Пути повышения прибыли и рентабельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:14, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль в рыночных условиях – одна из основных целей предпринимательства и критерий эффективности производства. Управление прибылью и рентабельностью предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли и рентабельности, что в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность, это и обусловило актуальность данной работы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью 5
1.1 Прибыль, ее экономическая сущность 5
1.2 Основные виды и показатели прибыли 7
1.3 Рентабельность, сущность и виды 11
1.4 Порядок проведения анализа прибыли и рентабельности 15
Глава 2. Управление прибылью и рентабельностью на примере ТОО «Асер» 20
2.1 Краткая характеристика исследуемого предприятия 20
2.2 Этапы и принципы управления прибылью и рентабельностью на ТОО «Асер» 22
2.3 Анализ формирования прибыли 24
2.4 Анализ формирования рентабельности 31
Глава 3. Пути повышения прибыли и рентабельности 34
3.1 Мероприятия, связанные с изменением цены, себестоимости и объема продаж на примере ТОО «Асер» 35
Заключение. 38
Список литературы 40

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 510.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значимость экономического анализа таких важнейших показателей, как прибыль и рентабельность предприятия трудно переоценить, ведь именно прибыль есть конечный финансовый результат деятельности предприятия, служащий источником пополнения финансовых ресурсов предприятия. Для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели прибыли и рентабельности (доходности).

Первый из них, собственно говоря, и является целью работы предприятия, второй показатель – показатель рентабельности позволяет точно оценить уровень развития предприятия как в целом, так и с различных сторон.

Прибыль в рыночных условиях – одна из основных целей предпринимательства и критерий эффективности производства. Управление прибылью и рентабельностью предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, указывает на ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявляет резервы роста прибыли и рентабельности, что в конечном счете, позволяет предприятию более успешно осуществлять свою деятельность, это и обусловило актуальность данной работы.

Главная цель работы – исследование процессов, связанных с управлением, формированием прибыли и рентабельностью, рассмотрение теоретических и практических вопросов, связанных с управлением прибылью и рентабельностью, их видов, приведение формул расчетов прибыли и рентабельности, определение путей повышения прибыли, как основных показателей эффективности деятельности предприятия.

Исходя из поставленной цели сформулированы основные задачи курсовой работы:

  1. раскрыть понятие прибыли и рентабельности,
  2. выбрать методику проведения анализа прибыли и рентабельности предприятия,
  3. представить краткую характеристику исследуемого предприятия,
  4. провести анализ прибыли и рентабельности на примере предприятия ТОО  «Асер»,
  5. предложить мероприятия по увеличению суммы прибыли и рентабельности.
  6. сделать соответствующие выводы.

Объектом данной работы является финансово-хозяйственная деятельность предприятия, занимающегося выпуском натурального хлебного кваса, прохладительных напитков и пива «Асер».

Непосредственно, предмет исследования работы – это методы управления прибылью и рентабельностью как основных показателей эффективности деятельности предприятия на примере организации ТОО «Асер».

Информационной базой является бухгалтерская отчетность, а именно форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №2 «Отчет о прибыли и убытках» за 2008–2009 отчетные годы.

Теоретической основой исследования послужили законодательные и нормативные акты такие, как труды ученых И.А. Бланка, В.В. Ковалева, А.Д. Шеремета и др.

При проведении анализа прибыли и рентабельности были использованы следующие методы:

  1. чтение бухгалтерской отчетности,
  2. горизонтальный и вертикальный анализ основных финансово-экономических показателей,
  3. факторный анализ прибыли и рентабельности методом цепных подстановок,
  4. маржинальный анализ прибыли и рентабельности.

прибыль управление рентабельность предприятие

Глава 1.   Теоретические основы управления прибылью и рентабельностью

 

1.1 Прибыль, ее экономическая сущность

 

Представляя собой конечный финансовый результат, прибыль является основным показателем в системе текущих целей предприятия:

Ковалев В.В. предлагает следующее общее определении: прибыль – это некий доход от операции, требовавший изначально определение инвестиции и (или) расхода, и проявляющийся в увеличении совокупного экономического потенциала (богатства) инвестора по окончании (фактическом или условном) данной операции. Прибыль множественна по своему представлению и методам измерения и идентифицируется только тогда, когда четко определены понятия, во-первых, доходов и расходов или капитала и, во-вторых, способов их оценки и увязки в едином счетном алгоритме. Иными словами, прибыль – это расчетный и условный показатель; в зависимости от набора включенных и рассмотренных факторов могут исчисляться разные показатели прибыли 1.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятий представляет собой разницу между общей суммой доходов и затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

В увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и других доходов. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Характеризуя рентабельность вложений средств в активы данного предприятия и степень умелости его хозяйствования, прибыль является наилучшим мерилом финансового здоровья предприятия. Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.

Кроме того, прибыль предприятия имеет более широкое назначение, т.к. из нее выплачивается налог на прибыль, являющийся частью доходов, за счет которых формируется бюджет государства.

Прибыль выполняет ряд функций, среди которых можно выделить распределительную, стимулирующую и оценочную:

1) Функция прибыли как меры эффективности производства заключается в том, что именно прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход фирмы на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие и т.п.

2) Стимулирующая функция прибыли предопределена тем, что прибыль позволяет получать не только личный доход владельцам предприятия, но и создает возможности для наращивания капитала3) От оценочной функции зависит хозяйственная деятельность, рост или снижение ее объемов, успех или неудача в предпринимательской деятельности2.

Размеры прибыли и возможности ее роста находятся в сложной зависимости от ряда факторов, важнейшие из которых следующие:

  • объем реализации;
  • структура товарооборота;
  • величина других доходов и расходов, входящих в состав прибыли;
  • уровень налогообложения прибыли.

 

1.2 Основные виды и показатели прибыли

 

Рассмотрим подробно отдельные виды прибыли на основе классификации И.А. Бланка по основным признакам3.

1) По характеру отражения в учете:

  • Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между доходами предприятия и внешними его текущими затратами (издержками), отражаемыми бухгалтерским учетом.
  • Экономическая прибыль представляет собой разность между суммой доходов предприятия, с одной стороны, и суммой как внешних, так и внутренних его текущих затрат (издержек), с другой. При этом внутренние текущие затраты предприятия, не отражаемые бухгалтерским учетом, оцениваются по альтернативной их стоимости.

2) По характеру деятельности предприятия разделяют:

  • Прибыль от обычной деятельности характеризует финансовый результат от всех традиционных для данного предприятия видов деятельности и хозяйственных операций.
  • Прибыль от другой деятельности характеризует необычный или очень редкий для данного предприятия источник ее формирования.

3) По основным видам хозяйственных операций предприятия выделяют:

  • Прибыль от реализации продукции – товаров, работ, услуг – является основным ее видом на предприятии, понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.
  • Прибыль от других операций. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от паевого участия данного предприятия в деятельности других совместных предприятий с отечественными и зарубежными партнерами; доходы по депозитным вкладам предприятия в банках; полученные штрафы, пени и неустойки и некоторые другие доходы.

4) По основным видам деятельности предприятия выделяют:

  • Прибыль от операционной деятельности представляет собой совокупный объем прибыли от реализации продукции и прибыли от других операций, не относящихся к инвестиционной или финансовой деятельности.
  • Прибыль от инвестиционной деятельности характеризует итоговой финансовый результат от операций по приобретению (сооружению, изготовлению) и продаже амортизируемого имущества – основных фондов, нематериальных активов и других необоротных активов, а также краткосрочных финансовых инвестиций, которые не являются эквивалентами денежных средств.
  • Прибыль от финансовой деятельности характеризует финансовый результат операций, которые приводят к изменению размера и состава собственного капитала и ссуд предприятия.

5) По составу элементов, формирующих прибыль, различают:

  • Маржинальная прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности (валового дохода предприятия от этой деятельности, уменьшенного на сумму налоговых платежей за счет него) за вычетом суммы переменных затрат.
  • Валовая прибыль характеризует сумму чистого дохода от операционной деятельности за вычетом всех операционных расходов, как постоянных, так и переменных (валовая прибыль соответственно представляет собой разницу между всей суммой чистого дохода предприятия и всей суммой его текущих затрат).
  • Чистая прибыль характеризует сумму валовой прибыли, уменьшенную на сумму налоговых платежей за счет нее.

6) По характеру налогообложения прибыли выделяют налогооблагаемую и не облагаемую налогом ее части.

7) По степени использования выделяют нераспределенную и распределенную прибыль предприятия. Первый ее вид характеризует часть сформированной прибыли предприятия, которая еще не распределена на конкретные нужды. Второй ее вид характеризует часть сформированной прибыли, уже распределена и не использована в процессе хозяйственной деятельности4.

Источником информации для анализа прибыли являются данные формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». Благодаря которой определяется система показателей прибыли (рисунок 1).

 










Рисунок 1. Система показателей прибыли

 

1) Валовая прибыль представляет собой разницу выручки от продажи товаров, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг.

2) Прибыль (убыток) от продаж товаров, работ, услуг определяется как разница между выручкой от реализации товаров, работ, услуг в действующих ценах без НДС, налога и акцизов и затратами на ее производство и реализацию с учетом коммерческих и управленческих расходов.

3) Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна валовой прибыли, уменьшенной на сумму:

– отчислений в резервный фонд и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотрено законодательством;

– рентных платежей в бюджет;

– доходов по ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;

4) Чистая прибыль предприятия, т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении, определяется как разность между валовой прибылью и суммой налогов на прибыль. 5

Кратко раскроем каждый показатель, используемый при расчете показателей прибыли:

  • Нетто-выручка от продажи товаров, работ, услуг – выручка от продажи товаров, работ, услуг за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.
  • Себестоимость проданных товаров, работ, услуг – стоимостная цена используемых в процессе производства реализованных товаров (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.
  • Коммерческие расходы – затраты по отгрузке продукции покупателям, расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д.
  • Управленческие расходы – расходы на управление предприятием.
  • Проценты к получению / уплате – проценты по облигациям, депозитам и проценты за предоставление денежных средств в пользование организациям.
  • Доходы от участия в других организациях – доходы по акциям, принадлежащим организации.
  • Прочие доходы – это доходы от продажи активов, аренды, плата за предоставление патентов, промышленных образцов и т.д. Прочие расходы – это плата за услуги банка, расходы по содержанию законсервированных объектов, расходы по аннулированным заказам и т.д.

 

1.3 Рентабельность, сущность и виды

 

Для оценки эффективности работы производственного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли.

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: «рентабельность (от нем. Rentabel – доходный, прибыльный) представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов». 6

Информация о работе Пути повышения прибыли и рентабельности