятельности людей, которые приезжают из-за границы в страну, где находится ее потребитель, например, приезд из-за границы иностранного архитектора или иностранного персонала заграничного банка, открывающего свое представительство в данной стране (более 1%).3

В более «компактном» виде все способы международной торговли услугами представлены в таблице 1.

Таблица 1

Способы международной  торговли услугами

 

Потребитель не перемещается

Потребитель перемещается

Производитель не перемещается

А. Транспорт, компьютерные и информационные услуги

Б. Поездки (туризм), образование  и медицинские услуги

Производитель перемещается

В. Прямые иностранные инвестиции, временная трудовая миграция

Г. Поездки в третьи страны, организованные фирмами-нерезидентами


Источник: Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА, 2009. – 503 с.

         Сложность с созданием термина «услуга» привела к поиску нового решения, необходимого для практических целей: ведения переговоров, создания базы данных о видах услуг и барьерах на пути торговли услугами. Поэтому был создан Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН)4,включающий следующие группы:

  • 01 - бытовые услуги;
  • 02 - услуги пассажирского транспорта;
  • 03 - услуги связи;
  • 04 - жилищно-коммунальные услуги;
  • 05 - услуги учреждений культуры;
  • 06 - туристские и экскурсионные услуги;
  • 07 - услуги физической культуры и спорта;
  • 08 - медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги,

ветеринарные услуги;

  • 09 - услуги правового характера;
  • 10 - услуги банков;
  • 11 - услуги в системе образования;
  • 12 - услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;
  • 80 - прочие услуги населению.

Международная торговля услугами (МТУ) – это специфическая форма  мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Мировой рынок услуг состоит  из множества более узких «специализированных» рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. Разумеется, разные виды услуг вовлечены в  международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной  стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и  бытовые услуги.5

Одна из наиболее динамичных отраслей услуг — туризм, особенно международный. Число международных туристов постоянно  растет, обеспечивает работой во всех странах мира свыше 100 млн. человек. В России туризм как одна из отраслей сферы услуг развит весьма слабо. Число туристов, выезжающих из России за рубеж, значительно превышает  число иностранных туристов, посещающих нашу страну. Это означает неблагоприятный  для России баланс валютных поступлений  от туризма.

В зависимости от уровня развития сферы услуг страны мира можно  подразделить на три группы. В первую группу стран с высоким уровнем  развития сферы услуг входят развитые страны с экономикой постиндустриального  типа. К странам со средним уровнем  развития сферы 

услуг относятся новые индустриальные страны Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, а также страны с переходной экономикой, для которых характерен относительно высокий уровень развития одной или двух отраслей сферы услуг при недостаточности развития этого сектора в целом.


  1. Спиридонов И.А. Мировая экономика. – М.: ИНФРА, 2009. – 503 с.

Суэтин А.А. Мировая  экономика. Международные экономические  отношения. Глобалистика: Учебник. М.: КНОРУС, 2008. – 320 с

  1. www.consultant.ru

 

Большинство развивающихся стран  входит в группу с низким уровнем  развития сферы услуг.

Все более широкое распространение  получают деловые услуги.

Среди консультационных услуг в  области информации и совершенствования  управления широкое распространение  получили аудиторские услуги, предусматривающие  проверку коммерческой и финансово-хозяйственной  деятельности, разработку предложений  по ее совершенствованию, консультации по вопросам налогообложения и т.п.

Можно структурировать все  отличия товара и услуги в таблице 1

 

Таблица 1 - Отличия товара и услуг в международной торговле

Отличительные параметры

Товар

Услуга

Перемещение через таможенную границу

Обязательно

Не обязательно

Таможенный контроль

Проходят

Не проходят

Область регулирования

На границе

Внутри страны в соответствии с положениями внутреннего законодательства

Правовая государственная  защищенность от иностранной конкуренции

Хуже защищена сфера материального  производства и торговли товарами

Лучше защищен рынок услуг

Унификация подхода к  регулированию ввоза и вывоза

Проще

Сложнее

Степень однородности для  проведения классификаций

В общей степени однороден

Неоднородны отсюда трудности  классификации

Роль посредников

Может быть существенной

Уменьшается, так как услуги базируются на прямых контактах производителя и потребителя

Могут являться предметом  торговли

Все товары

Исключаются услуги, поступающие  в личное потребление


Источник. Мировая экономика  и международный бизнес : учебник / под общ. ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. М. : КНОРУС, 2010. С. 246.5

Международная торговля услугами тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информационных и других услуг. В свою очередь рост мировых рынков товаров, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Причины, стимулирующие быстрый  рост мирового рынка услуг, следующие:6

  • высокий уровень жизни, повышающие спрос на услуги;
  • развитие всех видов транспорта, стимулирующих международную мобильность, как предпринимателей, так и населения;
  • новые формы связи, позволяющие заменить личные контакты продавцов и покупателей;
  • ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, ведущий к образованию новых видов деятельности, прежде всего, в непроизводственной сфере.

 

 

 


  1. Адрианова В.Д. М «Россия в мировой экономике».: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2010.
  2. Бабин Э.П., Исаченко Т.М. Внешнеэкономическая политика - М.:ЗАО « Издательство «Экономика», 2006.

 

1.2.  Географическое распределение, динамика и отраслевая структура рынка услуг

 

Как показывают данные Международного валютного фонда, общий объем  услуг составляет около 25% общей  величины мирового экспорта. Услуги растут более высокими темпами по сравнению  с внешней торговлей; для двукратного  роста потребовалось всего лишь семь-восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для  аналогичного увеличения объема экспорта товаров.

Особенно быстро растет доля услуг, предоставляемых частными фирмами; за этот период она выросла в два  с половиной раза.

Географическое распределение  торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней  неравномерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг  доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 80% импорта. Доля  первой пятерки составляет более 75% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. Причем впереди с большим отрывом идут США (около 20% экспорта и 15% импорта). Экспорт услуг всех развивающихся стран составляет 20%, а импорт — на 5—10% больше.8

Для развивающихся стран характерно наличие отрицательного сальдо во внешней  торговле услугами; сказанное выше, однако, не исключает, что некоторые  из них являются крупными экспортерами услуг. Так, например, Республика Корея  специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика  — на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма.


  1. Максимова М. Проблемы стабильности мировой экономики // МЭ и МО. 2009. № 9. С. 13.

 

Роль восточноевропейских  государств и стран СНГ в международной  торговле услугами незначительна: они  экспортируют и импортируют до 4% мирового оборота услуг.

        Рост роли услуги в национальной экономике многих стран мира не могло не пройти бесследно: свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (в основном торговлю, банковские услуги и страхование); превышение доли услуг в ВВП развитых стран 70% при одновременном увеличении доли занятых в сфере услуг; 80 - 90% прироста новых мест приходится на сферу услуг.

Если говорить о распределении  стоимости услуг по отдельным  видам, то наибольшее значение в мировой  торговле услугами имеют  туризм  и  транспорт.

Самый большой в мире торговый флот принадлежит Японии, за ней  следуют Великобритания, ФРГ и  Норвегия. Судоходство составляет 50% экспорта услуг этих стран. На рынке  грузовых и пассажирских транспортных услуг доминируют США, за ними идут Великобритания, Франция. Они же удерживают пальму первенства в сфере иностранного туризма. Большой объем туристических  услуг оказывают Франция, Италия, Канада, Швейцария, где туризм приносит 40—50% экспортной выручки. 9

Для Турции, Испании и  ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт  рабочей силы в виде выезда неквалифицированных  рабочих на заработки.

Динамика сферы услуг складывалась при довольно заметных отраслевых различиях в ее темпах, что порождало непрерывные изменения в общей структуре, заметно ускорившиеся в последней четверти прошлого века. По темпам роста во всех странах устойчиво лидирует комплекс деловых и профессиональных услуг, представленный службами маркетинга, рекламы, менеджмента, лизинга, научных исследований, а также информационно-компьютерными, консультационными, ауди-торско-


  1. www.opec.org

бухгалтерскими услугами и т. д. Быстрее всего растут объемы информационно-компьютерных услуг, использование которых ускоряет процессы информатизации и компьютеризации хозяйства. Стремительно прогрессируют и консультационные услуги по разработке и предоставлению фирмам научных решений в виде информации, экспертизы, рекомендаций по самым разным аспектам бизнеса - производственным, финансовым, управленческим. К быстрорастущему ядру рассматриваемой сферы относятся также услуги телекоммуникаций и кредитно-финансовых учреждений. Опираясь на новые технологии и результаты либерализации рынков, эти отрасли вышли в последние десятилетия на новый виток развития и ныне играют решающую роль в технологическом прогрессе общества и глобализации экономики.

Информация о работе Пути и направления совершенствования международного рынка услуг