Пути и направления совершенствования международного рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:12, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения международного рынка услуг. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1: Экономическая сущность международного рынка услуг и его современная тенденция развития ………………………………………………6
1.1. Понятие, экономическая сущность и факторы воздействия на рынок услуг………………………………………………………………..6
1.2. Географическое распределение, динамика и отраслевая структура рынка услуг………………………………………………………………..14
1.3. Современная тенденция развития рынка услуг, тенденции и перспективы участия России в международной торговле услугами….20
Глава 2: Анализ международного рынка услуг и факторов, воздействующих на его развитие…………………………………………………………………...26
2.1. Анализ динамики и отраслевая структура сферы услуг…………...26
2.2. Анализ воздействия на сферу услуг НТП (научно-технический прогресс)…………………………………………………………………...28
2.3. Анализ взаимосвязи Интернета с развитием сферы услуг и анализ глобализации услуг……………………………………………………….33
Глава 3: Пути и направления совершенствования международного рынка услуг……………………………………………………………………………....40
Выводы и предложения…………………………………………………………44
Список литературы………………………………………………………….......46

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая.docx

— 243.58 Кб (Скачать файл)

Источник: Gartner, Forrester, 2007-2011 гг.

Как видно из таблицы общий объем мирового рынка ИТ-услуг увеличился почти в 2,5 раза с 2007 года. В 2011 году мировые ИТ-расходы


19.www.cbr.ru/statistics

20.Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация // МЭ и МО. 2011. № 9. С. 21.

выросли на 5% в постоянной валюте, несмотря на экономические проблемы в Западной Европе и ряде других регионов. Сильный спрос на мобильные  устройства и софт в 2011 году не позволил ИТ-рынку скатиться в депрессию  и обеспечил позитивные итоги  года, даже несмотря на проблемы на рынке  ПК, вызванный наводнением в Тайланде и последующим сокращением объемов  производства ряда критических компонентов, таких как жесткие диски.

В долларовом выражении мировой  ИТ-рынок в 2011 году вырос почти  на 9%, но сопоставление в годовом  выражении, по мнению IDC, не совсем корректно, поскольку для компаний США в  течение последнего года валютные условия  были неблагоприятными. Как уже было сказано выше, наиболее устойчивый спрос в 2011 году отмечался в сегменте смартфонов (+46%), ПО (+6%) и систем дискового  хранения (+6%). Бизнес продолжил инвестировать  в обновление инфраструктуры, а также  новые приложения и мобильные устройства, включая планшеты.

По п.п.2.2. можно сделать вывод, что рынок информационных услуг является сегодня самым динамично развивающимся. Информационный бизнес, ставший одним из наиболее прибыльных и перспективных, привлекает все больше и больше фирм. Лидерами продолжают оставаться Швеция и Сингапур. Третье место заняла Финляндия, замыкают пятерку Швейцария и США. Сейчас происходит переход информационно-коммуникационной отрасли на новую технологическую платформу. К 2020-му объем рынка ИКТ вырастет относительно нынешнего уровня на 1,7 трлн. долл. и достигнет 5 трлн. долл. В 2011 году мировые ИТ-расходы выросли на 5% в постоянной валюте, несмотря на экономические проблемы в Западной Европе и ряде других регионов. Телекоммуникационные услуги берут на себя большую долю расходов как в 2011 (1701 млрд.долл.),так и в 2012(1740 млрд.долл.).Прирост расходов составил 39 млрд.долл. по сравнению с 2011 годом. Информационные потребности разных уровней растут быстрыми темпами, что расширяет возможности информационного обмена, ведет к появлению все новых информационных продуктов, стимулирует развитие всех видов информационной деятельности.

2.3. Анализ взаимосвязи  Интернета с развитием сферы  услуг и анализ глобализации  услуг

 

С конца прошлого века процесс глобализации услуг получает новое мощное ускорение с появлением Интернета, изначально ориентированного на наднациональные потоки реализации товаров и услуг.

На основе этой технологии услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Примечательно, что услугами связано само предназначение всемирной сети - реализация широчайшего спектра их видов в виртуальном мире: безгранично разжигается рыночное поле многих отраслей, утверждается принципиально новая модель обслуживания, технологически более совершенная, Экономически более эффективная.

Реализация товаров и услуг через Интернет обходится, как правило, дешевле, чем через традиционные каналы, и при большем удобстве для потребителей, получающих возможность широчайшего выбора и производителей, и способов доставки услуг.

Изменение технологий и передача информации сделали многие виды услуг способными к торговле. Одно из последних направлений развития электронной торговли через Интернет говорит о реальном функционировании глобальной экономики. О распространении Интернет говорят следующие цифры в таблице 4. Приложение 421

Из таблицы видно, что численность интернет пользователей за 2007 – 2011 год возросла в 2 раза с 972.828.001 чел. До 2.000.000.000 чел и эти показатели как раз таки говорят о всеобщей Интернет зависимости. В России за этот период число пользователей интернетом увеличилось на 22.700.000


21.Бурменко Т.Д. Даниленко Н.Н. Сфера услуг: Экономика: Сфера услуг в современном обществе: Сущность и классификация услуг; Рынок услуг и предпринимательство: Бизнес-план для малых предприятий сферы услуг; Мировой рынок услуг и др.: Учебное пособие для вузов (под ред. Бурменко Т.Д.). М.: КНОРУС, 2011. – 667 с.

человек, что составило 35,5 % численности самой страны. Это  самый маленький показатель по миру. На 2011 год   Мальта стала лидером  по показателю «пользователей в стране» - 78,3% населения этого региона  регулярно посещают интернет. Вторым регионом по этому показателю является Новая Зеландия – 77,6 % населения  заинтересованы в этой услуге.

Самый большой прирост  населения прослеживался в США(+194.713.190 чел),в Японии(+78.960.300 чел) ,в Германии (+48.772.275 чел) и наконец в Великобритании(+ 37.599.000 чел).Абсолютное отклонение за этот период по миру составило (+ 1.028.172.999) человек, это еще раз показывает стремительный рост распространения Интернета.   

Большую роль играет индекс информатизации, т. е. показатель уровня распространения персональных компьютеров (таблица 5). Приложение 522

         Из таблицы можно сделать вывод, что лидерами в использовании новых коммуникаций являются США (+4 % относительного отклонения), Япония (+3 %), Северная Америка и Россия(+2 %) и некоторые страны Западной Европы (Италия, Великобритания, Германия). В таких регионах как Китай (-1 %),Нидерланды (-0.6 %),Латинская Америка (- 0.2 %) и т.д. наоборот произошло снижение уровня информатизации. В Австрии, Великобритании и Сингапуре относительное отклонение равно нулю, то есть на протяжении пяти лет индекс информатизации в этих регионах не менялся, а оставался прежним. Самый большой индекс информатизации прослеживается в 2011 году (12 %) в Северной Америке и Японии, в США так же высокий индекс (10 %). Самый низкий индекс информатизации прослеживается в Сингапуре на протяжении всех 5-ти лет (0.5 %).Но все же видно, что уровень информатизации населения увеличивается с каждым годом. За счет глобализационных процессов происходит необратимый процесс интеграции населения планеты.

В Интернет переносятся и функции обслуживания производственного


22.Рынок электронной коммерции: все еще впереди - http://blog.nbcrs.ru/2010/06/blog-post_2366.html

 

спроса. Он действует в качестве посреднического механизма в установлении эффективных хозяйственных связей между фирмами всех стран и отраслей, а также в получении ими разнообразных услуг. Тем самым устраняются избыточные промежуточные звенья в хозяйственных цепочках, оптимизируются маршруты грузоперевозок, т. е. сокращаются немалые в экономике транзакционные издержки. Через Интернет проходят крупные потоки рекламы потребительского и производственного назначения, а также огромный массив информации самого разнообразного свойства.

Еще одним показателем влияния интернета на мировой рынок услуг являются объемы электронной коммерции в таблице 10.23

Таблица 10 - Мировые объемы электронной коммерции

 

2007

2008

2009

2010

2011

Абсолютное отклонение

Относительное отклонение, %

Объем электронной коммерции, млрд. долл. США

178,8

210,9

287,4

361,1

447

+268,2

250


    Источник: Интерфакс.

Несмотря на впечатляющие темпы прироста (за 2007-2011 гг. число пользователей услугами мировой сети выросло с 1 до 2 млрд. человек, а объемы электронной коммерции - до 447 млрд. долл. США) его экономическая роль пока несущественна.

Итак, анализ показывает, что рост Интернет-аудитории в мире в последние годы происходит в первую очередь за счет Азии (традиционно в этот регион включают также Океанию и Австралию), а среди азиатских стран наибольшие темпы по освоению Интернета сейчас показывает Китай.

Самыми активными Интернетчиками в мире оказались жители островных государств Мальты, Новой Зеландии и Исландии. Также очень распространен Интернет в Гонк Конге, что естественно, так как этот регион является одним из наиболее технологически развитых в сфере IT . В Европе наибольшую Интернет-активность проявляют скандинавы. Так, три скандинава из четырех выходят в Сеть. На первом месте - Швеция (82% населения), далее идут Дания и Финляндия (по 70%). Из стран Евросоюза Интернет наименее распространен в Литве, Польше, Португалии (по 29%), Венгрии (28%) и Греции (25%).24

И, наконец, немалый процент Интернет пользователей, конечно, среди американцев. Три четверти взрослого населения США, являются постоянными пользователями Сети. Большинство американских пользователей имеют широкополосное соединение (57%) и выходят в Сеть из дома (66%).

Круг Интернет пользователей в России только набирает свои обороты и составляют 8% от общего числа Интернет пользователей в мире.

Таким образом, влияние глобализации на сферу услуг выразилось, прежде всего, в разделении сферы услуг на два крупных непересекающихся сектора (таблица ):25

- традиционных услуг, носящих локальный характер - сюда мы включаем коммунально-бытовые, частично медицинские (касающиеся врачебного вмешательства) и частично транспортные (сухопутных средств транспорта) услуги;

- информационных услуг, все более приобретающих глобальный характер, «отрывающихся» от конкретного места оказания - сюда входят банковские, телекоммуникационные, образовательные, консультационные услуги, услуги связи, а также частично медицинские (консультации) и транспортные (морской и воздушный виды) услуги.

 

 

 

 


23.Буров А.С. Конъюнктура мировых рынков товаров и услуг//Учебное пособие для вузов. - М.: Изд. «Экзамен», 2010. – 416 с.

24.Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2007.- 672с.

25.www.opec.org

26.www.rubricon.com

Таблица 11 - Влияние телекоммуникационных технологий и глобализации на сферу услуг26

Сфера услуг

Традиционные услуги

Информационные услуги

Локальный характер

Глобальный характер без  территориальной привязки

Непосредственный контакт  с потребителем

Контакт «он-лайн», опосредованный телекоммуникационными средствами

     

     Источник : www.rubricon.com

Отметим также, что глобализацию нередко трактуют как распространение по всей планете либеральных ценностей англосаксонского, прежде всего, североамериканского происхождения, американизацию различных обществ. Данный аспект глобализации повлиял, прежде всего, на изменение мирового товарного рынка (распространение глобальных марок, таких как Кока-кола, Риглис и проч.). В сфере услуг данный аспект выразился в распространении по всему миру таких предприятий обслуживания как МакДональдс, Вестерн Юнион и др., успех которых связывается не только с тем, что проезжающие потребители требуют привычного уровня и привычных характеристик удовлетворения их потребностей, но и с тем, что часть местного населения испытывает повышенный интерес к данным сетям обслуживания, желая «почувствовать себя американцем». 27

Итак, по п.п. 2.3. можно сделать выводы, что численность интернет пользователей за 2007 – 2011 год возросла в 2 раза с 972.828.001 чел. До 2.000.000.000 чел и эти показатели как раз таки говорят о всеобщей Интернет зависимости. На 2011 год   Мальта стала лидером по показателю


27.Серебрянников П.И. Международная торговля на рынках услуг [Электронный ресурс] // Горизонты промышленной политики: [сайт]. – [Б.м.], 09.12.03. - URL: http://www.prompolit.ru/131888 (04.11.09)

«пользователей в стране» - 78,3% населения этого региона  регулярно посещают интернет. Самый большой прирост населения прослеживался в США(+194.713.190 чел). Абсолютное отклонение за этот период по миру составило (+ 1.028.172.999) человек, это еще раз показывает стремительный рост распространения Интернета. Круг Интернет пользователей в России только набирает свои обороты и составляют 8% от общего числа Интернет пользователей в мире. Абсолютное отклонение за этот период по миру составило (+ 1.028.172.999) человек, это еще раз показывает стремительный рост распространения Интернета.

Общим выводом по 2 главе могут стать такие факты как:     

1. В структуре мирового рынка услуг происходят значительные изменения, также прямо пропорционально изменяется и динамика данной сферы.

2.Анализируя доли от общего объема услуг можно сказать, что в экспорте «поездки» занимают 32% из 100%, «транспортные услуги» - 23 %,остальные 45 % приходятся на «другие коммерческие услуги». В импорте «поездки» меньше на 2% чем в экспорте, а «транспортные услуги» больше на 5 %.

3.Китай развивает ИКТ успешнее всех остальных стран БРИК, и опережает Индию (48), Бразилию (56) и Россию (77), отмечается в отчете ВЭФ.

4.Россия, по данным отчета, поднялась в рейтинге на 3 позиции. К сильным сторонам страны относится благоприятная среда для развития ИКТ-инфраструктуры (42 место), а также достаточно высокий уровень готовности населения к использованию ИКТ (59 место) и непосредственного использования ИКТ населением (55 место).28

5.Несмотря на проблемы в мировой экономике, спрос на ИТ будет расти, считают аналитики. По прогнозу IDC, в 2012-м затраты на ИТ во всем мире вырастут на 6,9% до 1,8 трлн. долл.

6.Среди развивающихся стран больше всех на ИТ расходует Китай (28%). По прогнозу IDC, в 2012-м этот показатель увеличится на 20% до 145 млрд. долл. и тогда Китай обгонит Японию, заняв второе место в мире по объему ИТ-затрат. 29

7.По всем сегментам рынка ИКТ - расходы увеличились на 134 млрд.долл. в 2012 по сравнению с предыдущим годом.

8. Наиболее устойчивый спрос в 2011 году отмечался в сегменте смартфонов (+46%), ПО (+6%) и систем дискового хранения (+6%).29

Информация о работе Пути и направления совершенствования международного рынка услуг