Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа
В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения международного рынка услуг. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1: Экономическая сущность международного рынка услуг и его современная тенденция развития ………………………………………………6
1.1. Понятие, экономическая сущность и факторы воздействия на рынок услуг………………………………………………………………..6
1.2. Географическое распределение, динамика и отраслевая структура рынка услуг………………………………………………………………..14
1.3. Современная тенденция развития рынка услуг, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами….20
Глава 2: Анализ международного рынка услуг и факторов, воздействующих на его развитие…………………………………………………………………...26
2.1. Анализ динамики и отраслевая структура сферы услуг…………...26
2.2. Анализ воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс)…………………………………………………………………...28
2.3. Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг и анализ глобализации услуг……………………………………………………….33
Глава 3: Пути и направления совершенствования международного рынка услуг……………………………………………………………………………....40
Выводы и предложения…………………………………………………………44
Список литературы………………………………………………………….......46
13.Мовсесян А.Г., Огнивцев С. Мировая экономика. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 349 с.
перечисленных регионах наибольший объем экспорта услуг, по сравнению с другими. Самый маленький показатель экспорта на 2011 год прослеживается в Сингапуре. Россия за этот период увеличила свой экспорт на 16686 млн.долл.США. Северная Америка, Западная Европа и Азия являются так же самыми крупными импортерами услуг. Самый низший показатель так же в Сингапуре.
Подводя итоги первой главы, хотелось бы отметить, что с каждым годом значимость международного рынка (купля-продажа услуг на мировом рынке) услуг динамично растет. Одна из наиболее динамичных услуг- туризм. В России туризм развит весьма слабо. Основной объем производства и экспорта услуг сосредоточен в промышленно развитых странах. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится более 80 % импорта и 2/3 мирового экспорта. Около 40% мировой торговли услугами осуществляется ТНК. Все услуги делятся на 13 больших групп. Международная торговля услугами тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы.
В 2011 году положительная динамика, наблюдалась во всех без исключения отраслях. Импорт по сравнению с 2010 годом увеличился на 29%.Основной объем импорта приходится на дальнее зарубежье(90%).В структуре мирового экспорта и импорта свыше половины операций приходилось на страны ЕС, традиционно крупными потребителями услуг оставались также страны АТЭС.
Примерно ¼ международной торговли услугами приходится на транспортные услуги, около ¼ составляет туризм.
Эти факты подтверждаются фактическим материалом, рассмотренным в данной главе.
Глава 2: Анализ международного рынка услуг и факторов, воздействующих на его развитие
2.1.Анализ динамики и отраслевая структура сферы услуг
Динамику услуг определяет ряд долговременных основополагающих факторов экономического развития.
Расширение позиций и структурное усложнение сферы услуг происходит как в результате возникновения новых производств (таких как компьютерные услуги, услуги электронных информационных сетей, видеобизнес и др.), так и путем «экстернализации» услуг – выделения в самостоятельные звенья хозяйственной структуры операций, которые ранее были составной частью производства или домашнего хозяйства. «Экстернализация» услуг – явление качественного порядка, и оно не сводится к механическому перемещению операций из одной сферы в другую.
Углубление специализации расширяет набор услуг, позволяет полнее и качественнее удовлетворить запросы потребителей, а экономия на масштабах ведет к относительному удешевлению продукции. В перспективе тенденция опережающего развития сферы услуг, по всей вероятности, сохранится, но по мере достижения ее отраслями высокой степени зрелости будет проявляться в более сложном взаимодействии факторов роста и его подавления; несомненно, усилится перелив ресурсов в рамках самой сферы услуг.
Проанализируем мировую торговлю услугами по категориям в таблице 5.14
Таблица 5 - Мировая торговля услугами по категориям
Доля от общего объема услуг, % |
Относительное отклонение | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | ||
Экспорт | ||||||
Всего коммерческие услуги |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Транспортные услуги |
23,4 |
23,3 |
22,9 |
23,7 |
20,9 |
-2,5 |
Поездки |
32,1 |
27,7 |
25,7 |
25,1 |
26,0 |
-6,1 |
Другие коммерческие услуги |
44,5 |
49,0 |
51,4 |
51,1 |
53,1 |
+8,6 |
Импорт | ||||||
Всего коммерческие услуги |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Транспортные услуги |
28,7 |
29,1 |
29,0 |
30,0 |
26,6 |
-2,1 |
Поездки |
29,8 |
27,1 |
25,6 |
24,4 |
25,1 |
-4,7 |
Другие коммерческие услуги |
41,5 |
43,8 |
45,4 |
45,5 |
48,3 |
+6,8 |
Источник: www.forex.ru
Из таблицы видно, что в 2009 году произошел спад роста по всем направлениям мирового рынка услуг. Но к 2010 году показатели роста стали опять увеличиваться. Если анализировать весь исследуемый период, то можно сказать, что ситуация на 2011 год прослеживается негативная по сравнению с 2007 годом. Только статья «Другие коммерческие услуги» имеют положительную тенденцию как по импорту (+6,8%), так и по экспорту (+8,6%).
Следующие по количеству и росту транспортные услуги, а затем поездки.
Проанализируем региональную структуру мирового экспорта импорта услуг 2007-2011 гг. (таблица 3) Приложение 315
Итак, можно сделать вывод, что в 2011 году произошел значительный спад в росте Мировых услуг. Менее всего пострадал рынок Южной и Центральной Америки, более всего пострадал рынок Европы и это связано скорей всего с мировым экономическим кризисом.
Рассматривая подробно таблицу 6, можно сказать, что в Северной Америке, Европе и Азии среднегодовой рост экспорта превышает рост импорта, а в Африке и Северной и Центральной Америке наоборот
среднегодовой рост импорта превышает рост экспорта. Если сравнивать по всему миру, то рост импорта и экспорта практически равен друг другу.
14.www.forex.ru
15.Даниленко Л.Н. Мировая экономика :учебное пособие/-М.:КНОРУС,2010. -320 с.
Подводя итоги п.п.2.1. можно сделать вывод, что в структуре мирового рынка услуг происходят значительные изменения, также прямо пропорционально изменяется и динамика данной сферы. Усложняется сфера услуг за счет стремительного возникновения новых производств. Все это связано с глобализационными процессами в экономике. Анализируя доли от общего объема услуг можно сказать, что в экспорте «поездки» занимают 32% из 100%, «транспортные услуги» - 23 %,остальные 45 % приходятся на «другие коммерческие услуги». В импорте «поездки» меньше на 2% чем в экспорте, а «транспортные услуги» больше на 5 %.Анализируя период с 2007 года до 2011 прослеживается негативная ситуация,т.к. только «другие коммерческие услуги» увеличиваются как по импорту, так и по экспорту.
В целом, рынок услуг развивается весьма динамично и толчком к этому является НТП, Интернет и глобализация. В связи с этим необходимо проанализировать все эти процессы подробнее.
2.2. Анализ воздействия
на сферу услуг НТП (научно-
Исторически большинство услуг, за исключением транспорта и связи, длительное время развивались как бы в стороне от технического прогресса, опираясь в основном на использование трудовых ресурсов и несложных, иногда даже примитивных технологий, и эта ситуация до последнего времени менялась довольно медленно. Новая волна научно-технического прогресса захватила и эту сферу, и услуги стали широчайшим полем для применения его последних достижений, прежде всего электроники и информационно-коммуникативных технологий ИКТ).
Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал рейтинг стран по развитию информационных технологий в 2010 – 2011 гг.16 Лидерами продолжают оставаться Швеция и Сингапур. Третье место заняла
16.Ефремов А. Проблемы организации торговли услугами // Экономист. – 2011 - № 4 – С. 57-60.
Финляндия, замыкают пятерку Швейцария и США.
В первую десятку лидеров рейтинга входят почти все скандинавские страны, включая Данию (7) и Норвегию (9), но за исключением Исландии (16 место). Экономики «Азиатских тигров» следуют за Сингапуром и продолжают расти в рейтинге: Тайвань и Корея улучшают свои позиции на 5 мест каждая (до 6 и 10, соответственно), близко к лидерам находится и Гонконг (12). Китай, после нескольких последовательных лет быстрого развития, занял в рейтинге 36 место.
Китай развивает ИКТ успешнее всех остальных стран БРИК, и опережает Индию (48), Бразилию (56) и Россию (77), отмечается в отчете ВЭФ.
Россия, по данным отчета, поднялась в рейтинге на 3 позиции. К сильным сторонам страны относится благоприятная среда для развития ИКТ-инфраструктуры (42 место), а также достаточно высокий уровень готовности населения к использованию ИКТ (59 место) и непосредственного использования ИКТ населением (55 место). 17
В то же время, ряд проблем препятствуют
распространению ИКТ: в том числе
неразвитый рынок (118 место), законодательное
регулирование (111 место), низкие уровни
готовности к использованию ИКТ
и непосредственного
Индекс развитости ИКТ основан на комбинации общедоступных статистических данных и результатов опроса руководителей компаний. Всего в рейтинге ВЭФ исследуются 138 стран.
Представляя прогноз на 2012 г., аналитические компании смотрят вперед до 2020-го.18 Как подчеркивает IDC, сейчас происходит переход информационно-коммуникационной отрасли на новую технологическую
17.www.rumarket.info/index4.
18.www.rusimpex.ru/
платформу. По прогнозу IDC, к 2020-му объем рынка ИКТ вырастет относительно нынешнего уровня на 1,7 трлн. долл. и достигнет 5 трлн. долл. При этом более 80% роста обеспечат технологии “третьей” платформы. Хотя сейчас на их долю приходится не более 20%, но спрос на них намного опережает среднеотраслевой темп роста.
Несмотря на проблемы в мировой экономике, спрос на ИТ будет расти, считают аналитики. По прогнозу IDC, в 2012-м затраты на ИТ во всем мире вырастут на 6,9% до 1,8 трлн. долл. Примерно такая же картина наблюдалась и в 2011-м, когда рост составил 7%, превысив представленный в начале прошлого года прогноз. Основными двигателями станут развивающиеся рынки, а также мобильные технологии и другие компоненты “третьей” платформы, продажи которых будут ежегодно расти на 18% — в шесть раз быстрее остальных направлений рынка ИТ.19
В развивающихся регионах, к которым IDC относит все кроме Северной Америки, Западной Европы, Австралии, Японии и Новой Зеландии, расходы на ИТ вырастут на 14% (втрое выше, чем в развитых странах, — 4,5%). В результате вырастет влияние этих рынков на мировую отрасль ИТ. На них придется 28% мировых ИТ-расходов (в прошлом году — 21%), а их доля в росте рынка составит 53%.
Среди развивающихся стран больше всех на ИТ расходует Китай (28%). По прогнозу IDC, в 2012-м этот показатель увеличится на 20% до 145 млрд. долл. и тогда Китай обгонит Японию, заняв второе место в мире по объему ИТ-затрат.
Страны БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Япония) будут по-прежнему доминировать среди развивающихся рынков — на них придется почти половина всех ИТ-расходов.20
Таблица 9.
Распределение ИКТ-расходов в 2012 г. | |||||||
Сегмент ИТ-рынка |
2011 г. |
2012 г. | |||||
Расходы, млрд. долл. |
Рост, % |
|
Расходы, млрд. долл. |
Рост, % | |||
Компьютерное оборудование |
404 |
7,6 |
424 |
5,1 | |||
Корпоративное ПО |
268 |
9,6 |
285 |
6,4 | |||
ИТ-услуги |
848 |
6,9 |
874 |
3,1 | |||
Телекоммуникационное |
|
444 |
7,7 |
475 |
6,9 | ||
Телекоммуникационные услуги |
1701 |
6,1 |
1740 |
2,3 | |||
Всего |
3664 |
6,9 |
3798 |
3,7 |
Источник: Gartner.
По таблице 9 видно, что телекоммуникационные услуг берут на себя большую долю расходов как в 2011 (1701 млрд.долл.),так и в 2012(1740 млрд.долл.).Прирост расходов составил 39 млрд.долл. по сравнению с 2011 годом. Так же большие расходы идут на ИТ-услуги(848 млрд.долл)в 2011 году,а в 2012 они увеличиваются на 26 млрд.долл.По сравнению с другими, расходы на корпоративное ПО являются самыми низкими. По всем сегментам рынка расходы увеличились на 134 млрд.долл. в 2012 по сравнению с предыдущим годом.
Проанализируем общий объем мирового рынка ИТ-услуг в таблице 7.
Таблица 7
Объем мирового рынка ИТ – услуг, млрд. долл. США
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Абсолютное отклонение |
Относительное отклонение, % | |
Объем мирового рынка ИТ-услуг |
367 |
533 |
715 |
747 |
800 |
+433 |
218 |
Информация о работе Пути и направления совершенствования международного рынка услуг